Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению агрессивности у старших школьников; поведение старших школьников; представлены результаты исследования уровня агрессивности у детей старшего школьного возраста.
Ключевые слова: агрессивность; дети, воспитывающиеся в детском доме; дети сироты.
 

Сложность переходного периода в развитии общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки молодого поколения к жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей человека, формирования его ориентации в жизни, стимулирующих самореализацию. Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях – сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. Характерным результатом указанных негативных факторов выступает высокий уровень социальной дезадаптации этих детей.

  Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Ясно лишь одно: психология неразрывно связана с психическим здоровьем, состояние и развитие которого не занимает подобающего ему места в педагогической и психологической программе работы с ребенком [1].

Особенно остро нуждаются в оказании помощи дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

   Существует несколько взаимосвязанных проблем, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими технологиями [2].

Основные из них:

  -Крайне слабое психологическое и социально – педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детских домах.

  -Дети не получают необходимого развития их личности,

позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический

инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них.

  -Существующая педагогическая система в детском доме не

формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций,

психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение [3].

Последствие отставания педагогических технологий работы с детьми –

социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации:

-По способности к приобретению профессии и трудоустройству;

-По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций

в жизни;

-По способности образовать собственную семью и успешно

выполнять родительские воспитательные функции [4].

  Значительная часть выпускников детского дома остаются на низких «этапах» развития общества; они пополняют ряды преступников, наркоманов, алкоголиков и тех родителей, которые, в свою очередь, отказываются от воспитания уже собственных детей.

  Таким образом, педагогический процесс в современном детском доме в кратчайшие сроки должен быть дополнен такими психологическими и социально – педагогическими технологиями работы с детьми, которые позволяют существенно повысить уровень развития их личности и возможности в последующей социальной адаптации.

  На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом говорят и биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников (Долгова В.И., [5]).

Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей; у определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и общественного дошкольного воспитания, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., [6]).

Наше исследование проходило в три этапа:

I.Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы. На этом этапе проведен анализ литературы по проблеме исследования, выдвинута гипотеза, сформулированы цели и задачи исследования, проанализировано понятие «социальная адаптация».

II.Опытно-экспериментальный этап: определялась база исследования, подобраны методики изучения агрессивности младших дошкольников, проведены проективные методики, обработаны и проанализированы результаты методик.

III. Контрольно-обобщающий: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, формулирование практических рекомендаций по подавлению агрессивности у дошкольников.

В исследовании по изучению агрессивности дошкольников детского дома были использованы следующие методы исследования:

1.Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение).

2. Эмпирические (беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент, методики диагностического обследования такие, как методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, опросник «Чувства в школе»).

В разнообразных проявлениях активности субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п.) в той или иной мере проецируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя - воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., Попова Е.В., [7]).

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методики:

1. Графическая методика "Кактус"

2. Методика "Несуществующее животное"

 

1. Графическая методика "Кактус"

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка-дошкольника.  

Рисунок 1. Результаты диагностики по графической методике «Кактус» 

Анализ результатов проведенного нами исследования   позволяет утверждать, что у большинства детей младшего школьного возраста  преобладает высокий уровень агрессивности.

Количество испытуемых с высоким уровнем эгоцентризма превышает количество испытуемых с высоким уровнем зависимости в 4 раза.

Детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить также, что для этих детей не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других. При усилении конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за своими действиями (Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., [8]).

2. Методика "Несуществующее животное"

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением") [9].  

Рисунок 2. Результаты диагностики по графической методике «несуществующее животное» 

По результатам методики количество детей с защитной агрессией превышает количество детей с защитной агрессией.

Таким образом, на основании результатов по двум проективным методикам, различия в уровне агрессии и уровне тревожности по двум выборкам: 1-ая дошкольники детского дома (экспериментальная), 2-ая дошкольники детского сада (контрольная) выявлены, но они небольшие, т.е. мы можем сказать, что уровень агрессии и уровень тревожности у детей детского дома выше, но незначительно. 

Ссылки на источники 

  1. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М.: Владос, 2007. – 303 с.
  2. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд.: ил. – Серия: Детскому психологу. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
  3. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебник. – М.: Академия, 2010. – 528 с.
  4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ РГУ, 2009. – 146 с.
  5. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно  психического здоровья дошкольников // В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
  6. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  7. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  8. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И. и др. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / Москва, 2013. – 234 с.
  9. Носс И. Психодиагностика. – М.: Юрайт, 2014. – С. 147-148.