Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлены результаты исследования эмоционального выгорания педагогов системы образования. Основными составляющими этого синдрома является чувство эмоционального и физического истощения, вызванного эмоциональной перегрузкой. Исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов проведено по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, стресс, педагоги.

Ряд профессий, связанных с интенсивными межличностными  взаимодействиями, сопровождается повышенными эмоциональными нагрузками на работника. В категорию, так называемых, «помогающих профессий», входят работники сервисных служб, медицинской, психологической, социальной, юридической сфер, специалисты, связанные с работой в условиях экстремальных ситуаций (пожарные, спасатели, военные, работники правоохранительных органов), учителя (Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова) [1]. Педагоги оказываются беззащитными перед наличием таких явлений, как информационные перегрузки, социальная защищенность, многофункциональность деятельности, постоянные психотравмирующие ситуации (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, и др.). Происходит формирование синдрома эмоционального выгорания [2].

Основу синдрома, по мнению К.Маслач, составляют многие симптомы: чувство эмоционального истощения, изнеможения; дегуманизация, деперсонализация - формирование отрицательного отношения к ученикам;  негативное самовосприятие в профессиональном плане [3].

С целью изучения эмоционального выгорания нами проведено исследование, в котором приняли участие 33 педагога. По методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [4] определили уровень эмоционального выгорания у молодых специалистов в системе образования г. Челябинска. Педагогический стаж педагогов от 0 до 5 лет.

В таблице 1 приведены данные о количестве педагогов, имеющих сформированные или формирующиеся фазы «эмоционального выгорания». 

Таблица 1

Уровень развития фаз «эмоционального выгорания» (в % к количеству опрошенных)

Уровень развития фаз

Название фаз

Напряжение

Резистенция

Истощение

Складывается

28%

44%

28%

Сложился

28%

48%

20%

В эту таблицу мы разместили результаты исследования уровня «эмоционального выгорания» педагогов по трем фазам  (напряжение, резистенции и истощения).

Более всего проявляются симптомы резистентной фазы «эмоционального выгорания» (у 15 педагогов из 33 (у 44%); а 16 педагогов испытывают уже сложившееся психическое состояние резистенции (рис.1).


Рис.1. Проявление синдрома «эмоционального выгорания» педагогов по фазе «резистенция»

На втором месте по проявлению можно констатировать «напряжение» как фазу «эмоционального выгорания». В начале этой фазе находятся 28% (9 человек) педагогов, сформировалось напряжение тоже у 28% (9 человек). Эти педагоги ощущают воздействие психотравмирующих факторов, возрастает напряжение, которое проявляется в отчаянии и негодовании. Но они пока еще не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но и у них случаются ситуации, неразрешимость которых в совокупности приводит к развитию «эмоционального выгорания». У педагогов проявляется повышенная совестливость и чувство ответственности, это нагнетает напряжение, а на последующих этапах «выгорания» может провоцировать деструктивную психологическую защиту. Педагоги испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личной тревоги, разочарование в профессии. Следует отметить, что у 15 человек напряжение наблюдается в самой начальной стадии (рис.2).


Рис.2. Проявление синдрома «эмоционального выгорания» педагогов по фазе «напряжение»

И на третьем месте по проявлению эмоционального выгорания находится фаза «истощения».

 Рис.3. Проявление синдрома «эмоционального выгорания» педагогов по фазе «истощение» 

Получается, что у значительной части педагогов сопротивление действию стрессогенных факторов находится на стадии резистенции. Вместе с тем у 28% (9 человек) педагогов начинает складываться, а у 7 педагогов (20%) уже наблюдается истощение нервной системы. Среди наших испытуемых больше педагогов, эмоциональное выгорание которых характеризуется резистенцией и истощением.

В таблице 2 приведены данные о частоте различных проявлений фазы такой фазы эмоционального выгорания как «резистенция».

Таблица 2

Уровень проявления симптомов фазы «резистенция» (в % к количеству опрошенных) 

Уровень сформированности симптомов

Название симптомов

Неадекватность эмоций

Нравственная дезориентация

Экономия эмоций

Упрощение проф. обяз.

Складывается

28%

20%

16%

24%

Сложился

72%

44%

40%

56%

Доминирует

52%

28%

32%

36%

На фазе эмоционального выгорания «резистенция» доминирующим симптомом является симптом «неадекватного эмоционального реагирования». Этот симптом сложился у 72% педагогов, у 28% он начинает складываться. Сформированность названного симптома говорит, о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися эмоциями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих конфликтов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное – эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.

Далее следует симптом «упрощение или редукция профессиональных обязанностей». Этот симптом сложился у 56% педагогов и начинает складываться у 24% педагогов. На этом уровне проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного внимания к учащимся и коллегам.

Следующим по степени выраженности является симптом «расширения сферы экономии эмоций». Этот симптом сложился у 40% педагогов и складывается у 16% педагогов. На этом уровне форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормам, а дома замыкаются или хуже того отстраняются от всех.

Наименее выраженным в данной фазе оказался симптом «эмоционально нравственной» дезориентации. Он сложился у 44% педагогов, а складывается этот симптом у 20% педагогов. Для таких педагогов настроение и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, «хороших» и «плохих». В целом фаза «резистенция» сформировалась у 48% педагогов, находится в стадии формирования у 44%.

Результаты исследования показывают, что приспособление организма к действию стресса у педагогов происходит за счет, в первую очередь,  повышения избирательности восприятия травмирующей ситуации и искаженного, в связи с этим, эмоционального реагирования на ситуацию. Помимо этого, в качестве способов снижения психоэмоцинального напряжения используются упрощение профессиональных обязанностей, размывание морально – нравственных ориентиров и снижение чувствительности и эмоционального реагирования на стрессовые ситуации.

В таблице 3 приведены данные о частоте различных проявлений фазы «истощения».

Таблица 3

Величина симптомов фазы «истощения» (в % к количеству опрошенных) 

Уровень сформированности симптомов

Название симптомов

Эмоциональный дефицит

Эмоц.отстраненность

Личностная отстраненность

Психосомат. нарушения

Складывается

24%

12%

48%

24%

Сложился

28%

16%

12%

36%

В фазе «истощения» доминирующим является симптом «личностной отстраненности». Он уже сложился у 48% из обследованных нами педагогов, а складывается этот симптом всего у 12% педагогов. Симптом проявляется в процессе общения в виде частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности.

Следующим по степени выраженности является симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом сложился у 36% педагогов; складывается - у 24%.

Симптом «эмоционального дефицита» сложился у 28% а складывается - у 24% педагогов. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, человек не может войти в их положение. При этом личность переживает проявления этих ощущений. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит симптом усиливается.

Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома «эмоционального дефицита».

Наименее выраженным оказался симптом «эмоциональной отстраненности». Он сложился у 16% педагогов, а складывается у 12%. Педагоги, пораженные этим симптомом, почти полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. Их почти не волнуют, не вызывают эмоционального отклика ни позитивные обстоятельства, ни негативные. В целом фаза «истощения» сформировалась у 20% педагогов, а стадия формирования у 28%.

Таким образом, мы видим, что наибольший процент педагогов находится во второй фазе «эмоционального выгорания», в фазе «резистенция – сопротивления»; у 48% педагогов эта фаза сложилась и у 44% складывается; в фазе «истощения» находятся 20% педагогов; у 28% эта фаза начинает складываться.

Эмоциональному выгоранию в большей степени подвержены те педагоги, которые работают с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на инновационный процесс (Долгова В.И., Буслаева М.Ю., Капитанец Е.Г., [5, 6, 7]).

Стадия «истощения» уже начинает складываться у 48% педагогов, причем приспособление к ситуациям повышенного психического напряжения осуществляется у них за счет развития психосоматических заболеваний, а также сужения способов эмоционального реагирования на проблемы, возникающие на работе.

Полученные данные позволили разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов, включающую проведение тренинга по развитию конструктивных психологических защит у молодых педагогов в стрессовых ситуациях (В.И. Долгова, О.А. Кондратьева [8]), и тренинга по развитию профессионально важных качеств у педагогов (В.И. Долгова, В.К. Шаяхметова [9]).

При проведении профилактической работы с педагогами рекомендуется снижать темп предъявления информации, давать отсрочки для принятия решений. С педагогами для предотвращения снижения восприятия к поступающей информации необходимо проводить занятия по развитию креативности, гибкости мыслительных процессов. Необходимо также проводить педсоветы, методические объединения, консилиумы с применением активных методов обучения, в том числе мозгового штурма.

Выводы:

По результатам диагностирования мы определили уровень «эмоционального выгорания». У большинства педагогов 28% (9 человек) начинает складываться, а у определенного количества педагогов 20% (7 человек) уже сложилась стадия «истощения» нервной системы. Стадия «резистенция» начинает складываться у 44% (15 человек) педагогов, а у 48% (16 человек) эта стадия уже сложилась. Полученные нами данные, свидетельствуют, что фаза «напряжения» начинает складываться у 28% (9 человек)  педагогов и у такого же количества педагогов 28% (9 человек) эта фаза уже сложилась. В процессе  проведения целевой программы по снижению уровня «эмоционального выгорания» большинство педагогов  могут справиться с негативными проявлениями его синдрома.

 Ссылки на источники 

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  2. Коржова Е.Ю. Представления о здоровье личности в отечественных психологических подходах// Вестник Смоленского государственного университета. – 2012. –  Т.20. – №4. – С. 16-20.
  3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: // URL:http://hr.qetu.net/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spravlyayutsya.html
  4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
  5. Долгова В.И. Simulation of the formation of emotional stability of personality // В сборнике: HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. –  London, 2013. – С. 67-70.
  6. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости молодых специалистов в образовательной среде педагогического вуза // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. – 2013. – № 12. – С. 2113.
  7. Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. – 2015. – № 02 (февраль). – ART 15047. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  8. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. –  М.: Издательство Перо, 2014. – 160 с.
  9. Долгова В.И., Шаяхметова В.К. Инвариантность профессионально важных качеств: монография – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. -  314 с.