Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению и коррекции агрессивности и агрессивного поведения младших школьников; подбору и необходимостью проведения коррекционной программы для детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением для достижения позитивных поведенческих изменений личности.
Ключевые слова: младший школьный возраст, агрессивность, психолого-педагогическая коррекция, агрессия.
 

Актуальность проблемы связана с необходимостью исследования повышенной агрессивностью детей младшего дошкольного возраста в игровой ситуации.

Влияние психолого-педагогической коррекции возможно, если учитывать причины формирования агрессивности у младших школьников и способствовать их снижению.

Максимальную эффективность в преодолении негативных тенденций в развитии личности младших школьников можно достичь при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Это способствует гармонизации межличностных отношений между триадой «Ребенок-Родитель-Педагог».

Одной из острейших социальных проблем нашего общества является рост агрессивных тенденций в школьной среде.

Общаясь с агрессивными младшими школьниками, учитель, психолог должен помнить, что он работает не с агрессивностью как таковой, а с растущей, формирующейся личностью.

В одних случаях развитие навыков контроля за собственной агрессией приводит к ее угасанию, в других - к определенным трансформациям агрессии, когда ребенок учится проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение.

У части младших школьников агрессия остается несоциализированной и находит выход в физическом насилии и в последующем подростковом периоде.

Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены и психологически – эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Такие дети часто болеют, капризничают и нервничают. Недомогание проявляется в постоянной раздражительности, в слезах по самому незначительному поводу [1, 2].

В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу. Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст выразительно прочитать. Ребенок стремиться утвердить себя среди сверстников [3].

На формирование личности младшего школьника социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические – опосредованное.

Социальными факторами психологического развития являются:

- переход из дошкольной среды в школьную, где младший школьник проходит процесс адаптации, принимая новые условия в своей жизни. Существенно меняя поведение ребенка в целом учебная деятельность;

- расширение общественной, социально-полезной деятельности младшего школьника в классе и в школе, расширение круга общения со сверстниками, установление контакта с учителем;

- происходит изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы и включать в обсуждение семейных проблем.

Биологическими факторами психологического развития являются:

- равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста;

- интенсивное развитие моторной деятельности. Изменения функционирования лобных долей головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность [4, 5].

Наиболее частой причиной проявления агрессивности у младших школьников является педагогическая запущенность.

Педагогическая запущенность – это нарушение поведения и школьная недисциплинированность.

Причинами являются отклонения в развитии познавательной сферы; недостатка в развитии эмоционально-волевой сферы; нарушения в мотивационно-личностной сфере.

Основными причинами школьной неуспеваемости является психическая неустойчивость, аффективная возбудимость, безволие, низкая стрессоустойчивость; отсутствие адекватных способов реагирования, когнитивный диссонанс, смысловой барьер, низкие нравственные ценности, искажение жизненного смысла, потеря самоидентичности, а также дидактогения [6].

Проявление агрессивности встречается у младших школьников, желающих самоутвердиться в глазах учителя перед сверстниками.

Именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений младших школьников (фрустрация потребности «быть значимым в глазах учителя») [7].

База нашего исследования: МАОУ СОШ №67 г. Челябинска, исследование было проведено с целью выявления уровневых показателей агрессивности детей и учета их при дальнейшей разработке программы психолого-педагогической коррекции. В диагностическом исследовании принимали участие дети 3 классов в количестве 35 человек в возрасте 9 лет.

В процессе исследования были использованы следующие методики: «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки, «Рисунок несуществующего животного» (А.Л. Венгер).

Первой проведенной методикой была «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки. Для проведения диагностики детям были розданы бланки с утверждениями, на которые они должны были ответить «да» или «нет». В данной выборке был задействован один класс. В 3 классе обучаются всего – 18 мальчиков, 17 – девочек.

Анализ результатов исследования по данной методике показал, что у младших школьников преобладает вербальная агрессия (среднее значение составляет 5,4 балла по всей группе); раздражение и обида (4,5 балла), что являются причиной формирования агрессивности.

Вербальную агрессию младшие школьники выражают так: не одобряют поведение товарища, часто бывают не согласны, спорят с окружающими людьми, требуют, чтобы их уважали, ругаются от злости, раздражение проявляется в ярости, когда над ребенком посмеиваются. Обида характеризуется в ситуациях, если не всегда получают то, что хочет.

Менее выражены такие особенности агрессивности, как подозрительность (3,8 балла) и чувство вины (3,9 балла)

По методике «Рисунок несуществующего животного» (А.Л. Венгер) рассматриваемые критерии: агрессия: - ситуативное качество личности ребенка, агрессивность – стабильное качество личности ребенка.

Анализ исследования показывает, что в данной группе испытуемых 10 младших школьников (28,57%) имеют высокий уровень проявления агрессии, средний уровень имеют 16 детей (45,71%) и низкий уровень – 9 (25,71%).

Агрессия в этом случае у детей проявляется ситуативно. В группе исследуемых наиболее выступает «склонность к вербальной агрессии».

Можно предположить, что возможными причинами проявления агрессивности могут быть у младших школьников – подчеркивание своего пола и наличие невротической агрессии.

На развитие агрессивности младших школьников влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, нервной системы, способствующей формированию таких черт, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Агрессия вызывает также необходимость защищать себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз. В связи с этим необходимо предлагать и проводить психолого-педагогическую коррекционную программу, ведущей целью которой для младших школьников с агрессивным поведением заключается в достижении позитивных поведенческих изменений личности [8, 9, 10].

Выводы:

Анализ проблемы агрессивности как определенного личностного отношения и особенностей его проявления посредством психолого-педагогической литературы показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности растущих людей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования.

Ссылки на источники

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - Спб: Издательство Михайлова В.А., 2004. – 380 с.
  2. Волков Б.С. Психология младшего школьника / - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 125 с.
  3. Возрастные особенности детей / Под ред. Дубровиной И. - М.: Просвещение, 2005. – 182 с.
  4. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  5. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Ильисова И.И., Ляудис В.Я. – М.: Наука и жизнь, 2004. – 460 с.
  6. Педагогическая психология: практикум: / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 304 с
  7.  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения младших школьников и подростков и условия его коррекции / - М.: Флинта, 2003. – 96 с.
  8. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  9. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  10. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.