Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье дан анализ понятия ситуативная тревожность, основных причин тревожности подростков на фоне подросткового кризиса, признаков тревожности, основных методов профилактики и коррекции ситуативной тревожности подростков 13-14 лет. Представлена модель опытно-экспериментального исследования ситуативной тревожности подростков.
Ключевые слова: ситуативная тревожность, тревога, страх. 

Проблема подростковой тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии, так как тревожность, приобретая устойчивую форму, часто становится причиной неврозов и девиантного поведения. Такое состояние ведет к снижению самооценки и, как следствие, к снижению учебной продуктивности, апатии, конфликтам с учителями и родителями, к ощущению собственной ненужности. Невозможность самоутвердиться «хорошим путем» приводит к бунту против родителей, учителей и общества в целом, который выражается в примыкании подростков к неформальным течениям, в проявлении агрессии к окружающим, в приобретении вредных привычек и нежелательных друзей, в развитии аддиктивного и противоправного подростков [2, 3].

К основным факторам развития тревожности подростков относят:

1.Неуверенность в себе, когда юноша или девушка не знают, как вести себя в окружении сверстников, испытывают постоянное стеснение и остро ощущают собственную неполноценность;

2.Трудности с учебой и низкая успеваемость, критика учителей;

3.Активная внеклассная деятельность. Конечно, хорошо, когда ребенок, помимо школьных занятий, посещает также разнообразные кружки и секции. Однако слишком большие нагрузки и желание добиться успеха во всех сферах деятельности приводят к ухудшению состояния здоровья ребенка, к потере концентрации внимания и к большим эмоциональным нагрузкам.

4.Проблемы во взаимоотношениях с друзьями, родителями, представителями противоположного пола.

5.Отсутствие желаемых особенностей внешности или черт характера. Каждому подростку хочется чем-то выделяться на фоне сверстников, но не все обладают потрясающей внешностью или могут поразить какими-то талантами. Поэтому конфликт между желаемым и действительным нередко приводит к эмоциональным и психологическим проблемам.

6.Недостаток материального обеспечения в сравнении со сверстниками. Многие дети страдают от невозможности носить такую же модную и дорогую одежду, как и их знакомые, пользоваться такими же аксессуарами и техническими средствами.

7.Физическая слабость и неумение защитить свои интересы. Особенно актуальна эта проблема для мальчиков.

Прихожан А.М. выделила следующие признаки подростковой тревожности [4]:

  1. Поведенческие: ребенок постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы; сосет ручку, палец, волосы, одежду; грызет ногти, ручку; напряжен, скован, не может расслабиться; повышенная суетливость, рассеянность; теряется, когда задают неожиданный вопрос; сбивчивая, неровная речь; постоянно исправляет ответ, работу, без существенного улучшения ее качества, постоянно извиняется; напряженно следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения лица и пр.; часто плачет;
  2. Физиологические: легко краснеет (бледнеет), лицо покрывается пятнами; в значимых ситуациях сильно потеет; дрожит, дрожат руки; сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданных звуках; учащенное сердцебиение; затрудненность дыхания; соматические жалобы: боль в животе, позывы к мочеиспусканию, пульсация в висках, головная боль и т. п.; нарушение сна; нарушение питания;
  3. Эмоциональные: позитивные, мобилизующие; ярко выраженная боязнь неудачи, катастрофического провала; непереносимость ожидания; желание убежать, скрыться, исчезнуть; чувство одиночества, незащищенности; чувство неполноценности, беспомощности, вины, стыда.

Чаще всего в состоянии повышенной тревоги и дезадаптации оказываются дети, воспитанные либо в неприятии родителей, либо в гиперопеке. Непринятие подразумевает не только нежеланность ребенка или несоответствие его пола ожиданиям матери и отца, но и непринятие его индивидуальных особенностей развития, несовместимых с представлениями родителей. Невротически опекая ребенка и заменяя собой мир сверстников, мать отказывает ему и в праве на самостоятельность, не доверяя его опыту и тревожно-мнительно опасаясь последствий его самостоятельности [5]. В этой установке "жить вместо", а не "вместе" с ребенком – вся суть негативного влияния матери, когда она так любит своего ребенка, что заменяет его собой, атрофируя его активность, инициативность и самостоятельность. Ребенок же может переживать такое отношение как недоверие к его возможностям и непонимание его запросов [5].

В 80% случаев, повышенная тревожность подростка – результат отношений в семье. Но нельзя подходить к этой проблеме однобоко. Для большей эффективности нужно проводить психологическую работу не только с родителями подростка, но и с педагогами, учащимися школы и, наконец, с самим подростком.

Поэтому мне, как будущему школьному психологу, необходимо своевременно распознать подростков, находящихся в «группе риска», и оказать своевременную помощь.

Проблема нашего научного исследования: разработка эффективной программы по психолого-педагогической коррекции тревожности у подростков 13-14 лет.

Противоречие научного исследования состоит в увеличении количества тревожных подростков с одной стороны, и отсутствием эффективных психолого-педагогических коррекционных программ по ее преодолению, с другой. А также, между увеличением количества тревожных подростков и неэффективным внедрением психолого-педагогических коррекционных программ по ее преодолению в рамках общеобразовательных школ.

В качестве эффективных методов профилактики и коррекции ситуативной тревожности подростков авторы выделяют: - психологическое консультирование педагогов и родителей подростков; метод беседы; метод групповой дискуссии;  психологические тренинги; игровые методы;  методы телесно-ориентированной терапии;  психогимнастику; арт-терапию; релаксацию [6].

Как профилактика, так и психокоррекционная работа по проблеме исследования должна включать 3 взаимосвязанных направления [7]:

  1. Психологическое просвещение окружающих подростка взрослых - родителей и педагогов, объяснение им причин и последствий тревожности; обучение - взрослых средствам преодоления тревожности у детей (что особенно важно для родителей, учителей), способам помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности;
  2. Непосредственная работа с подростками. Профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны "возрастные пики" тревожности, при психокоррекции, помимо "возрастных пиков" - на "зоны уязвимости", характерные для конкретного ребенка, подростка;
  3. Работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у ребенка, подростка чувства защищенности, межличностной надежности. Значимым элементом в профилактике и преодолении тревожности является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в наиболее трудных для человека ситуациях.

Не менее важна в психолого-педагогической  профилактике и преодолении тревожности подготовка детей к новым ситуациям, т.е. снижение неопределенности ситуации через детальный рассказ о ней, обсуждение возможных трудностей, обучение результативным, конструктивным способам поведения в ней. Целесообразно проводить предварительное "проигрывание" наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена). Существенное значение при осуществлении всех программ играет позиция психолога по отношению к ребенку и подростку.

Представляем далее проспект нашего исследования.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально провести психолого-педагогическую коррекцию ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «ситуативная тревожность», а также дифференцировать понятия «тревога» и «страх» в рамках психолого-педагогической литературы.
2. Изучить возрастные психологические особенности подростков 13-14 лет.
3. Определить этапы, методы и методики исследования ситуативной тревожности подростков 13-14 лет.
4. Провести диагностику тревожности среди подростков 13-14 лет.
5. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования;
7. Разработать психолого-педагогические рекомендации по профилактике тревожности для подростков, их родителей, для педагогов общеобразовательной школы.

Объект исследования – ситуативная тревожность подростков 13-14 лет.

Предмет исследования – психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков13-14 лет.

Гипотеза исследования – ситуативная тревожность у подростков 13-14 лет изменится, если разработать и реализовать программу коррекции.

Методы исследования:

1. Теоретические – анализ и обобщение литературы по проблеме ситуативной тревожности подростков и психолого-педагогической коррекции этой тревожности.

2. Эмпирические - проективные методики («Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич, методика «Прогноз», тест школьной тревожности Филлипса, наблюдение, формирующий эксперимент.

3.           Статистический метод – Т-критерий Вилкоксона.

База исследования: МОУ СОШ № 28 города Челябинска, ученики 7 класса.

Теоретическая и научная новизна исследования заключается в дополнении существующей на сегодняшний день теоретической и практической базы по психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет собственными наблюдениями и выводами автора на основе полученных данных.

Теоретическая значимость исследования состоит:

  1. в выявлении особенностей проявления ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет;
  2. в теоретическом обосновании модели и программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет.

Практическая значимость:

1. результаты исследования будут готовы к внедрению, также будет разработана программа профилактики и коррекции ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет для психологов общеобразовательных школ;
2. будет разработана программа психологической поддержки родителей подростков и учителей с целью гармонизации детско-родительских и детско-учительских отношений;
3. будут разработаны рекомендации для родителей и учителей по эффективному взаимодействию с подростками;
4. масштаб внедрения – образовательная организация;
5. результаты исследования важны, т.к. направлены на повышение результативности школьного образования и снижение числа подростков с девиантным поведением.

Для выявления ситуативной тревожности подростков 13-14 лет, на основе репрезентативной выборки, будут использованы 4 методики:

  1. «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана. Помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Ребенок должен нарисовать свою семью так, чтобы каждый занимался своим делом. Затем рисунок интерпретируется психологом;
  2. «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич. Смысл этой методики в том, что, когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, Я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях подростка по его рисунку. Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

  1. Методика «Прогноз». Эта методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости (НПУ), риска дезадаптации в стрессе. Методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ «да» или «нет». Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов;
  2. Тест школьной тревожности Филлипса. Цель теста - изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности. При обработке подсчитываются:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

3. Также будет составлен бланк не включённого наблюдения, в котором будут отмечаться интересующие параметры исследования (поведение подростков в классе, их взаимоотношения со сверстниками, учителями, отношение учителей к подросткам). Цель этого наблюдения – определить психологический климат в классе, а также подростков, находящихся в «группе риска», судя по внешним признакам их поведения.

На основе полученных данных будет проведен корреляционный анализ с целью подтверждения достоверности результатов исследования.

Далее будет проведен формирующий эксперимент по психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет. Если эксперимент подтвердит свою эффективность, для педагогов и родителей подростков будут разработаны рекомендации по профилактике тревожности у учащихся, а также программа профилактики и психолого-педагогической коррекции старших школьников.

Ссылки на источники 

  1. Долгова В.И., Кормушина Н.Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография /В.И. Долгова, Н.Г. Кормушина. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 324 с.
  2. Долгова В.И., Латюшин Я.В. Страх как причина развития аддиктивного поведения /Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. – 2002. - 70-77с.
  3. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.klex.ru/c0x, 2015. – 115с.
  5. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.klex.ru/1qn, 2015. – 145с.
  6. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 111с.
  7. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO021998/PPP-011.HTM, 2015. – C.11 – 17.