Аннотация. Автор предлагает использовать материалы фольклора при преподавании математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Построение математических задач включает элементы древнего якутского эпоса Олонхо.
Ключевые слова: С(К)ОШ VIII вида, математика, фольклор, Олонхо.
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с нарушением интеллекта является одним ведущих образовательных дисциплин. Данный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практическую направленность, весь учебный материал тесно связан с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так как имеет огромное значение для социализации будущих выпускников.
Ознакомление с фольклорными математическими задачами на уроках математики в 6 классе, основанные на материале олонхо, способствуют повышению познавательного интереса учащихся к математике посредством расширения представления об истории происхождения своих предков ипомогают укреплению связи математики с жизнью.
Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с величинами, приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность.
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем, чтобы в дальнейшем учащиеся могли выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях [1, с.32-33].
У якутов единицами измерения служили части тела человека или расстояние между различными частями тела. Наши предки имели свои традиционные единицы измерения длины, времени и массы.
Например, использовались следующие единицы измерения длины: «былас» - сажень, «харыс» - четверть, «суом» - расстояние между концами большого и указательного пальца, т.е. четверть аршина, «тутум» - мера ширины: 4 пальца или 2 вершка, «биирилии» - ширина пальца, «уллунах» - пядь.
Большое значение для детей с нарушением интеллекта играет роль календаря. Год состоит из 365 дней. Зимнее время длится 146 дней (с 22 октября по 17 марта), весенняя пора – 78 дней (с 17 марта по 3 июня), летнее время – 75 дней (с 3 июня по 17 августа), осеннее – 67 дней (17 августа по 22 октября). Понятие «времена года» соотносится с любимыми видами игр, а работа связана с погодными условиями. Поэтому дети должны были соизмерять свою жизнь с природными явлениями.
Соотнося древние единицы измерения предков на современные математические единицы измерения нами получены математические размеры В фольклорных математических задачах из материала олонхо одним из условий решения задачи является выявление соотношения меры веса, роста богатыря Айыы. Так как в олонхо часто используется гипербола нам следовало разобраться в использовании данного тропа в эпической традиции, насколько она подходит к реальности, или это просто безграничная фантазия древнего народа. Нас заинтересовали применяемые сказителями пропорции относительно меры веса, роста богатыря Айыы.
Фольклорные математические задачи начинаются с ознакомления описаний телосложения богатыря. При описании роста богатыря сказители сравнивают его с высотой обычной лиственницы. Лиственница, по книге П.А. Тимофеева «Деревья и кустарники Якутии», на юге Республике Саха (Якутия) имеет высоту 40-45 м. Значит, рост богатыря Айыы примерно выявлен, у него рост 40-45 м. Кстати, богатырь нижнего мира выше ростом богатыря Айыы и почти всегда сравнивается с тенью лиственницы в лунную ночь. Для сравнения примерного роста богатыря Айыы нами произведено сравнение с жирафом. Это южное животное имеет высоту в холке – 5,5 м, и разница в росте на 7,5 раз, в пользу богатыря Айыы.
Данное сравнение сделано для более четкого представления учащимся роста богатыря ипредставить его в сравнении с жирафом.
Проще сказать, что наш богатырь, в описаниях на материале олонхо, выше обычного человека в 26 раз. При описании окружности плеч, талии и бедер сказитель использует меру длины – былас (расстояние между вытянутыми в стороны руками), примерно равную 1 м 70 см. данную величину множим на 6 былас (плечи), 5 (талия), 3 (бедра). В итоге мы получаем такие интересные данные: богатырь Айыы ростом примерно в 4,5 м, с обхватом плеч в 10 м, талии 8,5 м, бедер 5 м, что соответствует математической пропорции обычного человека. Просто богатырь Айыы по материалам олонхо, ростом очень большой и широкий [3, 87-89].
Нами были проведены внеклассные и внеурочные мероприятия с использованием материалов олонхо. Эти материалы олонхо, использовались по направлениям, как художественно-эстетическое развитие посредством зарисовок эпизодов из олонхо; при интеллектуально-познавательной деятельности на уроках применялись математические кроссворды по темам: «Единицы измерения в старину», «О каком богатыре речь?». В данное время нами разработаны цикл мероприятий по занимательной математике, основанные на материале олонхо.
Таким, образом, использование этнопедагогического подхода и использование фольклорных математических задач помогают детям с нарушением интеллекта формировать математические представления, а также детям интересно узнать какими единицами измерения пользовались наши предки.
Ссылки на источник
- Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида: 5-9 кл.: В 2б./ Под ред. В.В. Воронковойю – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. -29-34.
- Илларионов В.В., Ефимова Л.С. Олонхо о5ону, ыччаты иитиитэ, сайыннарыыта, суолтата: ыст. Хомуурунньуктара: уорэнээччилэр, студеннар, аспираннар уонна эдэр учуонайдар респ. II-IIIнауч. – практ. конф. Матырыйаалллара, 11.04.2008 с., 04.04.2009 с. / хомуйан онордулар: М.А. Данилова уо.д.а.; научн. ред. В.В. Илларионов, Л.С. Ефимова/. – Дьокуускай: Компания «Дани Алмас», 2009. – 144 с.