Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье дано описание работы с глухим ребенком над речевым дыханием. Определяется выработка умений ребенка членить фразу на смысловые синтагмы.
Ключевые слова: слухоречевой режим, глухие дети, речевое дыхание. 

Требования к совершенствованию словесной речи учащихся старших классов включают в себя выработку самоконтроля произносительной стороны речи; совершенствование внятной и разборчивой речи; обогащение представлений о звуках внешнего мира и расширение возможности различения на слух элементов речи.

Для глухих основной способ восприятия устной речи – зрительный, или слухозрительный, но с большим участием зрительного анализатора.  Уровень навыков считывания с лица может быть обеспечен только достаточным уровнем развития словесной речи: необходимым словарным запасом, навыками произношения, усвоением грамматических правил, лексического запаса синтаксических конструкций [1; c. 24].

Составной частью слухоречевого режима в школе является фонетическая зарядка. Учитель выбирает из программного материала своей учебной дисциплины те термины, труднопроизносимые слова, словосочетания и фразы, которые необходимо повторять и закреплять.

 Работа над речевым дыханием. Совершенствование у учащихся длительного выдоха, умение правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова, короткие фразы (до 5-10 слов). Выработка умений членить фразу на смысловые синтагмы.

1) Работа над голосом. Совершенствование у обучающихся навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра.

2) Работа над звуками и их сочетаниями. Совершенствование у учащихся с нарушением слуха умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах.  Предупреждение и коррекция отклонений от нормального произношения в словах звуков и их сочетаний.

3) Работа над словом. Совершенствование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав.

4) Работа над фразой. Большое место в работе над фразой отводится отработке материала разговорной речи. Работа над фразой – это по существу работа над интонацией. Содержание такой работы включает совершенствование у старшеклассников навыков слитного произношения слов в синтагмах и небольших фразах, членения больших фраз на синтагмы с помощью пауз, выделения логического ударения, соблюдения темпа произнесения фраз.

Соблюдение слухового режима – необходимое условие для развития коммуникативных навыков учащихся с нарушениями слуха, развития остаточного слуха.

Ученик постоянно должен носить слуховой аппарат; педагог обязан общаться с учащимися словесной речью; артикуляция должна быть четкой, сопровождаться голосом нормальной громкости и быть эмоциональной, выразительной, но не утрированной; на всех занятиях нужно уделять внимание коррекции речи: объяснять, проверять и уточнять значение слов; необходимо вводить новую терминологию; использовать методы обучения, активизирующие речевое общение (монологическое, диалогическое, ситуативное) [2; c. 57].

Выполнение единых требований – есть условие для совершенствования разборчивой, понятной для окружающих, устной речи учеников.

Ссылки на источники

  1. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе для глухих детей: пособие для учителя – М., Просвещение. 1981.
  2. Яхнина Е.З. Организация слухоречевой среды в процессе воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха / в кн. Педагогические технологии воспитательной работы часть I / под ред. Речицкой Е.Г. – М.: ВЛАДОС, 2009.