Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье автор показывает с помощью каких средств можно развивать коммуникативные компетенции на уроках литературы в среднем звене общеобразовательной школы. Для этой цели предлагаются литературные произведения и задания.
Ключевые слова: урок литературы, коммуникативная компетенция. 

С.В. Белова, доктор педагогических наук, утверждает: «Школьное образование – это в первую очередь образование человека». Образование человека – значит становление личности человека. В этом смысле первостепенное значение, как школьный предмет, имеет литература.  

Не умаляя значения других школьных предметов, хотелось бы подчеркнуть, что именно литература имеет огромные возможности для не только интеллектуального, но и духовного воспитания личности школьника, богатые возможности для его развития, для формирования его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Н. Ф. Виноградова, доктор педагогических наук, профессор, член – корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, в статье «Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС» пишет: «Коммуникативную деятельность как ведущую в подростковом возрасте можно рассматривать как набор компетенций, определяющих возможность владения устными и письменными формами общения».  Задача основной ступени школы, по мнению Виноградовой, состоит в том, чтобы «учить ученика учиться в общении».

Таким образом, в работе в классах среднего звена особое внимание следует уделять развитию коммуникативных компетенций, что может быть достигнуто путем формирования коммуникативных УУД.

Ученики среднего звена должны овладеть такими коммуникативными УУД:

- давать развернутые ответы по описанию мыслительных действий и логических операций; уметь оформлять объяснение, обобщение, сравнение, вывод; уметь аргументировать свои высказывания;

- уметь излагать в устной и письменной форме содержание прочитанного текста;

- выявлять тему, проблему, основную мысль текста; определять стиль и тип текста; составлять план текста; извлекать из текста необходимую информацию для решения учебной задачи;

- создавать свои тексты в устной и письменной формах, в разных стилях и различных типов;

- уметь вдумчиво, осознанно читать тексты.

С целью формирования и развития у учащихся коммуникативной компетенции на уроках литературы в 5 – 6 классах можно использовать такие методические приемы:

- составление плана статьи учебника с его последующей защитой на примере изучения биографии писателей;

- творческий пересказ -«пересказ от лица героя», действительного участника описанных событий (рассказ Валека о дружбе с Васей  по повести В.Г. Короленко  «Дети подземелья», рассказ  Васютки о том, как он заблудился в тайге по рассказу В.П. Астафьева  «Васюткино озеро»);

- словесное рисование по прочитанному или услышанному тексту (на примере изучения стихотворений А. Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…»);

- составление словесного портрета героя при отсутствии авторского варианта (портрет героя рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой…»);

- игра «Конкурс почемучек» по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»;

- групповая работа по составлению своих «авторских» заданий по тексту прочитанного произведения (рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой…»);

- сочинение – письмо герою прочитанного произведения (мальчику из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»);

- составление киносценария (по басне И.А. Крылова «Квартет»).

Одним из признанных видов работы по развитию речи учащихся является пересказ текста. Я остановлюсь на творческом пересказе – «пересказе от лица героя», действительного участника описанных событий. Такое задание учитывает особенности протекания психической жизни детей: как воспринимается ими мир, какие явления фиксируются в их памяти и внимании, как происходит логическая интерпретация увиденного или прочитанного. Дети учатся осмысливать и оценивать описанные события, поступки героев, их взаимоотношения. Немаловажную роль играет и развитие творческого воображения, умения представить себя на месте другого человека и с точки зрения своего читательского и жизненного опыта дать оценку.

После изучения повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» можно предложить учащимся задание рассказать от лица Валека о своей дружбе с Васей.

Задание примерно такое: «Прошло 10 лет. В одном маленьком городке автор встретил юношу, который рассказал о своей давней дружбе с одним мальчиком. Это был Валек, он вспоминал свое детство и своего лучшего друга…» Продолжите рассказ: что мог рассказать Валек, какие  у него это были годы и почему, почему он считает Васю своим лучшим другом? Что он чувствует к Васе? Что особенно нравилось в Васе Валеку? 

Подросткам особенно нравится чувствовать себя взрослыми, пробовать себя в качестве учителя. Стремление к самостоятельности является одной из главных особенностей подросткового возраста. Это тоже можно использовать в организации учебных занятий.  Предлагаю проводить игру «Конкурс почемучек». Лучше организовать в групповой форме. После чтения произведения дается задание составить как можно больше вопросов «Почему?».  Вот вопросы, составленные учащимися по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»:

  • Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»?
  • Почему один герой тонкий, а другой толстый? А не оба толстые или тонкие?
  • Почему у Чехова они встречаются именно на вокзале?
  • Почему у обоих глаза были «полные слез»?
  • Почему вдруг «побледнел, окаменел» тонкий?
  • Почему Нафанаил «вытянулся во фрунт» и застегнул все пуговки своего мундира»?
  • Кто больше всех говорит и почему?
  • Почему толстый мало говорит?
  • Почему толстый отвернулся от тонкого?

       Начиная с 5 класса, следует в рабочую программу включать сочинения различных жанров: сочинение – отзыв, сочинение – характеристика героя, сочинение – рассуждение. Одним из интересных видов творческой работы является сочинение - письмо герою. Так, дети пишут письмо от имени матери герою рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Представим, что мать мальчика узнала, как он вернул посылку Лидии Михайловне и написала ему письмо. Что пишет мать сыну?  После подробного анализа поведения героя и учительницы дети пишут сочинение.

Пример сочинения ученика: «Здравствуй, дорогой сын! У нас тут все по – старому. Но ты о нас не горюй, мы живем, не голодаем. О себе подумай. Почему ты не взял посылку от учительницы? Она же, сынок, хотела помочь тебе. Она добрый человек, милосердный. Дай бог ей здоровья. Слушайся ее, учись хорошо».

Работа с художественным произведением -это творческая работа, потому что мы имеем дело с произведением искусства. Ребенок не просто ученик, он соавтор урока, вступает в диалог с героями произведения, с их автором. Может с ними дискутировать, соглашаться, не соглашаться, выражать свое мнение, аргументировать его. А учитель выступает в роли «режиссера».  Только при активном, творческом чтении и изучении произведение может быть понято и воспринято учащимся.      

  В результате такой организации работы на уроках литературы дети овладели некоторыми навыками работы с текстом, навыками интерпретации художественного текста. Они учатся рассуждать на морально – этические темы, доказывать свою мысль, приводить аргументы, учатся видеть связь литературы и действительности, через поведение и поступки героев оценивать поведение и поступки свои и своих сверстников. Они приобретают опыт сотрудничества, работы в группе, коллективе, учатся чувствовать себя ответственным за свои действия.

    У учащихся наблюдается повышение интереса к урокам литературы, желание читать художественное произведение.  

Ожидаемые результаты.

  • Активизация мыслительной активности учащихся.
  • Развитие языковой, речевой, диалогической и культуроведческой компетентностей.
  • Привитие навыков самостоятельной работы с любым текстом, развитие общеучебных навыков.
  • Повышение учебной мотивации.
  • Повышение качества обученности , что должно отразиться на результатах контрольных и итоговых аттестационных работ.
  • Воспитание личности, способной саморазвиваться, самосовершенствоваться.

Литература: 

  1. Антонова Е.С.. Тайна текста. Москва. Издательство «Вербум – М». 2000.
  2. Белова С.В.Элективные курсы гуманитарной направленности. Москва. «Глобус», 2007.
  3. Виноградова Н.Ф. Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС.  Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  4. Горбич О.И..  Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Москва. Педагогический университет «Первое сентября». 2009.
  5. Кукушин В.С.. Русский язык и литература. Сценарии творческих уроков. Ростов - на – Дону. ИКЦ «Март». 20052.
  6. Литература. 6 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной. Волгоград, 2013.3.
  7. Никифорова Е.И. Уроки развития речи. Москва. Дрофа. 2001.
    Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах. Составитель: Р.И.Альбеткова. Москва. «Просвещение».  1991.
    Шамова Т.И.. Проблемный подход в обучении. Москва. УЦ «Перспектива», 2010.