Аннотация: Авторы делают попытку понять, какое влияние имеет военная песня на формирование патриотизма у современных подростков.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, военные песни, формирование, внеклассная работа.
Война и музыка… кажется, что эти понятия совсем не совместимы. Но еще великий русский полководец А.В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами взял я Измаил» [2]. Во времена Второй Мировой войны музыка, а именно песня, стала одним из самых мощных орудий в борьбе с врагом. Роль песни и музыки в войне была чрезвычайно высока – их главной задачей были поднимать боевой дух солдат, сплачивать их вокруг общенародной цели, несмотря на все потери и страдания. Песни призывали к победе, утешали в потерях и возвращали веру в завтрашний день. Их пели в самых разных местах: на фронте, в цехах оружейных заводов в тылу, в партизанских отрядах, по радио, в городских и деревенских кинозалах, в качестве пропаганды, их публиковали в почтовых открытках и фронтовых газетах. Музыка всегда сопровождала солдата в походе и на привале, и даже в бою. Она помогала преодолевать самые трудные моменты лишения военной и фронтовой жизни, поднимала боевой дух солдат, сплачивала воинов, шла с ними в бой, вливала новые силы, смелость, отвагу, гордость за родину. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности [3].
А что же сейчас происходит с военной песней? Как часто мы можем услышать знаменитую военную музыку? Чаще всего это происходит в барах, где пьяная компания не попадая в такт песни запевают «День Победы» и организовывают шутовские пляски под «Катюшу». Что происходит с нашей культурой? Обычную оклейку квартиры обоями сейчас принято называть «дизайном интерьера», продавцов заменили «менеджеры», а на современных радиостанциях постоянно звучит иностранная музыка. Нынешнее поколение, грубо говоря, «тащится» от современной музыки, смысл песен никто даже не пытается понять. Молодёжь начала подражать на иностранных певцов, актеров, музыкантов. А теперь представьте себе, что не дай Бог в нашей стране разразится новая война. Какой хит наших дней способен поднять боевой дух солдат?
Во время педагогической практики нами было проведено анкетирование среди учащихся 8а и 8б классов в СОШ № 17 г. Якутска, на сколько учащиеся знают якутские военные песни. После анкетирования учащиеся прослушали музыкальные произведения: «Эйэ, дьол иhин» (С. И.Тимофеев), «Хайыhар ырыата" (И.Е.Винокуров), «Хайыhар ырыата» (И.Е.Винокуров), «Мин мантан сэриигэ барбытым» (И.Артамонов), «Тыыннаахтар умнубат сыллара» (П.Одорусов), «Герой туhунанырыа» (И.Е.Винокуров, Ф.К.Попов кэриэhигэр). Для того, чтобы проверить какие чувства и эмоции они испытали, слушая музыку мы попросили заполнить таблицу, в которых вписали слова характеризующие эмоции от прослушанных песен. После слушания музыки учащиеся определили, что она звучит: И.Е.Винокуров - «Хайыhар ырыата» призывно -45%; сурово -18%;твердо- 15%; мужественно -22%. С.Тимофеев – «Эйэ, дьол иhин», торжественно –38%; победно -44%; ликующе -56%; празднично-62%.
Таким образом, своей работой мы хотим оградить молодежь от негативного влияния так называемых ущербных произведений современного искусства (кино, литературы, музыки), доказать, что патриотическая якутская песня несет ребятам не только культуру, но и искусство наших предков и современников. Военная песня всегда объединяло нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Литература:
- И.Д. Винокуров-Чагылган Избранные стихи. Якутское книжное изд. 1953
- Великая Отечественная война. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. М.: 1990
- Великая отечественная война 1941-1945 г.г. /Под ред. Киряна М.И. М., 1989. С. 44.