Полный текст статьи
Печать

Аннотация. На современном этапе развития образования острой становится проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Проблема развития внимания и деятельности актуальна тем, что эти процессы являются неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования развития закономерностей всей системы психических процессов.
Ключевые слова: внимание, свойства внимания, старшие дошкольники с нарушениями речи, моделирование, психолого-педагогическая коррекция. 

В настоящее время дошкольники с проблемами в речевом развитии составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Проблема психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с проблемами речи сегодня является актуальной, поскольку под влиянием разных видов деятельности у ребенка в дошкольный период развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, переключение и распределение. Развитие внимания протекает в дошкольном возрасте очень активно, происходят серьезные структурные изменения в психологическом механизме внимания, которые подготавливают ребенка к следующему уровню психического развития. Целенаправленное воспитание внимания в соответствии с учетом психологических закономерностей обеспечивает более быстрый и благоприятный переход к школьному обучению [1, 2].

Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации программы психолого – педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность [3].

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

Объект исследования: внимание старших дошкольников с нарушениями речи.

Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

Гипотеза исследования:

  • У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи существуют затруднения с развитием свойств внимания.
  • Уровень развития свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи может измениться:

- при построении модели психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи;

- при проведении психолого-педагогической коррекции, включающей комплекс игр и упражнений;

- разработке рекомендаций родителям и педагогам по коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи;

- внедрения результатов исследования в практику.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи в психолого-педагогической литературе;

2. Выявить особенности проявления свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи;

3. Разработать модель коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи;

4. Определить этапы, методы, методики исследования;

5. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты констатирующего эксперимента;

6. Разработать и реализовать программу программу психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи;

7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования;

8. Дать психолого-педагогические рекомендации по коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи педагогам и родителям;

9. Внедрить результаты исследования в практику.

Методы исследования:

1) теоретические методы исследования: анализ литературы; обобщение; синтез; моделирование.

2) эмпирические методы исследования: тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты.

3) методы статистической обработки данных Т-критерий Вилкоксона.

Методики исследования:

  • методика «Запомни и расставь точки» (Немов Р. С.),
  • методика «Проставь значки» (Семаго Н. Я., Семаго М. М.),
  • методика «Найди и вычеркни» (Немов Р.С.)

Базой нашего исследования: МКДОУ ДС № 27 «Улыбка» общеразвивающего вида Еманжелинского муниципального района Челябинской области старшая дошкольная группа. Возраст детей 5-6 лет. В группе 24 ребенка. Группа многонациональная.

Мы изучили состояние проблемы психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи и пришли к выводу, что внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Внимание в своей простой форме выступает как примерный рефлекс «что такое?». Оно имеет внешние и внутренние проявления – напряженную позу, сосредоточенный взгляд, учащение сердцебиения, дыхания. Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрированностью, переключаемостью, распределением и объемом [4, 5, 6].

Высокий уровень сформированности этих свойств обеспечивает условия успешного освоения разнообразных видов деятельности. Низкий уровень какого-либо свойства может быть преградой к постижению какой-либо деятельности или влиять на качество ее выполнения. Особенно наглядно это выражается в учебной деятельности, недостаточное формирование каких-либо свойств внимания является серьезной преградой в обучении ребенка.

Анатомо-физическое развитие шестилетних детей достигает уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих условий. Шестилетний ребенок быстро утомляется и поэтому нуждается в соответствующем режиме работы. Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Физическое развитие дошкольника требует не только постоянного внимания воспитателя, но и систематического наблюдения врача. Надо помнить, что у ребенка возникает целый ряд серьезных трудностей. Прежде всего, у него устанавливается новый распорядок жизни: вставать в определенное время, на занятиях сидеть спокойно, выполнять разные задания и в детском саду, и дома. Поэтому воспитатель должен не только предъявлять к детям необходимые требования, но и помогать им, поощрять и поддерживать их [7, 8, 9].

Мы теоретически обосновали модель коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи, представили модель в виде трех блоков: диагностический; формирующий и блок оценки эффективности мероприятий. Составили схему целеполагания (дерево целей). Для теоретического обоснования психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи был использован метод теоретического моделирования – опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель).

При построении моделей и проведении моделирования психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи используем метод целеполагания [10, 11].

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.

Метод целеполагания – это система процедур формирования “древа целей”. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по таким правилам: декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

Модель (фран. Modèle, от лат. Modulus — «мера, аналог, образец») — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе, это упрощённое представление реального устройства или протекающих в нём процессов, явлений.

Моделирование – это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Моделирование в психологии – это создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможности ребенка в обучении, поведении, отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. В нашем случае психолого-педагогическую коррекцию свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

«Дерево целей»

Генеральная цель: провести психолого-педагогическую коррекцию свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

1. Изучить коррекцию свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

1.1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

1.2. Определить психологические особенности проявления свойств

 внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

1.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции

 свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

2. Изучить исследование состояния свойств внимания старших

 дошкольников с нарушениями речи.

2.1. Изучить организацию экспериментального исследования.

2.2. Изучить характеристику выборки и анализ результатов исследования.

3. Изучить опытно-экспериментальное исследование психолого-

 педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

3.1. Изучить программу психолого-педагогической коррекции свойств

 внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

3.2. Проанализировать результаты опытно-экспериментального

 исследования.

3.3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи педагогам и родителям

Блоки модели психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи:

Диагностический блок включает в себя систему методик, позволяющих выявлять уровни свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

Основной целью данного блока является диагностика уровней свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

Диагностика проводилась по трем методикам:

1. Методика «Найди и вычеркни» Немова Р.С. для выявления уровня устойчивости внимания;

2. Методика «Запомни и расставь точки» Немова Р.С.предназначена для диагностики объема внимания;

3. Методика «Проставь значки» Семаго Н.Я. и Семаго М.Л. для исследования переключения внимания.

Коррекционный блок включает в себя специально разработанные игры и упражнения, ориентированные на создание психолого-педагогических условий для успешного развития свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

Основной целью данного блока является психолого-педагогическая коррекция свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

При этом использовался комплекс игр и упражнений, направленных на развитие свойств внимания и других познавательных процессов.

Блок оценки эффективности мероприятий включает в себя сравнительный анализ показателей уровня свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи на подготовительном и заключительном этапах по трем методикам:

1. Методика «Найди и вычеркни» Немов Р.С.;

2. Методика «Запомни и расставь точки» Немов Р.С.;

3. Методика «Проставь значки» Семаго Н.Я, Семаго М.Л. [5].

Основной целью данного блока является измерение и сравнение показателей уровня свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

Результатом нашего исследования является повышение уровня свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи в созданных психолого-педагогических условиях.

Первый этап – коррекция свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи как психолого-педагогическая проблема; второй – организация и проведение исследования свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи; третий – опытно-экспериментальное психолого-педагогическая коррекция свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

Изучив базу нашего исследования мы определили этапы, методы и методики исследования. Этапами исследования были: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий этапы. В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение, синтез, моделирование); эмпирические (эксперимент констатирующий и формирующий, тестирование), а также статистическо-математические: критерий Т-Вилкоксона. Методики: «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки» и «Проставь значки».

При подведении итогов констатирующего эксперимента по трем методикам был выявлен уровень переключения и распределения внимания, устойчивости и объема внимания.

Апробация программы состоялась на группе детей старшего дошкольного возраста для того, чтобы сравнить результаты констатирующего и формирующего эксперимента по программе психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

По результатам повторной диагностики по трем методикам было выявлено различия «до» и «после» проведения психолого-педагогической коррекции свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Результаты проведенной повторной диагностики и использование методов математической статистики показывают эффективность программы психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи.

По результатам были составлены психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по психолого-педагогической коррекции старших дошкольников с нарушениями речи, а так же внедрили результаты исследования в практику.

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  2. Курдюкова С.В., Сунцова А.В.  Внимание! Внимание! Развиваем внимание: игры, упражнения; советы специалиста [Электронный ресурс]. – М.: Эксмо, 2010. – 80 с. URL:/ Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/enter.php?su_lm= [Дата обращения 23.03.2015]
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 512 с.
  4. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография. –  М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 234 с.
  5. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания [Электронный ресурс]. – 2-изд переизд. – М.: Тривола, 2009. – 347 с. URL:/Электронный архив УРФУ - http://elar.urfu.ru. [Дата обращения 20.03.2015]
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Электронный ресурс]. – М.: Академия, 2009. – 232с.- URL: http://www.child-psy.ru/tests/226.html [Дата обращения: 30.04. 2015].
  7. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников // В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
  8. Титченер Э. Хрестоматия по вниманию [Электронный ресурс]. – М.: Речь, 2009. – 400 с. URL: ЭБС IPRbooks: http://iprbooks.ru [Дата обращения 27.11.2013]
  9. Угарова Г. М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс]. – М.: Просвещение, 2011. – 181 с. URL:/ Национальный цифровой ресурс Руконт - cspuuser/123456 http://www.rucont.ru [Дата обращения 20.09.2013]
  10. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. –  М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  11. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 5 (25). - С. 99-102.