Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье отражен анализ современных тенденций образовательного процесса в туризме, с учетом современных реалий и социальных запросов. В частности, акцент ставится на информационной компетентности профессионалов сферы туризма, которая позволяет избежать угроз и рисков как для клиентов, так и для организации.
Ключевые слова: подготовка специалистов в управлении предприятиями туристской сферы, методология системного подхода, индустрия туризма. 

В настоящее время образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов в управлении предприятиями туристской сферы вводят в образовательный процесс новые для России дисциплины: «системный анализ», «информационная безопасность», «проектирование интернет-приложений», «инновационные технологии в бизнесе», «проектирование в гостиничном деле». Анализ содержания данных дисциплин должен выявить наличие (отсутствие) у них общих черт, характеризующих тенденцию развития образования в сфере туризма.

Системный анализ в туризме можно рассматривать как часть методологии системного подхода, обеспечивающую практическое исследование проблем туристской деятельности на основе рассмотрения связей объекта управления с другими субъектами рынка, влияющими на функционирование системы индустрии туризма. Методы, входящие в методологию системного анализа включают в себя следующие: анализ, синтез, индукция и дедукция, аналогия, экономико-математическое моделирование, эксперимент, методы системной динамики, теории игр, эвристического программирования, имитационного моделирования и множество других методов, которые могут быть использованы для анализа исследуемых систем [1].

Одиночное или комбинированное использование этих методов обеспечивает нахождение взаимосвязей между элементами и подсистемами туристской индустрии,  исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход.

Моделирование системы является основой системного анализа как части системного подхода. Однако трудностью моделирования экономических систем является большое количество элементов и их взаимосвязей, а также их вероятностный характер, поэтому не менее важной составляющей методологии системного анализа является его инструментарий, предполагающий применение электронно-вычислительных машин и соответствующих программных приложений. В связи с этим, разработка компьютерных программ, моделирующих систему индустрии туризма рассматривается в настоящее время как важное направление обучения студентов и магистрантов.

Новой для сферы туризма является дисциплина «информационная безопасность». Её актуальность связана с тем, что турфирмы и гостиничные предприятия обрабатывают почтовые адреса, номера контактных телефонов, адреса электронной почты, данные кредитных и дебетовых карт. При этом в последние годы в России возросло число покупателей, оплачивающих услуги турфирм и бронирующих номера гостиниц дистанционно при помощи платёжных интернет-систем. Угрозы безопасности информации исходят главным образом от хакеров и от сотрудников организации.

К числу наиболее распространённых хакерских атак, которые руководство турфирмы должно предотвратить, относятся: «посредник» (man-in-the-middle) − перехват информации, передаваемой клиентом турфирме; фишинг – рассылка фальшивых писем клиентам от имени турфирм с предложением отправить конфиденциальную информацию; внедрение SQL-кода − взлом базы данных организации ​​через корпоративный сайт.

Не менее опасную угрозу безопасности информации турфирмы представляют собой умышленные преступные действия  её сотрудников − инсайдеров, а также ошибки персонала. Опасность инсайдерских краж информации более велика по сравнению с хакерскими атаками, потому что виновником в этом случае является туристское предприятие (гостинца) и судебные иски, связанные с утечкой данных кредитных карт клиентов могут вызвать его быстрое и внезапное банкротство.

Для обеспечения информационной безопасности менеджеры турфирм должны знать и уметь пользоваться специальными инструментами:

- организация закрытых информационных сетей организации, запрещающих  доступ к внешним сетям;

- организация контроля над использованием мобильных носителей информации (USB-устройства, компакт-диски, дискеты) и устройств технологии Wi-Fi при работе с компьютерной техникой организации;

- контроль над соблюдением норм и стандартов информационной безопасности, в т.ч. стандарта защиты данных в индустрии платежных карт PCI DSS;

- разработка политики информационной безопасности, включающей порядок и периодичность обновления программных приложений, обеспечивающих защиту информации, обеспечение непрерывности доступа к информационным ресурсам Компании для поддержки бизнес деятельности, способы защиты информации, программы обучения  сотрудников, работающих с информацией, определение степени их ответственности и обязанностей по обеспечению защиты информации.

Для защиты от утечки данных в индустрии информационной безопасности создаются разнообразные системы защиты информации от утечки DLP (англ. Data Leakage Prevention − предотвращение утечки данных) − программные комплексы по предотвращению злоумышленной или случайной утечки конфиденциальной информации и коммерческой тайны. DLP предполагают организацию регламентированного и упорядоченного внутреннего оборота документов (электронных и бумажных). Например, DLP SafenSoft Guard Workstation [2] позволяет скрыто осуществлять мониторинг использования внешних USB-накопителей, просмотр и видеозапись экрана работника в режиме реального времени, наблюдение за действиями сотрудника на рабочей станции, мониторинг файлов, отправленных для печати на принтер.

Новой учебной дисциплиной является также «инновационные технологии в бизнесе», которая преподаётся в настоящее время в ряде магистратур страны.  Актуальность этой дисциплины обусловлена важной ролью инноваций в росте современной экономики. Изучение «инновационные технологии в бизнесе» направлено на различение инновационных технологий от неинновацонных, их классификацию, овладение навыками поиска нужных технологий в базах патентов, получение теоретических и методических знаний по организации создания инновационных технологий на предприятиях туристской индустрии, их приобретения и реализации на рынке инноваций, выбору критериев и показателей для оценки эффективности инновационных технологий в туристской сфере и их рисков для предприятия [3]. Важной темой изучения является также нормативно-правовая база, регулирующая инновационную деятельность и порядок экспертизы инновационных техник (изобретений, полезных моделей и промышленных образцов).

Дисциплина «проектирование интернет-приложений» нацелена на обучение разработке программных приложений для управления деятельностью туристского (гостиничного) предприятия в Интернет [4]. Дисциплина предполагает:

- изучение методик применения интернет-технологий в сфере туризма,

- изучение принципов и методик создания вэб-ресурсов;

- изучение приемов использования реляционных баз данных в сети Интернет.

Дисциплина «проектирование в гостиничном деле» была введена в учебные программы российских вузов для формирования у работников гостиниц базовых теоретических знаний о проектировании в гостиничном бизнесе, овладения ими нормативно-технической базы проектирования гостиничного продукта и гостиничных предприятий [5]. Задачами дисциплины являются:

- изучение отраслевой специфики проектирования гостиничной деятельности;

- овладение теорией и методиками проектирования гостиничного продукта;

- изучение характеристик и требований к эксплуатации конструктивных элементов зданий и сооружений гостиниц и других средств размещения;

- овладение методиками планирования номеров и других помещений гостиниц;

- обучение методам анализа планировочных решений гостиниц и других средств размещения, их соответствия нормам и правилам;

- бизнес-планирование для экономического обоснования проекта;

- обучение методикам разработки и оценка эффективности технологических, информационных и трудовых процессов функциональных подразделений гостиниц.

Таким образом, тенденция развития образования в туризме состоит в изучении способов управления туристскими предприятиями, основанных на применении современных информационных технологий, а также программных приложений, обеспечивающих планирование развития турфирм.

Ссылки на источники

  1. Садчиков И.А. Системный анализ в управлении предприятием: Учебное пособие/ И.А.Садчиков, А.В.Амельченко. СПб: СПбГИЭУ, 2011. 170 с.
  2. DLP Guard Workstation / Официальный сайт ООО «СНС Софт» http://www.safensoft.ru/security.phtml?c=712;
  3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. СПб: Питер, 2012. 448 с.
  4. Абдикеева Н.М. Интернет-технологии в экономике знаний: учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. 448 с.
  5. Баранова А.Ю. Организация предпринимательской деятельности в сфере туризма: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2012. 180 с.