Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье проанализирована специфика подготовки менеджера в сфере сервиса, туризма и социальных услуг в Санкт-Петербургском институте гостеприимства. Проанализированы условия повышения эффективности реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке менеджера.
Ключевые слова: компетентностный подход, социальные потребности, запросы работодателя, базовые компетенции.  

Удовлетворение потребностей общества требует от современного менеджера высокой культуры и нравственности, обозначенной гражданской позиции, профессиональной активности. Приоритетным является решение задачи  формирования профессионально компетентного менеджера, т. е. владеющего знаниями, понимающего, как действовать, оперативно применяющего знания в конкретных ситуациях и имеющего устойчивую систему ценностей.

Интеграция высшего профессионального образования РФ в общее Европейское образовательное пространство возможно посредством реализации компетентностного подхода. Спецификой подготовки менеджера в Санкт-Петербургском институте гостеприимства по профилям «Туризм», «Ресторанный сервис», «Гостиничный сервис» является то, что для выпуска конкурентоспособных профессионалов необходимо формировать те компетенции,  которые отражены в Болонских соглашениях: европеизация, глобализация, интернационализация.

Несомненно, европеизация образования составляет основу Болонской системы. Интернационализация – адекватной реакция на изменения демографических, языковых, конфессиональных, культурных  параметров современных государств. Интернационализация касается внутренних и межнациональных отношений, глобализация находится за национальными границами и национальными требованиями к образованию. Глобализация многоаспектна, и по мнению П. Скотта, относится к фундаментальным изменениям мирового порядка и не привязана к прошлому, будучи направлена на новые формы знания и общества. Принято выделять четыре измерения глобализации: экономическое, политическое, культурное и технологическое (Г. Макбруни (Австралия) [1].

Совершенно ясно, что глобализация посредством информационно-коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на высшее образование. К факторам образовательного учреждения нового типа относятся общение студентов из разных стран, обновление содержания образования, полипредметный характер образовательных программ, в которых предусмотрено формирование необходимых компетенций.

Интернационализация как «процесс внедрения международного изменения в преподавание, исследование и оказание услуг» (Дж. Найт) становится адекватной ответной реакцией на изменение демографических и языковых параметров современных государств [2]. В формате интернационализации образования - мультикультурализм, в котором доминанируют гражданственность, тами, социализация, высокое самосознанние. Интернационализация высшего профессионального образования в России при подготовке менеджера  имеет свою специфику, которая актуализирована в векторах:

– «вектор» русскоязычной среды, не позволяющий усиливаться дивергентным тенденциям «разбегания» когда-то единого образовательного пространства;

– «вектор» партнерства в международных проектах; важность присутствия в учебных заведениях «европейского измерения», выражающийся не только в реализации компетентностного подхода, но и участия в международных программах (к примеру, Санкт-Петербургский институт гостеприимства является участником европейского проекта развития сельского туризма TEMPUS),  проектах на основе паритетного партнерства [3].

Европеизация высшего образования как процесс имеет цели, связанные с изменением ментальности современного общественного сознания, ориентированного на национальные приоритеты в направлении выработки определенных общеевропейских ценностей, норм, подходов, институтов и др., чувства принадлежности к единому социальному и культурному пространству. Причем европейской общественностью считается обязательным сохранение четырех фундаментальных ценностей высшего образования:

– связь преподавания и исследований;

– развитие сотрудничества и совместных программ;

– усиление работы по повышению качества образования;

– понимание высшего образования как общественного блага.

Однако, несмотря на все вышесказанное, высшее образование Европы находится в «силовом поле» общемировых тенденций развития и реформирования третичного (по классификации ISCED ЮНЕСКО) образования. Знание в российских кругах принципов и механизмов функционирования GATE и основных положений «Кодекса лучшей практики в предоставлении транснационального образования» может и должно выполнить позитивную роль в защите интересов потребителей. Чтобы сохранить и сберечь отечественные тенденции высшей школы, необходимо использовать не стратегию заимствования, а стратегию наращивания профессионализма.

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники (менеджеры - прежде всего), готовые к эффективному включению в профессию. Студент в процессе получения образования приобретает интегральное качество личности (компетентность), которое позволяет ему быть способным и готовым к деятельности, основанной на знаниях и опыте, ориентироваться на самостоятельное и усиленное участие в деятельности.

Российское образование всегда выбирало «свой путь», обусловленный спецификой отечественных традиций и процессов. Но и тенденции европейского образования в России никогда не были безразличны.

Авторы стратегии модернизации содержания образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:

– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний и различных источников информации;

– компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);

– компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);

– компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Позитивное содержание компетентностей можно рассматривать как социальный заказ современного российского общества. От человека требуется не только политехнизм знаний высокого культурного уровня, глубокая специализация в различных областях науки и техники, не только умение сосуществовать в обществе, но и ориентироваться в профессиональной сфере, правильно и своевременно реагировать на стремительные изменения в сфере услуг, сервиса, управления. Это раскрывает сущность компетентностной модели специалиста, и информированного, и умеющего решать различные профессиональные задачи.

По мнению Д. Б. Эльконина, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуации включения». Слово «включение» означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений. Для вуза, занимающегося подготовкой менеджеров в сфере управления и сервиса это особенно актуально.  Исследователи Российского государственного торгово-экономического университета уже в 2012 г. сделали, по нашему мнению, справедливые выводы о том, что общие и профессиональные компетенции должны соответствовать запросам работодателей [1, с. 6]. Выявление запросов работодателей позволило выявить основные требования, предъявляемые к социально-личностным компетенциям специалистов в сфере управления и сервиса:

– умение работать в команде;

– настойчивость в достижении цели;

– коммуникативность;

– творческие способности;

– социальная адаптация;

– выносливость;

– нравственность;

– здоровый образ жизни.

Наибольшее внимание представители бизнеса уделяют организационным способностям менеджеров: «умение организовывать paботу» лидирует в группе общепрофессиональных компетенций, а далее по убыванию следуют навыки ведения переговоров, исполнительская дисциплина, ответственность и преданность предприятию [4].

Очевидно, что обеспечить меняющиеся запросы работодателей на профессионалов можно путем обеспечения сосуществования двух парадигм – знаниево-предметной и компетентностной, используя для подготовки компетентных менеджеров задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контектностный способы обучения, интеграцию учебной и исследовательской работы.

Учитывая конкуренцию на рынке образовательных услуг, необходимо периодически осуществлять мониторинг различных средств массовой информации и выявлять динамику изменения спроса на специалистов.

Ссылки на источники

  1. Асанова И.М. Система профессионального развития специалистов для  сферы туризма в зарубежных странах: США и Швейцария // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. № 4 (36). 2010. С.87-98.
  2. Асанова И.М. Система профессионального развития специалистов для  сферы туризма в зарубежных странах: Великобритания Проблемы современной экономики. № 1 (37). 2011.С. 335-338.
  3. Асанова И.М. Опыт и перспективы развития сельского туризма в России Индустрия туризма и гостеприимства: образование, проблемы, перспективы. СПб.: НОУ «Школа «Эпиграф», 2011. С. 18-22.
  4. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2014.