Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и методическим вопросам обеспечения экономической безопасности торговых предприятий. Авторы  рассматривают особенности оценки экономической безопасности торговых предприятий.
Ключевые слова: экономическая безопасность, оценка экономической безопасности, торговые предприятия.

Сфера торговли отражает весь спектр позитивных и негативных процессов, происходящих в экономической и социальной жизни. В таких условиях экономическая среда деятельности предприятия носит стохастический характер. Поскольку условия функционирования предприятия и поведение экономических субъектов рынка непрерывно трансформируются, то создаются рисковые ситуации, что приводит к появлению различных видов угроз экономической безопасности торговых предприятий, поэтому в современной экономике все большее значение приобретают целевые установки на микроэкономическом уровне, на обеспечение устойчивого развития, предупреждение и смягчение последствий предпринимательских рисков [2, c. 40].

Такие факторы как изменчивый характер спроса, растущая дифференцированность потребностей населения и постоянное изменение потребительских предпочтений покупателей, усиление различных форм неценовой конкуренции способствуют повышению уровня рисков в деятельности торговой организации и снижению ее экономической безопасности.

Риски в сфере товарного обращения представляют собой характеристику деятельности, осуществляемой предприятием торговли в ситуации неизбежного выбора, отображающую неопределенность будущих результатов его деятельности и вероятность благоприятных и негативных последствий его действий. Торговые организации ведут свою деятельность в условиях неполной, искаженной информации, что затрудняет возможности предприятия адекватно реагировать на изменения и поддерживать масштабы торговли на прежнем уровне. Таким образом, можно сказать, что в процессе своей деятельности торговые организации сталкиваются с широким спектром различных видов рисков и угроз экономической безопасности.

Риски в деятельности торговых организаций можно классифицировать по таким признакам как: совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих их уровень, сфере и времени возникновения, по возможности управления, по возможности страхования. Все указанные виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друг и на деятельность предприятия.

Торговля обслуживает стадию перераспределения процесса воспроизводства, а, значит, предприятия торговли особо восприимчивы к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста, изменения и проблемы в банковской, налоговой, кредитной системах, темпы инфляции – все это безотлагательно отражается на покупательной способности населения, на товарообороте и прибыли предприятий торговли, и, следовательно, на количестве и величине возникающих рисков. Вышеуказанные факторы являются внешними по отношению к торговой организации, поэтому трудно поддаются управленческому воздействию или вообще не могут регулироваться предприятием. Поскольку управлять ими практически невозможно, то главной целью предприятия является уменьшение негативного или усиление положительного воздействия внешней среды с помощью постоянного мониторинга и анализа информации о тенденциях развития процессов внешней среды и прогноза ее возможных изменений.

Проблемы, связанные с внутренней средой функционирования предприятий торговли, могут рассматриваться в нескольких аспектах. Важнейшими из них являются организационный, управленческий, функциональный, пространственный, временной и социальный аспекты. В современных условиях эта группа проблем приобретает особое значение, поскольку внутренние проблемы по большей части подконтрольны самому торговому предприятию, и решить их, в случае необходимости, оно сможет.

Так как риски предприятий торговли – это риски, возникающие в сфере товарного обращения, и они существенно влияют на процесс доведения товаров от поставщика к конечному потребителю, представляется целесообразным идентифицировать и классифицировать основные виды рисков торговых предприятий.

По нашему мнению, риски предприятий торговли могут быть классифицированы по признаку соответствия основным показателям финансово – экономического развития торгового предприятия. Согласно указанному критерию можно выделить следующие виды рисков:

– риск нереализованности товаров,

– риск невыполнения поставщиком договорных обязательств,

– риск изменения структуры спроса и усиления конкуренции,

– риск возникновения незапланированных расходов и сокращения доходов,

– риск потери и порчи товара и имущества торгового предприятия,

– риск упущенной выгоды,

– риск издержек, связанных с системой сертификации и контролем качества.

Важнейшей особенностью торговой организации является высокая степень оборачиваемости, то есть скорость движения товаров в сфере обращения и реализации, что в свою очередь порождает специфические риски. Помимо этого, торговой деятельности присуще постоянное колебание спроса и предложения, и как следствие – колебания товарооборота. Еще одной проблемой торговой деятельности является несовершенство и недостаточность маркетинговой информации. Такая ситуация затрудняет выявление зон риска и оценку потенциальных рисковых ситуаций.

Результат торговой деятельности торгового предприятия можно оценить с помощью товарооборота, а оценку финансового результата проводят с помощью показателей «прибыль» или «убыток». Важнейшие риски в деятельности торгового предприятия – предпринимательские.

Исследование показало, что экономисты под предпринимательскими рисками торгового предприятия, подразумевают следующие:

  • риск уменьшения прибыли;
  • риск снижения товарооборота;
  • риск роста оптовых (закупочных) цен;
  • риск увеличения товарных издержек;
  • риск потери или порчи товара в процессе его обращения [4, 6].

Каждый из указанных рисков находится под воздействием ряда факторов, которые обусловливают его возникновение и степень. На результаты деятельности торгового предприятия, прежде всего, оказывают влияние уровень валового дохода и издержек обращения, размер товарооборота. Сумма прибыли также зависима от структуры товарооборота торгового предприятия. Чем больше удельный вес высокорентабельных товаров, тем больше сумма прибыли и уровень рентабельности.

Факторы, влияющие на объем розничного оборота включают в себя динамику товарных фондов, численность работников торгового предприятия и производительность их труда, эффективность использования основных средств организации.

Торговые предприятия должны эффективно использовать свои основные средства, поскольку при этом происходит увеличение товарооборота на единицу вложенных средств, уменьшаются расходы на содержание самих основных средств, и, как следствие, улучшаются финансовые результаты функционирования торговых предприятий.

В качестве одного из главных факторов, оказывающих влияние на товарооборот, выступает социальный, т.е. сезонные колебания спроса потребителей. На основе статистического изучения колебаний предпочтений покупателей, и расчета соответствующих показателей можно построить график сезонной волны, чтобы в последующем эти колебания учесть при планировании розничного товарооборота.

Прогнозирование спроса предполагает предварительный его анализ и выявление факторов, оказывающих воздействие на объем и структуру. С целью оценки возможного спроса могут использоваться экономико-математические методы. Наиболее широкое применение в этих целях нашел статистический метод, основанный на выявлении отклонений и расчете корреляционно-регрессионной зависимости. Важнейшим направлением исследования спроса потребителей является анализ конъюнктуры товарного рынка и ее прогнозирование на предстоящий период с целью выявления возможностей для оптимизации соотношения спроса и предложения.

На риск роста издержек обращения влияют такие факторы, как изменение оптовых цен, тарифов телефонные и почтовые услуги, на перевозки товаров, рост процентных ставок по банковским кредитам, структура и скорость товарооборота. Продажа одних товаров позволяет получить повышенную прибыль, а реализация других, наоборот, может привести к убыткам. Такая ситуация особенно заметна если используется единая, усредненная торговая наценка. Поэтому критерием для установления торговых наценок должны быть потоварные издержки. Они дадут возможность, во-первых, полностью покрыть затраты и, во-вторых, обеспечить нормальную прибыль или рентабельность в процессе реализации каждого товара.

Величина издержек обращения находится под влиянием такого фактора, как скорость товарооборота. Ускорение оборачиваемости товара и сокращение времени обращения сопровождаются снижением уровня торговых издержек. Напротив, замедление товарооборота, задержка в реализации товаров ухудшают все финансово-экономические показатели, в том числе, и показатели издержек обращения – их уровень растет.

Для успешного осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать достаточным минимумом собственных оборотных средств. Финансовое положение предприятий в значительной мере зависит от состояния собственных оборотных средств, их сохранности и грамотного использования [5].

Недостаток средств чреват уменьшением товарооборота, возникновением задолженности поставщикам и банкам за кредиты, тогда как их излишек ведет к образованию сверхнормативных запасов товаров, росту кредиторской задолженности, к отвлечению средств из оборота (проценты за кредит, штрафы за просроченную задолженность поставщикам, пеня в бюджет).

Не меньшее значение для торгового предприятия имеют и финансовые риски – риск ликвидности и кредитный риск. Наличие дебиторской задолженности свидетельствует о внеплановом отвлечении средств из оборота, вызывающем финансовые затруднения. Дебиторская задолженность может замедлить оборачиваемость оборотных средств, нередко служит причиной для возникновения просроченной задолженности по банковским ссудам, приводит к нарушению сроков расчетов с поставщиками и другими кредиторами. Все это ведет к необходимости платить штрафные санкции и создает серьезные затруднения для предприятия.

Эффективное управление процессом изменения дебиторской задолженности в торговой организации требует, во-первых, мониторинга соотношения дебиторской и кредиторской задолженности – значительное превышение дебиторской и кредиторской задолженности создает угрозу для финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение кредитов банков. Во-вторых, необходимо практиковать предоставление скидок при досрочной оплате, поскольку в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции.

Чтобы пополнить товарные запасы или сменить торговое оборудование, торговое предприятие прибегает к кредитам, а значит, повышает свой общий риск, поскольку возникающий эффект финансового рычага чреват как положительными, так и негативными изменениями рентабельности собственного капитала. Кроме того, увеличение кредиторской задолженности ведет к тому, что предприятие постоянно отвлекает денежные средства из оборота на уплату процентов по кредиту, штрафы. В итоге у предприятия может не оказаться достаточных средств для закупки соответствующего спросу количества товара. А это ведет к снижению товарооборота, а, значит, и прибыли.

В силу отсутствия системного подхода к выявлению, идентификации, оценке и управлению рисками и угрозами экономической безопасности возникают сложности в работе торгового предприятия, поэтому важным инструментом решения данного вопроса является использование инструментов управления экономической безопасностью предприятия. Важно заметить, что с помощью инструментов управления предприятия торговли выявляют огромные резервы, используемые в торгово-хозяйственной деятельности в ситуации риска.

Основная цель управления рисками – повышение экономической безопасности предприятия, максимизация его рыночной стоимости в ситуации неопределенности и риска, получение максимальной прибыли в текущем и перспективном периодах при оптимальном соотношении суммы прибыли, ликвидности и риска. При этом для достижения целей социально-экономического развития предприятие должно максимизировать не балансовую, а чистую прибыль, остающуюся в его распоряжении, что требует проведения эффективной налоговой, амортизационной и дивидендной политики.

Нами установлено, что для реализации своей основной цели риск-менеджмент решает следующие задачи:

– идентификация областей потенциальных рисков;

– определение внутренних и внешних рисков предприятия;

– оценка уровня отдельных видов рисков и совокупного риска торгового предприятия в целом;

– разработка и реализация превентивных мероприятий по нейтрализации рисковых ситуаций;

– формирование системы эффективного мониторинга рисков, присущих как отдельным операциям, так и торгово-хозяйственной деятельности в целом;

– обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

По нашему мнению, задачи риск-менеджмента и управления экономической безопасностью торгового предприятия взаимосвязаны, хотя отдельные из них носят разнонаправленный характер. Поэтому в процессе функционирования механизма управления экономической безопасностью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эффективной реализации его основной цели.

Механизм управления экономической безопасностью представляет собой систему методов, рычагов, форм организации экономических отношений, посредством которых осуществляется анализ, оценка, управление рисками и достигается воздействие на совокупность и уровень возникающих рисков и, как следствие, на социально-экономическое развитие и равновесие общей системы хозяйствования [3, c.78].

На основе изучения научных работ нами выявлены основные направления воздействия рискового механизма на эффективность торговых предприятий. К их числу относятся планирование, регулирование, организация, стимулирование, учет и контроль.

При создании системы обеспечения экономической безопасности торгового предприятия на основе управления риском необходимо выбрать методы его оценки. Такой выбор должен быть основан на определении информационной базы и формировании системы методов идентификации и оценки, а также разработке критериев определения целесообразности использования выбранных методов. Главным критерием для выбора может являться достаточность и применимость информации. Так, уровень рисков экономических явлений, имеющих под собой статистическую экстраполируемую выборку, может быть оценен с использованием статистических методов. Если исследуемое явления или процесс не имеет статистической базы, то для оценки используют качественные методы. Они позволяют уменьшить неопределённость в тех случаях, когда использование вероятностных методов нецелесообразно или невозможно. При выборе метода оценки следует учитывать точность оценки и стоимость его применения, как с позиции затрат на получение информации, так и с точки зрения значимости этой информации для принятия решения.

Ссылки на источники

  1. Безуглая Н.С. Экономическая безопасность предприятия. Сущность экономической безопасности предприятия //Российское предпринимательство. 2010. № 4-1. С. 63-67.
  2. Волкова Т.А., Волкова С.А., Тинякова В.И. Концептуальные основы формирования системы упреждающего риск-менеджмента // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № S1. С. 40-45.
  3. Волкова С.А., Волкова Т.А. Переход к инновационной экономике как фактор экономической безопасности // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. № 8 (32). С. 73-79.
  4. Ендовицкая А.В., Волкова Т.А., Балиашвили Д.У. Теоретико-методологические подходы к определению сущности экономической безопасности предприятия и ее оценке / Ендовицкая А.В., Волкова Т.А., Балиашвили Д.У. //Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 10 (58) С. 62-68
  5. Серебрякова Н.А. Основные проблемы планирования инновационного развития хозяйственных систем // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 4 (9). С. 115-116.
  6. Шарипова М.Н. Организационно-экономические основы совершенствования механизма риск-менеджмента торговых предприятий / автореф. канд. дисс. – Душанбе . – 2011, 23 с.