Аннотация. Статья посвящена вопросам конкурентного преимущества предприятия. Автор рассматривает проблемы формирования конкурентного преимущества предприятия.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентное преимущество.
Изменения, вызванные экономическим и финансовым кризисом, отразились на деятельности любого предприятия. Произошло нарушение производственно-хозяйственных, экономических и финансовых связей не только внутри самого предприятия, но и во взаимоотношениях с потребителями и поставщиками. Сложившееся положение заставляет руководство предприятий заниматься решением преимущественно текущих проблем в ущерб стратегическим целям (вплоть до полного сокращения производственного потенциала), что может повлиять на улучшение положения в будущем.
Большинство предприятий на сегодняшний день не имеют стратегической концепции. Это приводит к растрате ресурсов и к общей неуправляемости всеми материальными и финансовыми потоками. С усилением конкуренции предприятиям необходимо быстро и адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Поэтому возникает реальная необходимость создания и внедрения механизмов управления, позволяющих воспринимать эти изменения, распознавать их и обеспечивать соответствующую адаптацию хозяйственной деятельности, основанные на современных принципах маркетинга, менеджмента.
В результате на многих предприятиях наблюдаются классические симптомы неуправляемости. В организации возникает ощущение, что проектов слишком много, и теряется контроль над сопровождением и развитием этих проектов. Времени на постановку и сопровождение не хватает, руководство пребывает в состоянии хронического цейтнота. Часто обнаруживается переизбыток информации – различных форматов и практически не поддающейся сопоставлению. Внутри предприятия, если и осуществляется единое стратегическое планирование, то планы не выполняются (многоуровневая неуправляемость) – отсутствие или неэффективность стратегического планирования.
Стратегическая ориентация планирования бизнеса в целом не является новой. В быстро меняющемся деловом мире инструменты управления, необходимы, чтобы справиться с рисками, связанными с принятием управленческих решений.
Разработка стратегии, предполагающая выбор оптимальных целей и средств к их достижению, - это сложная задача, предъявляющая серьёзные требования к тем, кто занимается этим. Процессы формирования обоснованной оценки корпоративной стратегии связаны со значительными затратами времени и сил, а также требуют большого объёма информации и солидных навыков.
В современных условиях рынка, функцией любого конкурентного преимущества предприятия является обеспечение доходов, превышающих среднеотраслевой уровень и завоевание устойчивых позиций на рынке. Достижение конкурентного уровня может быть сформулировано тремя целевыми величинами: развитие, рост, прибыль. Конкурентные преимущества могут быть достигнуты за счёт формирования конкурентоспособного потенциала предприятия и способностей к его реализации в инфраструктуре рынка.
Основными направлениями формирования конкурентного преимущества предприятия являются:
1) элементы, формирующие экономический потенциал, их взаимосвязь и взаимозависимость;
2) возможности предприятия как реализованы, так и нереализованные;
3) ресурсы, необходимые для реализации возможностей;
4) знания, навыки и умения, позволяющие использовать ресурсы экономического потенциала предприятия.
Структуру конкурентного преимущества можно представить в виде четырёх групп элементов:
1) производственно- финансовые возможности предприятия - образуют производственный, финансовый и коммуникационный потенциал;
2) интеллектуальные возможности - представлены инновационным, управленческим, маркетинговым потенциалами;
3) трудовые возможности – формируют кадровый и мотивационный потенциал.
Каждый из названных элементов имеет специфические цели использования и развития, подвержен влиянию различных факторов и составляет сильную или слабую сторону предприятия. Поэтому, принимая решения о формировании и развитии конкурентного преимущества, менеджеры предприятия особое внимание должны уделять изучению его потенциалообразующих элементов.
Модель потенциала определяется:
-объёмом и качеством имеющихся у него ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и нематериальными ресурсами – патентами, лицензиями, информацией, технологией);
-способностями сотрудников (специалистов, вспомогательного персонала) к созданию какой – либо продукции; их образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивационным потенциалом;
-способностями менеджмента оптимально использовать имеющиеся у хозяйствующего субъекта ресурсы (подготовкой, креативностью и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры хозяйствующего субъекта);
-инновационными способностями (т.е. способностями предприятия к обновлению хозяйственного процесса, смене технологии и т.д.);
-информационными способностями (грамотно обрабатывать, воспринимать и использовать информацию в хозяйственном процессе);
-финансовыми способностями (кредитоспособностью, платёжеспособностью и др.).
На уровне компании корпоративная стратегия стремится выделить предприятие на конкурентном рынке, создав уникальный источник ценностей, которые поступают на рынок. Этот источник ценностей формирует особые свойства компании – не то, что компания умеет делать, и не то, что компания умеет делать хорошо, а только то, что она умеет делать лучше своих конкурентов. Эта особая характеристика может проявиться на любом этапе создания ценностей, но это непременно должно произойти тогда, когда компания хочет эффективно соединить свои ресурсы и возможности их использовать для достижения рыночного преимущества. Таким образом, определяющей целью стратегического управления предприятием, одновременно тем, что отличает его от других видов управления, является формирование или развитие конкурентного преимущества, обеспечивающее превосходство над конкурирующими организациями.
В соответствии с изложенным, предлагается матрица (таблица 1). При этом понимается, что «понижение издержек» - это способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты, а «специализация» - это способность удовлетворять особые потребности покупателей (и получать за это премиальную цену).
Наиболее целесообразным и эффективным для решения проблемы управления конкурентным преимуществом является применение системного и ситуационного подхода. В условиях усложнившихся межфункциональных внешних и внутренних связей правомерна постановка вопроса о создании эффективной комплексной системы поддержки конкурентного преимущества предприятия, которая была бы адекватной современным требованиям, учитывала динамику конъюнктуры рынка, основывалась на принципах адаптивности и создавала возможности гибкого и быстрого принятия управленческих решений. Такая система с чётко поставленной целью должна включать комплекс постоянно действующих инновационных, инвестиционных, маркетинговых, материальных, организационно-управленческих, социальных, кадровых мероприятий, ориентированных на установление, обеспечение и поддержание конкурентного преимущества с целью устойчивости предприятия в инфраструктуре рынка.
Таблица 1 - Матрица оценки конкурентного преимущества
Рассмотри основные принципы построения и функционирования комплексной системы поддержки конкурентного преимущества предприятия:
1) системный подход, заключающийся в том, что каждое экономическое явление рассматривается и оценивается во взаимодействии с другими явлениями, при этом все остальные элементы объекта и происходящие в нём процессы взаимосвязываются с учётом как внутренних, так и внешних факторов;
2) комплексное решение проблем, которое предполагает, прежде всего, достижение пропорциональности и сбалансированности производственных ресурсов как по объёмам, так и по времени их использования на основе глубокого анализа организационных, экономических, технических и социальных условий и факторов производства;
3) рассмотрение организации как целенаправленной системы, имеющей несколько целей; постановка нескольких целей на верхнем уровне объясняется стремлением организации к постоянному развитию в области разработки новых идей, производства, финансов и сбыта;
4) моделирование целостной системы с учётом того, что изменение одного элемента обязательно затронет и область функционирования других элементов, связанных с ним непосредственно или через другие элементы;
5) изучение динамики организации.
Понятие системность характеризует упорядоченность системы, её целевую ориентацию, а комплексность подчёркивает взаимодействие и взаимообусловленность элементов.
С точки зрения системного подхода конкурентоспособность может быть представлена в виде свойства производственно-экономических систем (ими являются предприятия) изменять намеченный режим функционирования в процессе адаптации к внешней среды с целью сохранения, развития уже имеющихся или создания новых конкурентных преимуществ.
В связи с изложенными положениями комплексная система поддержки и развития конкурентного преимущества предприятия представляет собой сложную, динамическую, вероятностную, открытую систему. Во - первых, процесс организации конкурентного функционирующего производства (продукции, услуг) состоит из определённых этапов, которые формируются и зависят от масштаба деятельности и отраслевой принадлежности; во – вторых, осуществление всех этапов организации конкурентоспособного производства происходит в результате их тесной взаимосвязи, которая отражает реализацию принципа обратной связи; в -третьих, рассматриваемый процесс характеризуется наличием многочисленных связей с внешними системами. Причём следует учитывать влияние условий внешней среды на цели, стратегии предприятия и выбранные средства их достижения.
Таким образом, конкурентное преимущество предприятия обладает специфическими свойствами, он представляет собой совокупность локальных потенциалов, что обусловливает необходимость использования специальных технологий управления, учитывающих особенности каждого из них в отдельности. Структура и содержание элементов экономического потенциала определяется особенностями функционирования в инфраструктуре предприятия и его отраслевой принадлежности.
Ссылки на источники
- Волкова М.Н. Анализ объектов исследования при проведении аудита качества управления коммерческими структура / М.Н.Волкова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия, 2010. - № 10. - С. 54-58.
- Волкова М.Н. Повышение конкурентоспособности фирм-франчайзи в сфере IТ технологий / Волкова М.Н. // Научное обозрение. - 2008. - № 1. - С. 89-93.
- Гуриева Л.К. Инновационные механизмы формирования конкурентных преимуществ российских производителей / Актуальные проблемы современной науки Сборник статей IV Международной конференции молодых ученых, преподавателей, аспирантов и докторантов / Естественные науки. Часть 28. Экономические науки. Самара, 2013.- 261с.
- Толстолесова Л.А. Экономический потенциал и перспективы России и стран СНГ: монография /Толстолесова Л.А., Вершинина О.Г., Вологин И.С., Воронцова Е.В. и др.-Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2014.-282с.
- Шпотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования// проблемы теории и практики управления.-2014.-№2.-с.50-55