Аннотация. В статье рассматривается процесс становления и развития профессиональной ориентации в Республики Саха (Якутия) с 50 годов прошлого столетия по настоящее время. Раскрыты особенности и основные противоречия каждого периода в региональной системе профориентации.
Ключевые слова: профессиональная ориентация в Республике Саха (Якутия), профессиональное самоопределение учащейся молодежи.
Процесс становления и эволюции системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в регионах России и Якутии, безусловно, имеет много общих тенденций, что объясняется едиными принципами и закономерностями, заложенными в основу функционирования образования. Вместе с тем, в истории и современной практике профориентации учащихся имеются специфические черты, присущие отдельным регионам. Они обусловлены социально-экономическими различиями, уровнем развития науки, техники и производства, а также этническими и природно-географическими особенностями. Учитывая важные реформы и реорганизации в образовательных учреждениях республики, проведено разбиение на три временных основных этапов становления и развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи. Первый этап - 50-70 е годы (зарождение системы профессиональное ориентации в регионе); второй этап – 80-90 гг., и третий этап с 2000 гг. по настоящее время.
С позиции принципа регионализации республиканская система профессиональной ориентации учащейся молодежи рассматривается как подсистема непрерывного образования, решающая задачи поступательного развития учащегося как личности и будущего профессионала, самореализация которого будет направлена на развитие общества, региона. Поэтому успех зависит профессиональной ориентации учащихся в значительной степени будет зависит не только от взаимодействия общеобразовательных школ, учреждений дополнительного и профессионального образования, предприятий (организаций), службы занятий, т.е. подсистем регионального образовательного пространства, но и от ее включенности и интегрированности в социально-экономическую структуру общества.
Под региональной системой профессиональной ориентации следует понимать совокупность организационных структур, находящихся на определенной территории и включенных в социально-экономическую систему данного региона с присущими ему особенностями (культурно-историческими, социально-экономическим и др.), обеспечивающих полноту формирования профессионального самоопределения личности, проживающей на данной территории. Это позволяет, считать, что республиканская система профессиональной ориентации учащейся молодежи является одним из компонентов целостной образовательной системы региона и направлена на решение целей и задач этой системы, и в то же время выступает как самостоятельная педагогическая система, что предполагает ее открытость, использование всего производственно-образовательного потенциала социума.
Начиная с 50-х годов возросло внимание к проблеме профориентации, сложился и определенный так называемый организационно-методический подход, который заключался в улучшении организации профориентационной работы и совершенствования методики профориентации школьников.
В 50–е годы развитие проблем профориентации практически не осуществляется ни в теории, ни на практике, хотя она по-прежнему остается актуальной. В школах осуществляется ориентация учебного процесса на потребности экономического региона в кадрах. Вследствие этого пропагандируются рабочие профессии в различных отраслях народного хозяйства. Педагогические коллективы школ проводят работу по привлечению к профориентационной работе заинтересованных лиц, представителей организаций, предприятий, учреждений, занимающихся трудоустройством молодежи: вуз, СПТУ, базовое предприятие. В некоторых регионах создаются Межведомственные советы по координации их деятельности.
Так, Савинов Т.Т. отмечает, что значительную поддержку по политехнизации оказывали крупные предприятия Якутии как Кангаласский угольный разрез, Жатайский судоремонтный завод, Мархинский кирпичный завод и др. Производственное обучение должно было решить задачу овладения учащимися одной из профессий промышленного или сельскохозяйственного производства, ориентировать выпускников школ на продолжение образование в соответствующих вузах. Достаточно высокий уровень организации производственного обучения был в школах № 9 и 10 г. Якутска, Жатайской средней школе, школе № 1 г. Алдана, школах рудника Лебединый и прииска Нижний Куранах, где систематически проводились уроки-экскурсии на промышленные предприятия [1, с.175].
На школу была возложена непосильная задача: обучение проводилось не на школьной базе, в цехах предприятий, практически не координировались профессии, по которым готовила школа, производство и система трудовых резервов [2, с.52-53]. К семидесятым годам организуется координация содержания, форм, методов профориентации в масштабах всей страны. Подобные образовательные учреждения открывались и в республике, в УПК обучали таким специальностям как: швея, повар и др.
Активизировалась и допрофесиональная подготовка школьников. Появились технически достаточно хорошо оснащенные кабинеты по изучению трактора и сельскохозяйственных машин в Диринской средей школе Чурапчинского района, Чернышевской средней школе Вилюйского района, Эльгяйской средней школы Сунтарского района. Один из лучших кабинетов по автоделу был создан в Мирнинской средней школе № 1, впервые в истории народного образования в Якутии учащиеся этой школы принимали участие на Всесоюзных соревнованиях школьников по вождению автомобиля [1,с.206]. Больше стало уделяться внимания обеспечению школ для дальнейшего сотрудничества с предприятиями. В республике вопрос о трудовой подготовке школьников, их трудовом воспитании, выборе профессии находит отражение и развитие в трудах В.В. Акимова, И.С. Портнягина, П.П. Кондратьева, А.В. Мордовской, Т.Т. Саввинова и других.
В 70-80-е гг. значительно возрастает объем научных разработок по проблемам профориентологии и профессиональной ориентации. Исследователи изучают личностные особенности процесса выбора учащимися будущей профессии: интересы, склонности, потребности, мотивы. В теории разрабатываются проблемы формирования профессиональной направленности, профессиональных намерений школьников и студенческой молодежи. В данный период определены теоретические положения о системном и комплексном характере профессиональной ориентации, многофакторном влиянии внешней среды на процесс выбора растущим человеком будущей профессии.
В начале 80-х гг. в отечественной психологии появляется новое направление – учение о личностно-деятельностном подходе (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Мудрик, В.В. Сериков и др.). Анализ работ, посвященных психологическим проблемам профориентологии, показывает, что многими исследователями ставится задача развития самоопределения личности в ходе профориентации посредством повышения активной роли самого учащегося в этом процессе. Зарождается новая традиция – поиск возможностей активизации позиции ученика в процессе профессиональной ориентации, изучение проблемы профессионального самоопределения личности (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина, С.Н. Чистякова и др.). Создается Государственная служба профориентации, объединившая в единое целое все компоненты системы профессиональной ориентации, начиная от профориентационных кабинетов, профконсультационных пунктов до Всесоюзного совета, координирующего профориентационную деятельность территориальных центров.
В школах Якутии открывались кабинеты профессиональной ориентации, где учащиеся получали консультацию по всем вопросам профессионального самоопределения. В это время, ставились воспитательно-профориентационные задачи перед наставничеством на предприятии как: формирование у учащийся молодежи интереса к конкретной профессии, производству; воспитание потребности в труде; воспитание на трудовых и героических традициях тружеников; формирование сознательного, добросовестного отношения к трудовым заданиям; воспитание культуры труда; воспитание бережного отношения к средствам производств; экономическое и экологическое воспитание школьников; формирование у учащихся инициативы, деловитости, самостоятельности, предприимчивости; приобщение к рационализаторству и изобретательству, к постоянному творческому поиску; добровольная передача учащимся личного мастерства, «секреты» своей профессии; передача учащимся общекультуных ценностей, в том числе культуры межнационального общения; воздействие на школьников личным пример а труде, быту, отношениях с людьми. Утверждались и развивались такие формы воспитания учащейся молодежи, как: взаимные обязательства наставников и подшефных по повышению уровня учебы и труда; проведение конкурсов «Лучший по профессии», «Лучший молодой производственник» и др.; работа Советов наставников; бригадное наставничество (бригада шефов - класс школы); личное индивидуальное наставничество-передовика производства ит.д.
Связи многих школ и общественности приобретали характер постоянного разностороннего воздействия, расширялись рамки самого понятия «педагогический коллектив», в него входили теперь не только учителя, но и представители родительской общественности, производственных коллективов, преподавали педагогических учебных заведений.
При разработке научных основ профориентации учащейся молодежи впервые за всю историю профориентации исследователи обосновали применение принципов формирования профессионального самоопределения: сознательности, самостоятельности, объективной самооценки, свободы выбора. Вместе с тем в те годы над личностью господствовала идеология социалистического общества, и педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения ограничивалось марксистско-ленинской теорией. Таким образом, на данном этапе складывается традиция обусловленности процессов реформирования общего образования и системы профессиональной ориентации социально-экономическими предпосылками. Был сделан расчет на некую обобщенную модель «усредненного» ученика без учета индивидуальных особенностей каждого. Этим объяснялась и регламентация профессионального выбора учащихся потребностями общества в рабочих профессиях, и социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, послушание, коллективизм и т.д. В процессе профориентационной работы использовались декларативно-агитационные, а не развивающие принципы, доминировала традиция ориентации на интересы общества, а не личности. В практике работы школ проявляются недостатки в организации профориентационной работы в школах вследствие необеспеченности учебного процесса научно-методической, справочно-профессиографической литературой; применения авторитарного стиля педагогической деятельности при общении с учащимися, преобладания в воспитательной работе по формированию профессионального самоопределения школьников словесных методов назидательного характера; использования агитационно-пропагандистских лозунгов при выборе учащимися будущей профессии, исходя из потребностей экономического региона в кадрах без учета индивидуально-психологических особенностей личности учащегося.
Наряду с указанными недостатками положительным моментом является то, что больше внимания стало уделяться профпросвещению, профконсультациям, практической пробе сил в некоторых видах профессий.
Начало 90 гг. характеризуется экономическим, социальным и мировоззренческим кризисом в стране, появлением рыночных отношений, возникновением конкуренции на рынке труда. Кризисные явления обострили проблемы социальной значимости профессионального самоопределения, профориентологии и профориентации. Перед подрастающим поколением возникает сложная задача, связанная с умением ориентироваться и действовать в меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникации, не потеряв при этом самобытности и уникальности.
Основными характеристиками системы образования в рассматриваемый период становятся: демократизация и гуманизация образовательного пространства; создание гибкой децентрализованной структуры управления образованием, формирование национальных систем образования, самостоятельных территориальных, муниципальных образовательных округов, учитывающих этнокультурные потребности учащихся, направленных на реализацию дифференциации и индивидуализации обучения с учетом личностных возможностей учащихся; создание различных моделей средних общеобразовательных учреждений (школа-комплекс, ассоциированные школы-классы, школа здоровья, школы повышенного уровня и др.); функционирование новых инновационных видов образовательных учреждений (колледжи, гимназии, лицеи, центры комплексного развития личности, агрошколы, авторские, коммерческие и др.); развитие сети негосударственных образовательных учреждений, вариативных форм получения образования; введение стандартизации среднего и высшего профессионального образования, разработка национально-региональных компонентов Государственных образовательных стандартов; расширение сети профильного обучения, исходя из интересов, образовательных потребностей школьников, реализация разноуровневых образовательных программ; обновление содержания образования, поиск и реализация новых педагогических технологий обучения; введение в воспитательно-образовательный процесс новых информационных технологий.
Вместе с тем в данный период профориентационная работа учителей утрачивает комплексный и системный характер, преобладает эпизодическое проведение встреч со специалистами, бесед о профессиях и учебных заведениях для учащихся 9-х и 11-х классов. Используемые формы и методы профориентации не носят систематического характера и проводятся без учета индивидуально-психологических особенностей учащихся, возможностей социума.
В практике организации профориентационной подготовки учащихся проявились следующие противоречия: между потребностями растущего человека в жизненном и профессиональном самоопределении и отсутствием целостной системы подготовки к выбору жизненного пути и профессии в общеобразовательных учреждениях; между возросшим интересом личности к проблеме выбора будущей профессии и отсутствием знаний и представлений об основах профессионального выбора; между необходимостью обеспечения проблем, связанных с профессиональным самоопределением учащихся с позиции координации и интеграции всех заинтересованных субъектов профориентации, учитывая возможности социальной среды, и отсутствием их взаимодействия [3].
Активизации интереса школьников к проблеме профессионального самоопределения способствовали структурные изменения в сфере занятости, создание рынка труда. Рыночные отношения обусловили жесткий отбор специалистов на рынке труда, невостребованность молодежи вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки и отсутствия необходимой квалификации.
Можно обозначить следующие тенденции, сложившиеся в эти годы в образовании: дифференциация образовательных потребностей населения, запросов учащихся, их родителей, социальных групп и объединений; увеличение числа с углубленным различных предметов; рост числа школ при тех или иных вузах, использование школах элементов вузовской системы обучения; появление и роста числа негосударственных общеобразовательных учреждений; дифференциация содержания образования, образовательных программ, использование альтернативных и параллельных учебников и учебных пособий и др.
В этот период особое значение приобретает этнопедагогизация социума. Так создаются в РС (Я) этнокультурные народные центры, для построения в селе единого воспитательного пространства, в задачи которого включены: воспитать растущего человека как хозяина своей судьбы, села, Родины, сосредоточить внимание на формирование жизненного и профессионального самоопределении личности при помощи этнокультурных традиций и ценностей народа саха. Так, А.В. Мордовская описывает деятельность этнокультурного народного центра «Aлаha» («Очаг»), в структуру которого вошли детский сад, средняя школа, музей народной мудрости, библиотека, филиал Харанского лицея по физическому воспитанию, общественные организации (советы отцов, молодых семей, материй, старейшин наслега, выпускников прошлых лет, педагогов, учащихся старших классов) [4,с. 194].
Расширению экономической самостоятельности РС (Я) было направлено на повышение уровня социального развития региона, более полное и эффективное использование ее природно-экономического потенциала. Сложившаяся структура республиканской экономики, не давала возможности для ее быстрого и безболезненного перехода на функционирование в режиме рыночных отношений. Был взят курс на создание производств по добыче нефти, алмазов, переработки нефти и газа (акционерная компания «Алмазы России-Саха», «Алмазы Анабара» и др.), несмотря на финансовые трудности, республика приложила усилия к поддержке строительства крупных объектов по линии алмазодобывающей промышленности, железной дороги, Вилюйской ГЭС, важных социальных объектов в столице республики. В этот период в РС (Я) не хватало специалистов высшей квалификации по финансовому, банковскому делу, денежному обращению, транспорту и связи, малой и альтернативной энергетики, переработке, крайне мало специалистов по газу и нефти, авиации, железнодорожному транспорту, морскому судоходству, таможенному делу и т.д.
Анализ показывает, что сложившиеся в конце 90-х гг. социально-экономические условия способствовали динамическому развитию мира профессий. По мнению С.Н. Чистяковой, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо овладевать не единственной профессией, а несколькими смежными. Кроме того, у человека в течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. Поэтому необходимо быть психологически готовым к перемене профессиональной деятельности.
С изменением целей и характера труда меняются и требования к специалисту, поэтому в настоящее востребован человек, способный к самореализации, самовыражению, к проявлению собственной позиции. В этой связи особую актуальность приобретает концепция полифункциональности [5], в соответствии с которой наиболее перспективной становится модель специалиста, синтезирующего в своей деятельности все многообразие функций, вытекающих из сложных задач современного конкурентоспособного предприятия любого типа, и психологически, и социально готового к разнообразным видам профессиональной деятельности».
Дальнейшее развитие общества предъявляет новые требования к человеку. Новый идеал современного образованного человека рассматривается как идеал разносторонне образованного человека, владеющего базовыми гражданскими и культурными ценностями. Поэтому направлением обновления содержания образования на современном этапе является усиление общекультурной направленности образования, его гуманитаризация, преодоление технократического характера, что требует пристального внимания к проблеме профессионального самоопределения. В центре профориентационной работы в настоящее время стоит проблема человека. Необходимость дальнейшего развития идей профессионального самоопределения школьников подтверждается в образовательных документах. В этот период зарождается традиция реального переноса акцента с удовлетворения общественных потребностей на профессиональные и социальные интересы и запросы личности. Развивается традиция, которая позволяет рассматривать человека в качестве субъекта профессионального самоопределения, способного к саморазвитию, самореализации в процессе социально-профессиональной деятельности.
В начале ХХI века в связи с введением профильного обучения на старшей ступени школы проводятся исследования по проблемам предпрофильной и профильной подготовки учащихся, организуется педагогическое обеспечение данного процесса. В данный период активизировались научные разработки по определению особенностей формирования профессионального самоопределения и профессионального становления личности. В профориентологии разрабатываются не только аспекты оказания профориентационной помощи школьникам, но и сопровождения профессионального развития взрослых людей. Профессиональное самоопределение стало рассматриваться как часть жизненного самоопределения человека, охватывающего все этапы жизнепостроения личности. В профориентологических исследованиях определено, что профессиональное самоопределение – это поэтапное формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде в течение всей жизни человека.
С.Н. Чистякова определяет на сегодняшний день основные противоречия профессиональной ориентации, негативно влияющих на процесс профессионального самоопределения молодежи следующие: между потребностью государства и бизнеса в кадровом обеспечении в соответствии с динамическим запросом рынка труда и государственным статусом системы профориентации молодежи; между потребностями и ожиданиями старшеклассников в оказании им педагогической поддержки в профессиональном самоопределении и уровнем готовности педагогов, родителей и других социальных партнеров школы к решению данной проблемы; между необходимостью поддержки профессионального самоопределения обучающихся в условиях профилизации старшей школы и недостаточной разработанностью современных профориентационных средств удовлетворяющих запросы школьников; между необходимостью обеспечения непрерывного образования, преемственности общего и профессионального образования и происходящими демографически-миграционными сдвигами, а также деформациями в структуре подготовки кадров, в организации и содержании профессионального образования [5, c.34].
В настоящее время трудовая деятельность человека осуществляется в сложных условиях функционирования рынка труда Северо-востока России, для которого характерно влияние не только факторов формирующейся рыночной экономики, внешней федеральной экономической и денежно-кредитной политики, но и особенностей экономики самого региона. К ним следует отнести: социально-экономические (реструктуризация экономики, ее индустриально-аграрный характер, многоотраслевая основа, сырьевая направленность производства, приоритетность алмазодобывающей и золотодобывающей промышленности, модернизация горнодобывающей промышленности, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, многообразие форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве, развитие технологий по переработке промышленного и сельскохозяйственного сырья и др.); демографические и миграционные; региональные (суровые природно-климатические условия, большая территория, богатейшие природные запасы полезных ископаемых и сырья, очаговый характер хозяйственной деятельности и расселения, малая плотность населения, сезонность циклов производства, сложная транспортировка и завоз основных продуктов жизнеобеспечения, затратность содержания отраслей производственной и социальной инфраструктуры, зависимость от состояния рынков сырьевых ресурсов, накопленный многовековой опыт северян по традиционным видам труда, полиэтническая, поликультурная среда, малочисленность коренных народностей Севера).
Указанные проблемы обуславливают необходимость осмысления происходящих социально-экономических изменений, их влияния на растущего человека для подготовки социально и профессионально мобильных выпускников различных типов и видов образовательных учреждений, способных психологически адаптироваться к жизненным реалиям рынка труда и успешно самореализоваться в профессии. В этой связи особую значимость приобретает взвешенная, продуманная государственная политика в области профессиональной ориентации, позволяющая обеспечить занятость молодежи, учитывающая развитие экономики регионов, национальных республик и территорий, комплекс социально-экономических, демографических, миграционных, региональных особенностей.
Литература
- Саввинов Т.Т. Становление и развитие трудовой подготовки учащихся Якутии (1920-1995 гг.). Диссер. на соиск. д.пед.н. М., 1996 – 313 с.
- Боргояков С.А. Теория и практика формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования, 1970-1999: На примере Республики Хакасия. Диссер. на соиск. д.пед.н. М., 2001- 379 с.
- Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Основы профориентологии. М.: Юрайт, 2011.
- Мордовская А.В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального старшеклассников: на примере Республики Саха (Якутия). Диссер. на соиск. д.пед.н., М., 2000.- 357 с.
- Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей 1—11 классов / С.Н.Чистякова. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2010.