Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена в проектировании внеурочной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Проектирование внеурочной деятельности состоит из нескольких этапов и принципов. Был рассмотрен  процесс, на примере кружка, по изготовлению декоративно - сюжетной аппликации на внеурочных занятиях.
Ключевые слова: дополнительное образование, внеурочная деятельность, декоративно-сюжетная аппликация.

В новый период развития общества требует  повышения уровня качества образования, науки и инноваций и система ценностей общества и молодого поколения. Больше стало уделяться стратегической роли дополнительного образования, как открытого вариативного образования, обеспечивающего право детей и подростков на личностное и социально-профессиональное самоопределение.

Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного пространства школы. За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность. Как справедливо отмечают специалисты, что дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, которое расширяет возможности образовательных стандартов. Предназначение допобразования - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

К настоящему времени выработались и сложились общие принципы организации внеурочной деятельности.

1. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

2. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

3. Единство обучения, воспитания, развития.

4. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

5.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

Проектирование внеурочной деятельности в школе проходит несколько этапов. Необходимо проанализировать социокультурную ситуацию и социокультурный фон школы, учитывать  интересы  потребностей детей и их родителей в дополнительном образовании, учитывать особенности школы, ее профиль, основные задачи, традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Так, например, в МОБУ НПСОШ № 2 г. Якутска функционирует кружок по обучению технологии изготовления декоративно-сюжетной аппликации «Национальное шитье». Обучение основам народного мастерства необходимо рассматривать как часть общего трудового и эстетического воспитания учащихся. В связи с этим, необходимо пробудить интерес к народному творчеству, традициям, наследию.

В условиях дополнительного образования детей рукоделия может стать не только средством проведения досуга, но и толчком к возникновению серьезного  предпринимательского интереса и началом профессиональной деятельности. Цель кружка формирование умений и навыков национального шитья, творческого подхода для выполнения практических работ, способность само развиваться в условиях рыночной экономики. Работа для шестиклассниц,  объемная и кропотливая,  состоит из 11 раздельных картин – аппликаций. В каждой картинке показаны национальные костюмы разных народов, т.к. костюмы  показывают его среду обитания, культуру, религию. Во время кружкового занятия,  каждая ученица делает по выбору по одной картине.

Дополнительное образование направлено на развитие созидательно творческого потенциала растущей личности. Проблема творческого развития ребёнка, его самодеятельности и инициативы очень глубока и рассматривается исследователями самых разных областей знания.

Тенденции развития дополнительного образования учащейся молодёжи, отдают приоритет развитию созидательной активности учащихся, выявлению и развитию способностей, интеграции детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества [1].

Ссылки на источники:

  1. Региональный  подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи. Коллективная монография /под ре. С.В. Паниной,       Т.А. Макаренко. – Эл.текст.дан. (1 файл 1,5 МБ) –Киров: МЦНИП, 2014.-189 с.