Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Разнообразие форм обучения в современной школе направлено на успешное выполнение поставленных образовательных задач. Одной из подобных форм выступает элективный курс, основной целью которого является профессиональная ориентация обучающихся старших классов.
Ключевые слова: элективный курс, профессионализация, формы обучения.

Элективные курсы - специально организованные краткосрочные курсы, ориентированные на формирование представлений обучающегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации определенного вида деятельности в какой-либо профессии, обеспечивающие самоопределение обучающегося относительно профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью.

В образовательных учреждениях необходима избыточность элективных курсов для обеспечения возможности реального выбора обучающимися. Обязательное условие - использование активных форм проведения занятий, информационных и проектных форм работы.

Элективные курсы ориентированы на получение знаний в той или иной образовательной области, вводят в мир современных профессий: филолог, эколог, биолог, географ, химик, медик, дизайнер, фермер, агроном, автомобилист. Педагогам необходимо создать условия, удовлетворяющие потребности обучающегося в выборе содержания образовательного маршрута, создать условия, благоприятные для активизации деятельности обучающихся в профессиональном самоопределении. Задачи курсов - развитие творческого потенциала личности, обучение навыкам, приемам деятельности, расширение возможностей самореализации обучающихся в условиях практической деятельности в контексте особенностей выбранной профессии: исследовательской, художественной, трудовой, социальной.

Элективные курсы должны иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки будущих кадров, так и для личностного развития обучающегося. Они должны способствовать социализации и адаптации обучающихся, обладать развивающими возможностями, формировать профессиональные навыки, универсальные учебные действия обучающихся.

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профессионализации, учитывать возрастные особенности обучающихся. Обучение необходимо вести через опыт и сотрудничество, работу в малых группах, использовать ролевые игры, моделирование, тренинги, метод проектов.

Обязательно использовать поисковой и исследовательский метод, стимулировать познавательную активность обучающихся. Не исключать и самостоятельную работу с различными источниками информации. Необходимо предусмотреть варианты изучения как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах основную и дополнительную литературу, электронные издания, Интернет-ресурсы.

Для определения ожидаемых результатов изучения курса необходимо регулярно оценивать достижения обучающихся, используя диагностику. Результаты должны быть значимы для самих обучающихся для успешной профессиональной карьеры по окончании курса. Необходимо продумать и разработать формы промежуточного контроля и формы итоговой зачетной работы по курсу.

Основные принципы обучения - индивидуальность, доступность, преемственность, результативность, развитие способностей, склонностей, интересов, также учитываются при разработке форм итогового контроля.

Чаще всего обучающиеся затрудняются ответить на вопрос относительно того, чем он хочет заниматься в жизни. Они просто не имели возможности или не пробовали серьезно заняться математикой или лингвистикой. Им кажется, что если они любят читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на математический факультет университета. В школе мы сталкивались с обучающимися, которые многое могут и даже учатся хорошо, но ничего не хотят изучать дополнительно, только в рамках урока «я могу».

Предположим, обучающийся решил, что он должен освоить программу физико-математического класса. Но кем он будет - экономистом, физиком, он пока не решил. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы.

Мотивация к изучению того или иного предмета возникает у обучающегося через успех. Нравится обычно то, что получается. Элективные курсы и должны стать тем местом, приходя в которое, обучающийся начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощаться, приобретать опыт успешного ученичества, приобщается к профессии. Задача учителя - помочь ребенку сориентироваться в выборе пути продолжения образования, восполнить пробелы его подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность обучающемуся проявить себя и добиться успеха.

Благодаря элективным курсам, обучающиеся расширяют знания в различных областях по выбранной ими профессии, прорабатывают и проигрывают различного рода ситуации, связанные именно с той профессией, которую они выбрали, обсуждают положительные стороны профессии.

Находят популярные, престижные профессии и сравнивают их с теми, которые менее популярны, но не менее важны. Формируют собственный взгляд на свое будущее, на то, куда и кем каждый из них пойдет работать. Совместная деятельность помогает обучающимся сформировать представление о профессиях, которые встречаются на современном рынке труда.

Проведя мониторинг посреди учебного года, мы выявили, что у большинства обучающихся, посещающих элективные курсы, оптимальный уровень самоопределения. Они ориентированы на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения по выбору профессии самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен.

В настоящее время обучающиеся 11 класса МБОУ «Терентьевская сош» на элективных курсах изучают профессиональные навыки разнотипных профессий, проявляют устойчивый интерес к обсуждению своего трудового будущего, «примериванию» себя к выбранной профессии. Нами были апробированы элективные курсы: «Речевой этикет», «Культура речи», «Юный филолог», «Журналист» учебного предмета «Русский язык»; «Замечательные неравенства, их обоснования и применение», «Геометрическое моделирование окружающего мира» учебного предмета «Математика»; «Технология создания сайтов» учебного предмета «Информатика и ИКТ»; «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» учебного предмета «Химия», «First Steps to Creative Business Writing (Эффективный курс делового письма на английском языке)» учебного предмета «Английский язык».

Литература

  1. Голуб, Г.Б. Предпрофильная подготовка учащихся: рекомендации по организации и проведению / Г.Б. Голуб, А.В. Великанова; под ред. проф. Е.Я. Когана. [Текст] - Самара: Учебная литература, 2006. - 160 с.
  2. Ерина, Т.М. Плюсы и минусы профилизации российского образования / Т.М. Ерина [Текст] // Профильная школа. - 2008. - №2. - с.39-44
  3. Тавстуха, О.Г. Методическое сопровождение профессионального самоопределения  учащихся в предпрофильной подготовке: учеб.-методич. пособие / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова [Текст] // -Оренбург: ОГПУ, 2008. - 212 с.
  4. Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе: метод. пособие / Н.В. Немова. [Текст] // - М.: Сентябрь, 2005. - 160 с.