Аннотация. В последние годы специалистами многих стран мира отмечается увеличение количества детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Расстройства аутистического спектра представляют собой нарушения детского психического развития, в клинической картине которых искажение коммуникативных функций сочетается с нарушением когнитивной сферы, воображения и наличием стереотипных форм поведения.
Ключевые слова: социализация, дети с расстройствами аутистического спектра, волонтеры.
По данным ВОЗ, количество людей с умственными и неврологическими проблемами, включая аутизм, неуклонно растет. Эти болезни составляют 11% всех проблем со здоровьем в глобальном масштабе.
По статистике Минздрава РФ 4,5% детей в стране имеет ограниченные возможности здоровья, что составляет более 1,2 млн. человек.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения [1,с.6].
В связи с этим социализация детей с расстройством аутистического спектра является актуальной проблемой, успешное решение которой определяет перспективу дальнейшего психического развития ребенка и психотерапевтическую атмосферу в семье.
Интересен опыт работы АНО Абилитационный центр «Особый ребенок» с данной категорией детей. В настоящее время коррекционно-педагогической помощью охвачены более 50 детей, специалисты консультируют родителей из разных улусов республики. Данный центр был учрежден в апреле 2013 года родителями детей с синдромом Каннера. Открытию центра для детей с расстройствами аутистического спектра способствовало то, что для детей дошкольного возраста с аутизмом отсутствуют специализированные группы в детских садах города Якутска.
Для работы с детьми дошкольного возраста с аутизмом АНО Абилитационный центр «Особый ребенок» открыл логопедически - дефектологический центр, который находится в Якутске по адресу улица Октябрьская, 26/1, кв. 40. Центр укомплектован квалифицированным педагогическим составом, где в настоящее время, постоянно занимаются 58 детей дошкольного возраста.
Воспитание детей с расстройствами аутистического спектра, их социализация является одной из серьезных проблем в современном обществе. Помощь таким детям должна проявляться не только со стороны государства, но также в заботливом и заинтересованном отношении к ним со стороны общества. Поэтому к работе с ними привлекаются студенты - волонтеры пединститута Северо-Восточного федерального университета, которые стараются решить вопросы социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения их в коллективные, творческие дела.
Для вовлечения детей в социокультурное пространство здоровых людей в абилитационном центре «Особый ребенок» было организовано торжественное мероприятие, посвященное Дню семьи, любви и верности.
В этом мероприятии активное участие принимали студенты пединститута под руководством медицинского психолога Казаковой Ирины Михайловны.
Наш проект «Социализация детей с расстройствами аутистического спектра посредством работы волонтеров в АНО Абилитационный центр «Особый ребенок» будет реализовываться совместно со специалистами центра. Целью проекта является формирование ребенка как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей) жить в обществе людей и их положительная динамика в коррекции и социализации посредством совместных проектов педагогов и родителей. Для реализации проекта запланированы цикл мероприятий по канистерапии , выставки детского творчества, конкурсы с непосредственным участием детей и их семей, Рождественская неделя и другие.
Как отмечает Н.Н. Малофеев «Интеграция необходима всем детям, поскольку позволяет максимально нормализовать среду и способы взаимодействия с окружающими людьми» [ 3,с.107] . Для аутичного ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция. Предложенная волонтерами «Карта успеха » помогает определить достижения, возможности ребёнка в активном взаимодействии с миром и людьми, способным осуществить продуктивный контакт волонтера и семьи. «Карта успеха» - это совместная работа волонтера и семьи по вхождению ребенка с РАС в позитивную социализацию, его пошаговые успехи, начиная от простых дел до больших добрых дел.
Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
Таким образом, реальное взаимодействие всех специалистов центра, волонтеров, родителей, их сотворчество является обязательным условием помощи ребенку с РАС и его семье.
Ссылки на источники:
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии - М., 1994 – 206 с.:
- Малофеев Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке)- М., 2007. – 143с.