Аннотация. В статье описан образовательный проект, направленный на музыкальное образование в дошкольных образовательных учреждениях. Целью проекта является интеграция детей с ОНР в общество посредством искусства. Дано описание структуры проекта и подборка музыкальных произведений, применяемых в рамках проекта.
Ключевые слова: музыка, общее недоразвитие речи, проект.
На современном этапе развития общества актуальными являются вопросы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями средствами искусства, используя возможности культурного наследия поколений.
Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств.
Одной из актуальных социальных проблем современного общества является интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обществе и в этом важнейшая роль искусства в развитии личности.
В данной опытной работе по приобщению детей дошкольного возраста с ОНР к музыке мы опираемся на Концепцию проекта «Музыка для всех» (2013-2022г.г.), которая успешно реализуется в Республике Саха (Якутия). Пилотные школы по проекту «Музыка для всех» с 2015 года по РС(Я); данному проекту работают 31 школа с разных районов и улусов РС(Я). Это Намкий улус МБОУ «Намская улусная гимназия имени Н.С. Охлопкова»; Верхневилюйский улус МБОУ «Хоринская Сош имени Г.Н. Чиряева»: Кроме этого в республике есть пилотные ДОУ по проекту «Музыка для всех» с 2015 года; по проекту работают 5 детских сада с разных районов и улусов РС(Я). Это Оленекский улус МБОУ ДОУ «ЦРР «Чипичакан»; Олекминский улус МБДОУ детский сад №1 «Звездочка».
Пилотные СОШ и ДОУ в г. Якутске; по данному проекту работают 2 детских сада, 16 школ, а так же МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» и ГАУ ДО РС(Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор».
Наш проект «Приобщение детей с общим недоразвитием речи к музыке посредством проекта " Музыка для всех» в условиях МБДОУ ЦРР – Детский сад № 16 «Золотинка» ГО «город Якутск» ориентирован для детей с особыми образовательными потребностями.
Цель проекта: приобщить детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к музыкальной культуре;
Данный проект позволит развить и воспитать у детей:
- интерес к классической музыке, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству;
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
- обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Этапы проекта предусматривают следующее:
1-й Подготовительный (ноябрь 2015г. - январь 2016г.):
- Изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- Рассматривание репродукций И. И. Шишкина, И.И. Левитана, и прослушивание музыкальных произведений П.И. Чайковского, А. Вивальди, С.С. Прокофьева;
- Изготовление пособий и проведение дидактических игр: «Пальчиковая живопись», «В музее», «Логоритмические танцы ладошки», «Найди отличие», «Что лишнее», «Оркестр» и т.д.;
2-й этап Основной - практический (февраль 2016г. – апрель 2016г.)
В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста с ОНР предусматривается организация музыкально-художественной гостиной:
3-й этап Итоговый (апрель 2016г. – май 2016г.):
1.Подведение итогов работы.
2.Анализ проделанной работы.
В проекте отражен перспективный план музыкально – художественной гостиной по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи к музыке посредством проекта «Музыка для всех»;
Это слушание произведений: «Осенняя песнь» - муз. П.И.Чайковского (из цикла времена года) ;«Осень» - муз. А. Вивальди; «Зима» - муз. П.И.Чайковского, Сл. А. Плещеева; Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года);«Буря мглою небо кроет…» Романс на стихи А.С. Пушкина Просмотр видеозаписи с зарисовками зимних пейзажей, рисование на тему: «Зимушка зима»;"Забавы зимушки зимы" - Слушание произведений:1. «Тройка» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)2. «Зимнее утро» - муз. Чайковского «Детский альбом»; Рассматривание репродукции «Взятие снежного городка» - В.И. Сурикова и иллюстраций зимних забав, рисование «Зимние забавы»; "Пришла весна»" - Слушание произведений:- «Весна» муз. Вивальди (из цикла «Времена года)- «Март» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»); Рассматривание иллюстраций, репродукций картин В.Н. Бакшеева «Голубая весна», И.И. Левитан «Март», рисование «Ранняя весна». Апрель Апрель, апрель, звенит капель" Слушание произведений:
«Жаворонок»- муз. М. Глинки, «Апрель», «Подснежник» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года») Рассматривание репродукций И. Левитана «Весна – большая вода»; А.К. Саврасова «Грачи прилетели», рисование «Подснежники»
Знакомство с музыкальными произведениями помогают детям с общим недоразвитием речи обогащать их мир, расширять горизонты воспринимаемых звуков, превращая каждого ребенка с ранних лет в любителя музыки.
Творческое мышление является важным компонентом развития личности. При этом исследования психологов и педагогов показывают, что формирование творчества личности необходимо начинать как можно раньше. Самым эффективным способом развития творческого мышления является музыка. Тому подтверждение высказывания великих людей о музыке: « Музыка - народная потребность. (Людвиг ван Бетховен), «Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. (П.И. Чайковский)»
В музыкальном искусстве переплелись воедино верность традиции, талант, опыт, природное начало. Приобщение к музыке позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления великих музыкантов, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием произведений мировой цивилизации.
«Музыка – это безграничный мир гармонии и совершенства, дыхание вечности и недосягаемая истина, но и в то же время право каждого человека на красоту» [2,с.71] и поэтому каждый ребенок должен соприкоснуться «…со звуком, напоминающий жемчуг, словно в море плещут волны. Будто что-то чудесное в глубине морской!» [3, с.71].
Знакомство с музыкальными произведениями помогают детям с общим недоразвитием речи обогащать их мир, расширять горизонты воспринимаемых звуков, превращая каждого ребенка с ранних лет в любителя музыки, оснащенного базовыми навыками игры на одном из музыкальных инструментов или хорового пения, способного самостоятельно судить о явлениях музыкальной культуры, опираясь на знание важнейших стилей, национальных школ и выдающихся шедевров музыки.
Узнать об истории всей мировой музыкальной классики «От Вивальди до джаза» на концерте - лекции М.С.Казинника - искусствоведа, музыканта, писателя, поэта, философа, режиссера, страстного просветителя и одного из самых эрудированных людей нашего времени, профессора Драматического института Стокгольма и высшей школы бизнеса Скандинавии в Стокгольме в рамках 11 Международного Конгресса «Музыка для всех» в г. Якутске с 24 - 30 августа 2015 года очаровал публику виртуозной игрой на скрипке и фортепианно. О чем говорил Михаил Казиник на концерте - лекции? О достаточно сложных вещах, но таким простым полным юмора языком.
Вот некоторые фрагменты выступлений.
Вивальди – это смешно
Чтобы понять Вивальди, Казинику пришлось… заболеть, причем смешной болезнью, связанную с ночным храпом и недостатком кислорода во время сна.
— Послушайте внимательно «Времена года», ту ее часть, которая называется «Осень». Осенью в Италии – народные гуляния, праздник вина, Бахуса, вино по чуть-чуть пьют даже махонькие дети. Напившись, различного рода пьяницы спят, издают разные звуки, вот, послушайте…
Публика смеялась, когда Михаил Семенович изображал храп итальянских гуляк на разные лады и даже икоту.
— Антонио Вивальди был большой шутник, люди смеялись, когда слушали его музыку. Он – один из самых гениальных представителей музыкального направления барокко. Барокко – в переводе «странный, причудливый» . На два столетия Вивальди был забыт, понадобилось две страшные войны, чтобы понять его ценность для человечества…
«Я обнимаю вас музыкой» говорит М. С. Казиник и эти слова раскрывают подлинные идеи проекта «Музыка для всех», которую мы хотим совместно прожить, воспринимать вместе с детьми с общим недоразвитием речи.
Ссылки на источники
- Специальная педагогика // Под редакцией Н. М. Назаровой - М., АСАDEMА - 2000 – 517с.-С.309.
- Варламова Л.Н. Мой первый учитель// Первая арфистка Якутии /(ред.-сост. И. Д. Парникова) Издательский дом СВФУ 2014 – с.92.-С.71.
- Варламова Л.Н. Звуки арфы // там же.
- Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. — М., 1998.