Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье описан образовательный проект, направленный на музыкальное образование в дошкольных образовательных учреждениях. Целью проекта является интеграция детей с ОНР в общество посредством искусства. Дано описание структуры проекта и подборка музыкальных произведений, применяемых в рамках проекта.
Ключевые слова: музыка, общее недоразвитие речи, проект. 

На современном этапе развития общества актуальными являются вопросы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями средствами искусства, используя возможности культурного наследия поколений.

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств.

 Одной из актуальных социальных проблем современного общества является интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обществе и в этом   важнейшая роль искусства в развитии личности.    

        В данной опытной  работе по приобщению     детей дошкольного возраста с ОНР      к музыке  мы опираемся на Концепцию     проекта «Музыка для всех» (2013-2022г.г.), которая успешно реализуется в Республике Саха (Якутия). Пилотные школы по проекту «Музыка для всех» с 2015 года по РС(Я); данному проекту работают 31 школа с разных районов и улусов РС(Я). Это Намкий улус МБОУ «Намская улусная гимназия имени Н.С. Охлопкова»; Верхневилюйский улус МБОУ «Хоринская Сош имени Г.Н. Чиряева»: Кроме этого в республике есть пилотные ДОУ по проекту «Музыка для всех» с 2015 года; по проекту работают 5 детских сада с разных районов и улусов РС(Я). Это Оленекский улус МБОУ ДОУ «ЦРР «Чипичакан»; Олекминский улус МБДОУ детский сад №1 «Звездочка».

Пилотные СОШ и ДОУ в г. Якутске;   по данному проекту работают 2 детских сада, 16 школ, а так же МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» и ГАУ ДО РС(Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор».

Наш проект «Приобщение  детей с общим недоразвитием речи  к музыке  посредством проекта " Музыка для всех» в условиях МБДОУ ЦРР – Детский сад № 16 «Золотинка» ГО   «город Якутск» ориентирован для детей с особыми образовательными потребностями.

Цель проекта: приобщить детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к  музыкальной культуре;

Данный проект позволит развить и воспитать у детей:

-  интерес к классической музыке, изобразительному искусству;

 - эмоционально-ценностное отношение к искусству;

 - умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;

- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;

- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;

- обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

Этапы проекта предусматривают следующее:

1-й  Подготовительный (ноябрь 2015г. - январь 2016г.):

 - Изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;

 - Рассматривание репродукций И. И. Шишкина, И.И. Левитана, и прослушивание музыкальных произведений  П.И. Чайковского, А. Вивальди, С.С. Прокофьева;

 - Изготовление пособий и проведение дидактических игр: «Пальчиковая живопись», «В музее»,  «Логоритмические танцы ладошки», «Найди отличие», «Что лишнее», «Оркестр» и т.д.;

2-й этап Основной - практический (февраль 2016г. – апрель 2016г.)

     В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста с ОНР предусматривается организация музыкально-художественной гостиной:

3-й этап Итоговый (апрель 2016г. – май 2016г.):

1.Подведение итогов работы.

2.Анализ проделанной работы.

В проекте отражен перспективный план  музыкально – художественной гостиной по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи к музыке посредством проекта «Музыка для всех»;

Это слушание произведений:  «Осенняя песнь» - муз. П.И.Чайковского  (из цикла времена года) ;«Осень» - муз. А. Вивальди; «Зима» - муз. П.И.Чайковского, Сл. А. Плещеева;  Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года);«Буря мглою небо кроет…» Романс на стихи А.С. Пушкина Просмотр видеозаписи с зарисовками зимних пейзажей, рисование на тему: «Зимушка зима»;"Забавы зимушки зимы" - Слушание произведений:1. «Тройка» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)2. «Зимнее утро» - муз. Чайковского «Детский альбом»; Рассматривание репродукции «Взятие снежного городка» -  В.И. Сурикова и иллюстраций зимних забав, рисование  «Зимние забавы»; "Пришла весна»" - Слушание произведений:- «Весна» муз. Вивальди (из цикла «Времена года)- «Март» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»); Рассматривание иллюстраций, репродукций картин                  В.Н. Бакшеева «Голубая весна»,  И.И. Левитан «Март», рисование «Ранняя весна». Апрель Апрель, апрель, звенит капель"                         Слушание произведений:

«Жаворонок»- муз. М. Глинки, «Апрель», «Подснежник» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)                        Рассматривание репродукций И. Левитана «Весна – большая вода»; А.К. Саврасова «Грачи прилетели», рисование «Подснежники»

       Знакомство с музыкальными произведениями  помогают  детям  с общим недоразвитием речи   обогащать   их мир, расширять  горизонты воспринимаемых звуков, превращая  каждого ребенка с ранних лет    в  любителя музыки.

 

Творческое мышление является важным компонентом развития личности. При этом исследования психологов и педагогов показывают, что формирование творчества личности необходимо начинать как можно раньше. Самым эффективным способом развития творческого мышления является музыка.  Тому подтверждение высказывания  великих  людей о музыке: « Музыка - народная потребность. (Людвиг ван Бетховен), «Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. (П.И. Чайковский)»

В музыкальном искусстве  переплелись воедино верность традиции, талант, опыт, природное начало. Приобщение к музыке позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления великих музыкантов, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием произведений мировой цивилизации. 

«Музыка – это безграничный мир гармонии и совершенства, дыхание вечности и недосягаемая истина, но и в то же время право каждого человека на красоту» [2,с.71] и поэтому каждый ребенок должен соприкоснуться «…со звуком, напоминающий жемчуг, словно в море плещут волны. Будто что-то чудесное в глубине морской!» [3, с.71].

 Знакомство с музыкальными произведениями  помогают  детям  с общим недоразвитием речи   обогащать   их мир, расширять  горизонты воспринимаемых звуков, превращая  каждого ребенка с ранних лет    в  любителя музыки, оснащенного базовыми навыками игры на одном из музыкальных инструментов или хорового пения, способного самостоятельно судить о явлениях музыкальной культуры, опираясь на знание важнейших стилей, национальных школ и выдающихся шедевров музыки.

 

 Узнать об истории всей мировой музыкальной классики «От Вивальди до джаза» на концерте - лекции М.С.Казинника -  искусствоведа, музыканта, писателя, поэта, философа, режиссера, страстного просветителя  и одного из самых эрудированных людей нашего времени, профессора Драматического института Стокгольма и высшей школы бизнеса Скандинавии в Стокгольме в рамках 11 Международного Конгресса «Музыка для всех»  в  г.  Якутске  с  24 - 30 августа  2015 года  очаровал публику виртуозной игрой на скрипке и фортепианно. О чем говорил Михаил Казиник на концерте - лекции? О достаточно сложных вещах, но таким простым полным юмора языком.

Вот некоторые фрагменты выступлений.

Вивальди – это смешно

Чтобы понять Вивальди, Казинику пришлось… заболеть, причем смешной болезнью, связанную с ночным храпом и недостатком кислорода во время сна.

— Послушайте внимательно «Времена года», ту ее часть, которая называется «Осень». Осенью в Италии – народные гуляния, праздник вина, Бахуса, вино по чуть-чуть пьют даже махонькие дети. Напившись, различного рода пьяницы спят, издают разные звуки, вот, послушайте…

Публика смеялась, когда Михаил Семенович изображал храп итальянских гуляк на разные лады и даже икоту.

— Антонио Вивальди был большой шутник, люди смеялись, когда слушали его музыку. Он – один из самых гениальных представителей музыкального направления барокко. Барокко – в переводе «странный, причудливый» . На два столетия Вивальди был забыт, понадобилось две страшные войны, чтобы понять его ценность для человечества…

«Я обнимаю вас музыкой»  говорит  М. С. Казиник  и  эти слова раскрывают подлинные   идеи  проекта «Музыка для всех», которую мы  хотим совместно прожить, воспринимать вместе с  детьми с общим недоразвитием речи.

Ссылки на источники

  1. Специальная педагогика  // Под редакцией Н. М. Назаровой  -  М.,  АСАDEMА - 2000 – 517с.-С.309.
  2. Варламова Л.Н. Мой первый учитель// Первая арфистка Якутии /(ред.-сост. И. Д. Парникова) Издательский дом СВФУ 2014 – с.92.-С.71.
  3. Варламова Л.Н. Звуки арфы // там же.
  4. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. — М., 1998.