Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Основная задача высшей школы сегодня – это формирование и развитие творческой конкурентоспособной личности. Будущий специалист должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Поэтому задача преподавательского состава вузов помочь молодым людям приобрести необходимые знания умения и навыки для решения множества вопросов в сфере своей будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессионализм, конкурентоспособность, профессиональные и личные качества, фундаментальность образования, конкурентная учебная среда.

Образование можно рассматривать как процесс передачи культуры, передачи и усвоения знаний, умений, навыков (процесс обучения), процесс формирования личностных качеств индивида (процесс воспитания). Профессиональное образование – это разновидность образования при котором происходит «формирование образа личности, адекватного постоянно меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям» [3, 7].

Процесс профессионального образования (обучение и воспитание) сочетает в себе две цели: подготовку человека к профессиональным функциям и всестороннее развитие его личности. Развитие должно пройти свои определенные циклы до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических функций.

Современные реалии таковы, что для молодого человека, окончившего вуз, сегодня слишком мало, чтобы он просто имел хорошее образование и владел современными технологиями. Выпускнику – бакалавру, или выпускнику – специалисту требуется нечто большее, способное обеспечить ему устойчивое положение на рынке труда. Поэтому все чаще слово «профессионализм» ассоциируется у нас со словом «конкурентоспособность».

Исходя из этого, современной системе высшего профессионального образования необходимо иметь способность, во-первых, оперативно удовлетворять часто меняющиеся запросы экономики в специалистах нужного профиля, а во-вторых, предоставить студентам возможность получения качественного образования и возможность расширения своих профессиональных знаний. Это подводит к необходимости «формировать конкурентоспособную личность, подготовленную к самовыживанию, к конкурентной борьбе в различных жизненных ситуациях» [1, 165]. При этом понятно, что для выживания в конкурентной борьбе выпускник вуза должен обладать некими личностными и профессиональными качествами.

Говоря о профессиональных качествах, которыми должен обладать молодой человек, работодатели, прежде всего, обращают внимание на:

  1. фундаментальность образования, предполагающая определенный уровень профессиональных знаний, умений, навыков;
  2. наличие опыта практической работы;
  3. способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе и в других областях. Это выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Приветствуются так же знание иностранного языка (как минимум одного), а так же хорошее владение компьютером.

Если же говорить о личностных качествах выпускников работодатели выделяют: адаптивность, умение работать в команде; коммуникативность, лидерские качества; целеустремлённость, нацеленность на результат и на успешную карьеру; мотивацию к действию.

В связи с возросшими требованиямии к выпускникам вузов современные учебные заведения пытаются помочь молодым людям приобрести необходимые знания умения и навыки для решения множества вопросов в сфере своей будущей профессиональной деятельности, а так же некий профессиональный опыт работы в период обучения, т.е определенную практическую подготовку. К элементам такой подготовки студентов можно отнести практические (семинарские) занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа, учебно - ознакомительные практики и производственные практики, играющие существенную роль в обучении. При этом нужно четко понимать, что образование, ориентированное на формирование конкурентоспособности будущего специалиста, невозможно просто «дать», предоставить, внушить. Его можно получить, т.е «взять» самому. Для облегчения этой задачи преподавателям нужно организовать такую среду, которая основывалась бы на соперничестве между субъектами обучения и тем самым в максимальной степени способствовала бы формированию конкурентоспособности будущего специалиста. Как невозможно научиться плавать без водной среды, так невозможно сформировать основополагающие качества конкурентоспособности у будущего специалиста, не «погрузив» его в конкурентную учебную среду[4, 157].

Очень важно отметить, что большая часть студентов не заинтересована в том, чтобы быть пассивными слушателями на лекциях. Они хотят дискутировать, анализировать, решать практические реальные задачи и задачи профессионального характера. Для них ценен опыт, передаваемый ведущими преподавателями, помогающий студентам при решения профессиональных ситуаций. В конечном счете, наши студенты ждут от нас практических советов, резюмирующих оценок. Поэтому, сегодня как никогда, преподавателям высшей школы необходимо умение обучать молодых людей на реально-прикладных и перспективных ситуациях в своей отрасли, умение создавать на занятих своеобразную конкурентную учебную среду, т.е. различные формы и виды учебного взаимодействия соревновательного характера. Примечательно, что конкурентное взаимодействие между студентами предполагает проявление очень важных для конкурентоспособного специалиста качеств, таких как соревновательность и соперничество. Конкурентная учебная среда поддерживает сотрудничество между студентами, способствует осознанию собственной значимости и сопричастности к общему делу. Стоит отметить, что формирование конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды предполагает использование бально-рейтинговой системы обучения, поскольку она так же направлена на создание здоровой конкуренции в студенческой среде.

Создание преподавателем учебной конкурентной среды на занятиях призвано, на наш взгляд, обеспечивать развитие конкурентной активности между субъектами образования (студентами), что, безусловно, будет способствовать реализации их личностных качеств и формированию конкурентоспособности будущего специалиста, т.е напрямую влиять на формирование личностных и профессиональных качеств студентов. Следовательно, организация учебного процесса должна быть ориентирована на развитие у них рефлексии, самооценки и самоанализа.

Студент в переводе с латинского означает «усердно работающий, жаждущий знаний». Нам думается, что настоящий смысл этого слова остался неизменным для большей части современного студенчества. Об этом говорят данные опроса, проведенного в 2014 году со студентами - психологами четвертого курса Казанского федерального Университета, Елабужского филиала. Этот опрос показал, что главной целью поступления в вуз для большинства студентов (71%) явилось получение высшего психологического образования, т.е. студенты выбрали свою специальность осознанно и не жалеют о своем выборе.

Получение профессии психолога они связывают с высокой мотивированностью к обучению и интересом к получению профессиональных знаний. Высокий интерес к учебе испытывали 15% студентов. 5% студентов не имели интереса к учебе, а 80% из них были заинтересованы в учебе, но этот интерес обусловлен различными факторами, среди которых студенты называют зависимость интереса от конкретной дисциплины, от уровня преподавания дисциплины, от личности преподавателя и от желания стать образованным человеком.

Опрос студентов так же показал, что большинство из них понимают смысл выражения «конкурентоспособный специалист». Для них это не просто профессионал, а личность, стремящаяся к высокоэффективному труду. Именно такой труд помогает молодому специалисту выдержать конкуренцию и двигаться по карьерной лестнице.

Каждому студенту было предложено также провести анализ своих конкурентных преимуществ, что, на наш взгляд, помогло им определить те качества, которых не хватает для их дальнейшей успешной профессиональной деятельности. После чего были разработаны программы саморазвития своих личностных и профессиональных качеств. Такие мероприятия, как нам кажется, способствуют становлению профессионала, а это процесс многомерный, предполагающий прохождение различых стадий. Очевидно, что в ходе профессионального образования формируются определенные качества личности, умения, навыки и закладываются основы становления профессиональной личности. Этот процесс является  «формообразованием» специалиста, адекватного требованиям профессиональной деятельности, личностно заинтересованного в ней, личностно направленного к ней, способного к самореализации в ней, т.е. личностно-ориентированного профессионала, носителя личностно-профессиональных качеств [2, 38].

Проведение опроса и последующая работа со студентами может помочь молодым людям, во первых, закрепить мотивацию выбора профессии, с учетом своих собственных возможностей и способностей. Во-вторых, способствует освоению норм и правил избранной профессии, принятию необходимых профессиональных качеств и идентификации с будущей профессией. В-третьих, происходит формирование и осознание себя как профессионала и развитие личности средствами профессии. Отсюда будущая профессия, с точки зрения социализации, выступает, как нормативно зафиксированная социальная роль, обладающая определенным статусом, престижностью и конкурентоспособностью. 

Литература:

  1. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992. - 207 с.
  2. Бисерова, Г.К. Педагогические условия формирования основ субъектной  идентичности  будущего  сотрудника  ОВД  /Г.К. Бисерова. – Издательство ЕИ КФУ. 2015. – 152 с.
  3. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и остальные свойства нервной системы /К.М. Гуревич. - М.;1970, с.17
  4. Евплова Е.В. Этапы формирования конкурентоспособности будущего специалиста / Е.В.Евплова // Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – С. 156–158.