Аннотация. Автор рассматривает проектную деятельность школьников как уникальный инструмент развития личности обучающихся и делится практическим опытом организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе современных образовательных стандартов.
Ключевые слова: проектная деятельность, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия (УУД).
Новые условия развития российского общества продиктовали необходимость существенных изменений в системе образования, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью нового стандарта начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности обучающихся и способствует формированию их интеллектуального, творческого, личностного потенциала.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
По определению Н.Ю. Пахомовой, проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, а проектная деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.
Согласно федеральным государственным стандартам через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, необходимые не только для успешного учения, но и для эффективного функционирования в жизни. Отсюда задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Наш практический опыт по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся деятельности в начальной школе на основе требований ФГОС осуществляется в МОБУ СОШ № 26 г. Якутска.
Школа с 1995 года работает в режиме эксперимента. В данное время школа является центром поликультурного образования. Миссия школы заключается в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и подготовке личности школьника как носителя национальной и общечеловеческой культуры, как ответственного, инициативного и компетентного гражданина России и мира. Основной целью образовательной деятельности является создание единого образовательного пространства как центра поликультурного образования.
С 2010 года школа является пилотной по реализации федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с этим образовательные задачи школы направлены на реализацию требований стандарта. Одним из приоритетных направлений работы школы является проектно-исследовательская деятельность учащихся, по этому направлению была разработана отдельная программа, основные положения которой соответствует ФГОС. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д. Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является организация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Главная цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей.
Обучающий курс занятий по программе носит развивающий характер и осуществляется поэтапно соответственно возрастному уровню развития учащихся.
Первый уровень (1 класс). Знакомство учащихся с методикой проведения проектной деятельности. Вид проектов – групповые учебные задачи. Сфера реализации проектной деятельности – предметно-урочная деятельность.
Второй уровень (2 класс). Организация поисковой работы по темам окружающего мира. Вид проектов – частично-поисковый, групповой. Сфера реализации проектной деятельности – предметно-урочная деятельность.
Третий уровень (3 класс). Организация исследований творческого характера. Вид проектов – поисково-творческий, совместный с родителями. Сфера реализации проектной деятельности внеклассная деятельность.
Четвертый уровень (4 класс). Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Вид проектов – проблемный, индивидуальный. Сфера реализации проектной деятельности – предметно-урочная, внеклассная деятельность.
Нами определены и систематизированы результаты изучения курса на уровне сформированности универсальных учебных действий.
Формируемые универсальные учебные действия ( УУД) в процессе реализации программы проектно-исследовательской деятельности
Виды УУД |
Формируемые качества, умения и навыки |
Личностные универсальные учебные действия |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты); |
Регулятивные универсальные учебные действия: |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Познавательные универсальные учебные действия:
|
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта. |
Коммуникативные универсальные учебные действия:
|
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
Организуемая проектная деятельность в начальной школе основывается на системно-деятельностном подходе, а именно: 1) проектные навыки и умения рассматриваются как одна из ключевых характеристик учащихся и учителей, позволяющих рационально организовывать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса; индивидуализировать учебный процесс; 2) разработана образовательная программа по освоению проектно-исследовательских умений учащимися в урочном и внеурочном пространстве начальной школы с учетом возрастных особенностей детей и доступных форм организации в начальной школе, а также учебно-методическое обеспечение, позволяющее эффективно ее реализовать; 3) в качестве основного условия эффективной организации проектно-исследовательской деятельности является система взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что предполагает совместную учебно-познавательную деятельность взрослых и учащихся, направленную на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта.
Анализ результатов работы по реализации данной программы доказывает эффективность методов и способов, осуществляемых в школе.
Литература
- Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
- Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. –М.: АРКТИ, 2003. – 112с.
- Проектная задача в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011.