Аннотация. В статье рассматриваются вопросы карьерного роста в своей профессии, саморазвития личности в поле профессиональной деятельности.
Ключевые слова: карьерная компетентность, успешное трудоустройство, карьерный сценарий.
Молодых специалистов, желающих быть успешными в своей деятельности, интересуют вопросы карьерного роста в своей профессии. До недавнего времени само слово карьера носило негативный оттенок в обществе. Но современное понимание карьеры шире, чем-то, что подразумевается под «служебной лестницей».
«Карьера - (франц. carriere) - продвижение человека по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии. Характер, тип Карьеры, ее темп определяются как господствующими общественными отношениями, объективными возможностями, предоставляемыми данным образом для ее осуществления, так и обстоятельствами жизни конкретного индивида, его личными способностями, целеустремленностью, волей, семейным положением, состоянием здоровья и др. Карьера предполагает наличие механизмов социального отбора отбора (селекции) наиболее способных людей в сферах образования, профессиональной подготовки и повышения их квалификации в трудовой, общественно-политипической, военной научной и другой деятельности» [1]
Таким образом, карьера - это фактор и индикатор саморазвития личности в поле профессиональной деятельности. Карьера становится способом мышления и зоной ближайшего развития личности.
Мои размышления на эту тему нашли отклик в трудах А.С. Макаренко. Так, неожиданно для себя открыла современного А.С. Макаренко. Мне бы хотелось поделиться некоторыми открытиями, убедительно демонстрирующими перспективное значение его идей.
«Воспитать человека — значить воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость» [2]
Перспективы и завтрашняя радость. Эти понятия могут быть положены в основу разработки карьерного сценария студента-бакалавра. Перспективы – это формирование карьерных компетенций. Завтрашняя радость – это успешная карьера. Студент овладевает в вузе не только профессиональными компетенциями своей будущей профессии, но самое важное вырабатывает в себе те качества личности, которые дают молодому специалисту возможность действовать ответственно и самостоятельно, креативно и, в конечном счете, приобрести определенные способности и качества, которые приведут к успешной карьере.
«Творческий труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта»[ 3]
Под карьерной компетентностью понимается умение творчески оперировать знаниями, дающими возможность решать помимо основных нетипичные и нестандартные карьерные задачи, а также эффективно выстраивать карьерный путь. Успешное трудоустройство после окончания вуза студенту-бакалавру гарантировано только в том случае, если он в процессе учебы не просто усваивал некий набор знаний, но еще и нарабатывал определенные способности и умения (компетенции), развивающие его креативность и самостоятельность.
Для успешной реализации карьерного сценария студенту также необходимо выстроить индивидуальную (психологическую) концепцию карьеры, в которую входят следующие разделы, например : « Я – регионовед » (моя личная миссия в карьере); «Познай себя» (факторы и критерии успеха в карьере: объективные – внешние и субъективные - внутренние. Знание и учет «сильных» и «слабых» сторон личности); «Я – менеджер» (Карьерные ресурсы: деловые и личностные).
Карьерная компетентность позволит периодически фокусировать в своем восприятии собственные карьерные наработки, и быть более успешным по сравнению с теми, у кого уровень карьерной компетентности ниже, и они не знают, когда концентрироваться и когда надо быть решительными и стремительными в карьере. Ответить на вопрос, как выработать то, или иное требуемое качество, и что необходимо для этого сделать может помочь эксперт и профессионал в области карьерного менеджмента, а также проведение спецкурса «Технология карьеры», в основе которой лежит идея успешной карьеры.
Так, Антон Семенович Макаренко помог взглянуть на организацию профориентационной работы под другим углом: такой подход будет реально эффективным, ведь разработка карьерного сценария индивидуальна, личностно окрашена.
Литература:
- Экономико-социологический словарь/сост.: Г.Н. Соколова. О.В. Кобяк – Минск: Беларус. наука, 2013 – 615 с.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М., 1935. – 604 с.
- Там же