Аннотация. Высокий уровень чувства собственного достоинства очень важен для больших жизненных достижений. Чувство собственного достоинства выражается в том, как мы думаем о себе, и проявляется в наших поступках. Помощь детям в развитии позитивного мнения о них очень необходимо в воспитании успешного поколения.
Ключевые слова: успех, успешный человек, индивидуальный подход.
За свою педагогическую деятельность выпустила семь классных коллективов начального обучения. Каждый выпускной класс не похож на других, приходят с разным уровнем развития, с разной подготовкой к учебной деятельности и т.д. Встречая новых «первоклашек» волнуешься, вновь готовишься каждый раз как в первый раз: новые ученики, новые родители, новые планы, новые наблюдения…. Но после первого полугодия первого года обучения уже появляются первые успехи и неудачи, победы и поражения, красивые почерки и каракули… Неудачу первоклассника по учебной деятельности при индивидуальном подходе вместе с родителями системной пошаговой работе можно исправить. Низкую самооценку у младшего школьника с первых же дней учебной деятельности требует больших усилий со стороны учителя, родителя и всего классного коллектива.
В каждом классном коллективе есть дети с низкой самооценкой. Неуверенным и робким ребенок не рождается. В дошкольном возрасте дети всеми любимы, радостные, веселые, бодрые. Их окружает игровая деятельность, играя они получают больше эмоций, похвалы, успехов. С поступлением в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер. А с начала учебной деятельности неправильный подход со стороны учителя и родителей может формировать низкую самооценку ребенка, что оказывает негативное влияние на всю дальнейшую жизнь.
Ошибка педагога: частые замечания на уроке. Частые замечания учителем на уроке в глазах других для ребенка уже достаточно большая ошибка по формированию низкой самооценки и отторжения его классным коллективом. Учитель оценивает успехи, неудачи в учебе ученика, его нравственные качества в различных ситуациях, а сверстники воспринимают это как основные характеристики личностных качеств товарищей.
Ошибка родителя: частая критика дома, сравнивание его с другими детьми, нехватка родительской любви, ласки, ограничение участия в различных мероприятиях, конкурсах, КТД и т.д.
Но ребенок не понимает такие замечания в буквальном смысле и вечное недовольство родителей его поведением воспринимает как нелюбовь к себе и со всех сил старается угодить своим родителям. Если родители своевременно не отреагируют на изменения поведения ребенка, со временем понимает, что все его старания напрасны. Родители все равно недовольны его поведением, а значит, он действительно плохой и не заслуживает к себе лучшего отношения. Для таких детей важно организовать системную работу по повышению самооценку.
Самооценка-это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.
Для здоровой самооценки детям необходимо развить в себе некоторые качества: защищенность; привязанность; целеустремленность; компетентность и гордость; вера; ответственность; соучастие; принятие реальных решений и совершение выбора; самодисциплина и самообладание; ободрение, поддержка и вознаграждение; признание ошибок и неудач; чувство собственного достоинства внутри семьи.
Особенности взаимоотношения младшими школьниками с низкой самооценкой:
1.Необходимо изменить социальную позицию ребенка в группе.
Для этой цели необходимо создать ситуацию успеха, чтобы ребенок самоутвердился в роли успевающего ученика, имел успех. Если же это не будет сделано, то он будет пытаться самоутвердиться вне школы.
2.Учителю важно знать, что положение ученика в системе общения класса складывается в 1-2 классах и является очень устойчивым, и делать все возможное для нормализации общения детей в классе. Устойчивое положение ученика в классе влияет на его социальное развитие и на его отношение к товарищам, классному коллективу и школе.
3.Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает у них умение учиться.Он должен уметь обращаться к основаниям своих и чужих действий, знанию о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях.
4.Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна.
5.Вместе с родителями ориентировать ученика на успех через организацию портфолиоучащегося. Через организацию портфолио учащегося складывается тесное сотрудничество родителя-ученика-учителя, что является важным шагом для повышения мотивации ученика.
Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач: поддерживать высокую мотивацию школьной деятельности; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность; укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Варианты структуры портфолио определяются на родительском собрании. Важным является самоотчет перед классным коллективом по содержанию портфолио.
Самоотчет – это отчет ребенка перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности.
6.Хвалить ребёнка в присутствии других детей. Они очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.
7.Отмечать достижения ребёнка в специально оформленных стендах.
8.Избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время.
9.Не подгонять и торопить ребёнка.
10.Родителям рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенным в себе и с своих успехах.
11. Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности, а также высокую учебную, воспитательную мотивацию.
12.Для корректировки низкой самооценки перечислите часто все положительные стороны ребенка в коллективе.
Таким образом, в воспитании ребенка с низкой самооценкой должно уделяться много времени и усилий, чтобы показать ему, как его любят в коллективе и как хорошо относятся к нему. Искренне и великодушно похвалить ребенка за хороший поступок, за любой успех. Научить ребенка самому принимать решения и всегда стараться замечать их правильные поступки.
Успех наших детей - это отражение того, как мы воспитали их. Мы должны быть уверены, что помогаем сформировать индивидуумов, готовых столкнуться с трудностями мира.