Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Высокий уровень чувства собственного достоинства очень важен для больших жизненных достижений. Чувство собственного достоинства выражается в том, как мы думаем о себе,  и проявляется в наших поступках. Помощь детям в развитии позитивного мнения о них очень необходимо в воспитании успешного поколения.
Ключевые слова: успех, успешный человек, индивидуальный подход.

                                            «Только ощущая свою собственную высокую ценность,
                                     человек способен видеть, принимать и уважать
                высокую ценность других людей» 

За свою педагогическую деятельность выпустила семь классных коллективов начального обучения. Каждый выпускной класс не похож на других, приходят с разным уровнем развития, с разной подготовкой к учебной деятельности и т.д. Встречая новых «первоклашек» волнуешься, вновь  готовишься каждый раз как в первый раз: новые ученики, новые родители, новые планы, новые наблюдения….  Но после первого полугодия первого года обучения уже появляются первые успехи и неудачи, победы и поражения, красивые почерки и каракули… Неудачу первоклассника по учебной деятельности при индивидуальном подходе вместе с родителями системной пошаговой работе  можно исправить. Низкую самооценку у младшего школьника с первых же дней учебной деятельности требует больших усилий со стороны учителя, родителя и всего классного коллектива.

В  каждом классном коллективе есть дети с низкой самооценкой. Неуверенным и робким ребенок не рождается. В дошкольном возрасте дети всеми любимы, радостные, веселые, бодрые. Их окружает игровая деятельность, играя  они  получают больше эмоций, похвалы,  успехов. С поступлением в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер. А с начала  учебной деятельности неправильный подход со стороны учителя и родителей может формировать низкую самооценку ребенка, что оказывает негативное влияние на всю дальнейшую жизнь.

Ошибка педагога: частые  замечания  на уроке.  Частые замечания учителем на уроке в глазах других для ребенка уже достаточно большая ошибка  по  формированию низкой  самооценки и отторжения его  классным коллективом. Учитель оценивает успехи, неудачи в учебе ученика, его нравственные качества в различных ситуациях, а сверстники воспринимают это как основные характеристики  личностных качеств товарищей.

Ошибка родителя:  частая критика дома, сравнивание его с другими детьми, нехватка родительской любви, ласки, ограничение  участия  в различных мероприятиях, конкурсах, КТД и т.д.

    Но ребенок не понимает такие замечания в буквальном смысле и вечное недовольство родителей его поведением воспринимает как нелюбовь к себе и со всех сил старается угодить своим родителям. Если родители своевременно не отреагируют на изменения поведения ребенка,  со временем понимает, что все его старания напрасны. Родители все равно недовольны его поведением, а значит, он действительно плохой и не заслуживает к себе лучшего  отношения. Для таких детей важно организовать системную работу по повышению самооценку.

    Самооценка-это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

Для здоровой самооценки детям необходимо развить в себе некоторые качества: защищенность; привязанность; целеустремленность; компетентность и гордость; вера; ответственность; соучастие; принятие реальных решений и совершение выбора; самодисциплина и самообладание; ободрение, поддержка и вознаграждение;  признание ошибок и неудач; чувство собственного достоинства внутри семьи.

Особенности взаимоотношения  младшими школьниками с низкой самооценкой: 

1.Необходимо изменить социальную позицию ребенка в группе.

Для этой цели необходимо создать ситуацию успеха, чтобы ребенок самоутвердился в роли успевающего ученика, имел успех. Если же это не будет сделано, то он будет пытаться самоутвердиться вне школы.

2.Учителю важно знать, что положение ученика в системе общения класса складывается в 1-2 классах и является очень устойчивым, и делать все возможное для нормализации общения детей в классе. Устойчивое положение ученика в классе влияет на его социальное развитие и на его отношение к товарищам, классному коллективу и школе.

3.Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает у них умение учиться.Он должен уметь обращаться к основаниям своих и чужих действий, знанию о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях.

4.Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна.

5.Вместе с родителями ориентировать ученика на успех через организацию  портфолиоучащегося. Через организацию портфолио  учащегося складывается тесное сотрудничество  родителя-ученика-учителя, что является важным шагом для повышения мотивации ученика.

    Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач: поддерживать высокую мотивацию школьной деятельности; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность; укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Варианты структуры портфолио определяются на родительском собрании. Важным является самоотчет перед классным коллективом по содержанию портфолио.

Самоотчет – это отчет ребенка перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности.

6.Хвалить ребёнка в присутствии других детей. Они очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.

7.Отмечать достижения ребёнка в специально оформленных стендах.

8.Избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время.

9.Не подгонять и торопить ребёнка.

10.Родителям рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно  предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенным в себе и с своих успехах.

11. Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности, а также высокую учебную, воспитательную мотивацию.

12.Для корректировки низкой самооценки перечислите часто все положительные стороны ребенка в коллективе.

Таким образом, в воспитании ребенка с низкой самооценкой должно уделяться много времени и усилий, чтобы показать ему, как его любят  в коллективе  и как хорошо относятся к нему. Искренне и великодушно похвалить ребенка за хороший поступок, за любой успех. Научить  ребенка самому принимать решения и всегда стараться замечать их правильные поступки.

Успех наших  детей - это отражение того, как мы воспитали их. Мы должны быть уверены, что помогаем сформировать индивидуумов, готовых столкнуться с трудностями мира.