Аннотация. В статье представлены условия формирования психологической компетентности будущих педагогов в период обучения в вузе.
Ключевые слова: профессиограмма, психологическая компетентность, психологическая грамотность, психология.
В структуре профессиограммы педагога особенную роль играет сформированность психологической компетентности, изучению которой посвятили свои труды такие ученые, как А.Д. Алферов, А.А. Бодалев, Н.В. Демидова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.И. Метельский и др. Несмотря на разные подходы к изучению сущности данного понятия, его содержания и структуры, в современной психологической науке нет единства в определении самого термина и его содержательной составляющей. Обобщая подходы к изучению сущности понятия «психологическая компетентность», ее можно определить, как комплекс навыков, свойств личности, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению им профессиональной деятельности, разрешению сложностей и проблем, возникающих в деятельности. Рассмотрим условия формирования психологической компетентности будущих педагогов в период обучения в вузе [2].
В учебном плане студентов педагогического вуза психолого-педагогический цикл, представлен такими дисциплинами как «Педагогика» и «Психология». «Психология» включает в себя такие разделы как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология» и «История психологии». Данные разделы способствуют формированию знаний в области психологии и умению применять их в педагогической практике.
Также обязательное написание эссе, докладов, рефератов, курсовых работ по психологии способствует тому, что студенты приобретают навыки проведения опытно-экспериментальной работы с использованием различных методик.
Кроме учебных занятий и педагогической практики формированию психологической компетентности может способствовать участие в научно-практических конференциях – это описание проведенного исследования, написание статьи, выступление, что может быть зачтено в виде бонусных баллов в бально-рейтинговой системе оценивания успеваемости студентов.
Особое место занимает кружковая деятельность в вузе, где преподаватель психологии может работать индивидуально с каждым и со всей группой. Обычно содержание работы кружка зависит от потребностей студентов и научных интересов преподавателя («Личность», «Основы психолого-педагогического исследования» и др.).
Повышению интереса к психологии как науки способствуют мероприятия, проводимые со студентами – это «Неделя психологии», «Психологическая олимпиада», диспуты на психологические темы, профилактические беседы, тренинги («Адаптация», «Тайм-менеджмент», «Командообразование», «Лидер», «Уверенное поведение»), просмотр фильмов соответствующей тематики (обсуждение, написание эссе), консультации и обучение (продуктивное разрешение конфликтов, как вести себя на собеседовании и др.). Необходимо также привлекать студентов к участию в социальных проектах, что тоже будет способствовать формированию психологической компетентности [1].
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что критерием сформированности психологической компетентности будущего педагога выступает умение самостоятельно разрешать педагогические задачи, ситуации в ходе педагогической практики, а это в свою очередь будет содействовать успешности профессиональной деятельности в дальнейшем.
Литература:
- Андросова М. И. Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 675-676.
- Демидова Н. В. Развитие психологической компетентности студентов — будущих учителей. СПб., 1993.