Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье рассматривается технология разработки электронного образовательного ресурса по дисциплине «Якутская национальная культура», методы организации и  поддержки учебного процесса различных форм и уровней. Сделаны выводы по результатам анализа теоретических основ ИКТ.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, ИКТ, информационно-коммуникационные компетенции, образовательная деятельность. 

В настоящее время ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в этом количестве и гуманитарным. Обширное применение средств ИКТ в области гуманитарного образования  содействует формированию сознательно новейших условий работы и изучению  студентами новейших методов учебной деятельности.

В школе ИКТ применяют при разъяснении нового материала с целью наибольшего его усвоения, для оптимального закрепления выученного материала, для усовершенствования контроля знаний обучающихся,  для организации эффективной  самостоятельной работы по дисциплине, в этом количестве и поисково-исследовательской деятельности.

 Тестовое контролирование и развитие умений и навыков с помощью ИКТ подразумевает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном методе, раскрыть знание и незнание обучающихся. Данный метод организации учебного процесса удобен и прост с целью оценивания в нынешней концепции обработке информации.

Исходя из рассмотрения анализа теоретических основ и практического применения ИКТ в преподавании гуманитарных дисциплин, возможно  сделать выводы о необходимости внедрения ИКТ. В отсутствии применения средств ИКТ уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного общества. Одним из средств ИКТ, обширно используемых в образовательном процессе в настоящее время, считаются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), к которым можно причислить электронные учебники, мультимедийные презентации, тестовые оболочки и т.п. В статье поделимся навыком использования средств ЭОР в  школе не только на уроках информатики, но и учителями других предметов, а также во внеурочной деятельности.

До сих пор применение учителем в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), поощрялся, но не считался для них произвольным.
         С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить разумному и эффективному использованию его учащимися[1].

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона РФ «Об образовании» общие вопросы языковой политики в области образования регулируются федеральным законом «О языках народов Российской Федерации».

На основании статьи 10 данного закона и статей 27 и 30 Закона РС(Я) «О языках в Республике Саха (Якутия)», статей 16 и 20 Закона РС(Я) «О правах ребенка» родной язык, литература и национальная культура изучаются в школах как отдельные учебные предметы, т.е. во всех общеобразовательных учреждениях по желанию участников образовательного процесса должны функционировать соответствующие классы и группы [2].

   В школе осуществляется духовно-нравственное формирование и воспитание школьников, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, создаются основы умения обучаться. Программа духовно-нравственного воспитания содержит уроки, внеурочную и внешкольную деятельность. Введена дисциплина «Якутская национальная культура».

         Использование электронных образовательных ресурсов на уроках национальной культуры дает возможность совершить их более интересными, продуманными, мобильными. Применяется практически любой материал, нет потребности готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и находятся на сайте. Использование ИКТ на различных уроках дает возможность переключиться от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Применение ИКТ на уроках повышает положительную мотивацию обучения, ускоряет познавательную деятельность обучающихся.  

По П.А.Аксютину грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует[3]:

1.    активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2.    достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3.    развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

4.    снижению дидактических затруднений у учащихся;

5.    повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;

         Для свершения успешного внедрения ЭОР в школе, нами разработан образовательный сайт - «Культурное наследие Якутии». Данный сайт объединяет учителя и обучающихся, родителей и детей, и содержит в себе весь учебно-методический материал по данной дисциплине.

 Сайт включает теоретически материал, тематические презентации, задания и тесты, познавательные иллюстрации, наглядно демонстрирующие изучаемый материал.

При создании образовательного сайта перед нами были поставлены следующие задачи:

- Сформировать знание основных понятий и уважительных отношений к культуре народов Республики Саха (Якутия);

- Воспитывать общечеловеческую культуру;

- Обучить наблюдать, применять полученные знания на практике;

- Совершенствовать чувство гордости за родную республику;

- Расширять и углублять базовые понятия об этнокультуре как  части общероссийской, мировой культуры и культурном  многообразии мира в контексте исторического развития и общественно-политической жизни.

Таким образом, потребность использования ИКТ в преподавании гуманитарных дисциплин не вызывает сомнения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной деятельности еще требуют всестороннего и глубокого изучения. 

Литература:

  1. Власова Е.З. Электронное обучение в ВУЗЕ и в школе / Материалы сетевой международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2014. – 80-84с.
  2. Совет по языковой политике приГлавы Республики Саха(Якутия)  http://www.sakha.gov.ru/node/41515
  3. Аксютин П.А. Электронное обучение в ВУЗЕ и в школе / Материалы сетевой международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2014. – 28-31с.
  4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000