Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматривается развитие информационной активности студентов-гуманитариев по гуманитарно-педагогическому направлению на основе использования веб-сайта.
Ключевые слова: информационная активность, веб-сайт, студенты-гуманитарии. 

В условиях информатизации образования актуализирован социальный заказ на качество профессиональной подготовки обучающихся в вузе. В высших учебных заведениях требуется обеспечить высокий уровень информационной активности студентов-гуманитариев. Качество подготовки высококвалифицированных специалистов предполагает эффективность управления образовательного процесса с использование современных образовательных технологий [2].

Гуманистическая парадигма развития образования предполагает организацию научно-методического и учебного –воспитательного процесса на основе использования средств интернета, в число которых входит создание веб-сайта. При этом следует использовать новейшие компьютерные средства обучения, возможности информационной образовательной среды вуза. Большим информационно-образовательным потенциалом обладают веб-сайты, которые, как показал анализ практики работы высших учебных заведений, недостаточно применяются в воспитательно-образовательном процессе. В данных условиях становится актуальной проблема организации учебного процесса посредством кейс-технологии и веб-сайта [1].

Анализ теории и практики свидетельствует о том, что существует взаимосвязь информационной подготовки студентов-гуманитариев с процессом их профессионального становления. В процессе обучения в вузе происходит профессионализация обучающихся, приобретение личностных и профессионально важных качеств. В ходе исследовательской деятельности установлено, что под профессиональным становлением понимается процесс развития профессионально важных качеств личности, обеспечивающих формирование  информационной активности к  приобретаемой профессии и  установку на усвоение специальных знаний,  умений и навыков.

Процесс профессионального формирования информационной активности у студентов гуманитариев осуществляется эффективнее при осуществлении сопровождающей деятельности. Изучение теоретических источников позволило определить подходы к определению дефиниции сопровождения: 1) сопровождение, обеспечивающее индивидуальную помощь в решении возникающих жизненных проблем; 2) сопровождение, направленное на создание условий для выбора продуктивных индивидуальных решений; 3) сопровождение, способствующее реализации личностных притязаний, стремящихся к получению высоких результатов в учебной, в том числе исследовательской, деятельности [3].

Благодаря выше обозначенным подходам в исследовании дана трактовка информационной активности обучающихся студентов-гуманитариев как профессиональной деятельности преподавателя, направленной на создание условий для личностного развития и самореализации студентов в процессе осуществления ими образовательной деятельности.

Для проведения исследования важным стало определение другого понятия - «научно-методическое сопровождение» процесса формирования информационной активности студентов-гуманитариев. Согласно нашей трактовке, под научно-методическим сопровождением понимается взаимодействие субъектов научно-исследовательской деятельности, осуществляемое в образовательном пространстве вуза субъектами образовательного процесса (студент, преподаватель, аспирант, сотрудник, соискатель) по обеспечению качества исследований посредством применения целесообразных технологий, форм, методов и приемов обучения [3]. 

Вторым направлением нашего исследования является выбор программного обеспечения. Программное обеспечение предполагает поиск технических средств, с помощью которых организуется доставка кейса. Возможны различные варианты предоставления программного продукта потребителям образовательных услуг. Это может создание информационно-образовательного сайта, благодаря которому в интерактивном режиме будет осуществлена доставка кейса. Другой возможностью является использование Интернета, электронной почты для рассылки учебно-методических материалов. 

Техническая поддержка применения веб-сайта – сложный процесс, который включает в себя выбор программных средств, разработку программы для функционирования информационно-образовательного портала,  его содержательное наполнение. Вследствие этого важным представляется вопрос возможностей педагогических программных средств.

Для создания педагогических программных средств используют: универсальные языки программирования, пакеты профессиональных программ, специализированные авторские инструментальные среды.

Основное достоинство пакетов профессиональных программ заключается в том, что работа с ними не требует знания каких-либо языков программирования.

В заключение считаем нужным  отметить, что в условиях информатизации образования актуализирован социальный заказ на качество профессиональной подготовки обучающихся в вузе. В данных условиях становится актуальной проблема формирования информационной активности студентов-гуманитариев с использованием веб-сайта. 

Список литературы:

  1. Барахсанова Е.А., Атласова А.Д., Прокопьев М.С. Формирование навыков исследовательской деятельности студентов вуза посредством информационно-образовательных ресурсов // Вестник МГОУ. - №2. – 2011.   – С. 17-23.
  2. Саввинов Т.Т. Данилов Д.А. Барахсанова Е.А. Информационные технологии в сфере образования: Учебное пособие. – М.: Academia, 2003.        - 256 с.
  3. Мордовская А.В., Барахсанова Е.А., Панина С.В. Научно-методическое сопровождение исследований студентов и аспирантов посредством внедрения кейс-технологии: Монография. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 166 с.