Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Поднимается вопрос об организации межкультурного образования, которое должно быть реализовано в системе непрерывного образования. Показателями эффективности реализации задач межкультурного образования автор видит в формировании гражданской и этнокультурной идентичности. Образовательная модель должна быть реализована через совокупность образовательных программ общеобразовательной школы. Для этих целей необходима разработка модели подготовки нового поколения педагогических кадров, обеспечивающих высокий уровень образования учащейся молодежи коренных народов Севера. Определены проблемы подготовки педагогов в рамках межкультурного образования.
Ключевые слова: коренные народы Севера, межкультурная компетенция, подготовка кадров. 

Анализ нормативно-правового и научно-методического обеспечения организации непрерывного образования коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока позволяет охарактеризовать его скорее как образование культурно-признающего типа, нежели как межкультурное образование.

Ликвидация в федеральных государственных стандартах «национально-регионального компонента»,перевод школ на "подушевое финансирование", а также передача организации этнокультурного образования на уровень субъектов Российской Федерации привели  по существу к отказу от обязательности обучения родным языкам и культурам малочисленных народов, зависящего теперь от "возможностей образовательного учреждения".  Ограниченные возможности сельских школ, где преимущественно проживают коренные народы, в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», позволяет им вообще не преподавать родной язык как учебный предмет или делать это факультативно.

Недостаточная разработанность методологических оснований формирования содержания этнокультурной составляющей непрерывного образования приводит к отсутствию системности в его организации, мозаичности и дискретности образовательного процесса, к слабой преемственности между различными уровнями этнокультурного образования и недостаточной взаимосвязи вводимых дисциплин с локальной социокультурной средой.

Для организации межкультурного образования необходимо создание образа культуры как результата межкультурного взаимодействия всех социальных групп, как в конкретном регионе, так и в масштабах страны; обеспечение признания ценности межкультурного взаимодействия в обществе со стороны педагогов, представителей властей, родителей и широкой общественности; определение структуры личности, гармонично идентифицирующей себя с культурой определенной этнической группы, с культурой доминирующего сообщества региона, с культурой государства; разработка содержания образования и средств психолого-педагогической диагностики эффективности формирования межкультурной идентичности; подготовка межкультурно-компетентных  педагогов; совершенствование нормативно-правового обеспечения, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Показателями эффективности реализации задач межкультурного образования должны стать сформированные у школьников не только гражданская идентичность, но и этнокультурная идентичность.  При таком подходе этническая идентичность может стать основой для формирования гражданской идентичности.

Учащиеся, независимо от того, являются ли они представителями этнического большинства или меньшинства, не могут считать свое образование законченным, если они не способны решать проблемы этнокультурного разнообразия, межнациональной и межконфессиональной толерантности.

Взаимосвязь и взаимозависимость гражданской и этнокультурной идентичностей становятся очевидными при рассмотрении их содержания. Как у любого вида идентичности у них можно выделить следующие структурные компоненты:

- когнитивный (познавательный) - знание о принадлежности к определенной социальной общности;

- эмоционально-оценочный (коннотативный) - принятие или непринятие своей принадлежности;

- ценностно-ориентировочный (аксиологический) - позитивное, амбивалентное или негативное отношение к данной принадлежности;

- деятельностный (поведенческий) - самореализация, типичная для участника определенной социальной общности, находящая проявление в общении и деятельности [8]. 

Образовательная модель  сопряженного формирования гражданской и  этнокультурной идентичности обусловлена  требованиями ФГОС и должна быть реализована через совокупность образовательных программ общеобразовательной школы. Если совокупность образовательных программ, направленная на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание  патриотизма и любви к Родине (русский язык как государственный, история Отечества, обществознание и т.д.), разрабатывается и реализуется в рамках решения базовых целей отечественного образования, то разработка совокупности примерных программ по  формированию этнокультурной идентичности, направленной на приобщение к национальной культуре (родной язык и литература, краеведение,  национальная история и т.д.) зависит от потребностей, интересов и возможностей участников образовательного процесса конкретного региона.          

Потенциальным ресурсом повышения эффективности межкультурного образования помимо системы формального образования являются неформальное и информальное образование. Это становится не просто желаемым ориентиром для развития системы непрерывного образования малочисленных народов, а насущной необходимостью.

Цели межкультурного образования актуализируют разработку соответствующих моделей подготовки нового поколения педагогических кадров, обеспечивающих высокий уровень образования учащейся молодежи  коренных народов.

В условиях современной действительности, актуализирующей «умение жить вместе», межкультурная компетентность выступает как базовая в общей структуре профессиональной компетентности педагога, работающего в многонациональном регионе. Рассмотрение данной компетентности, как цели и результата межкультурного образования, анализ представленных в научной литературе трактовок профессионально-педагогической компетентности (И.А.Зимняя, Л.В.Коновалова А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.П.Тряпицына и др.), позволяет отметить, что межкультурная компетентность  педагога проявляется в гуманистической мировоззренческой позиции (отношение к этническим проблемам в регионе и в стране; отношение к межкультурному образованию); в обобщенных умениях (осуществлять анализ ситуаций в поликультурной среде; проектировать межкультурные подходы, нацеленные на развитие у учащихся толерантности и миролюбия); в готовности к конкретным способам реализации гуманистических ценностей и включает функционально связанные между собой компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивно-оценочный.

В настоящее время система подготовки будущих учителей для реализации задач межкультурного образования помимо  общих проблем отечественного педагогического образованиясталкивается с проблемами, связанными с:

- несовершенством нормативно-правового обеспечения  организации межкультурного образования;

- неразработанностью научно-методологического обеспечения моделей системной подготовки будущих учителей, обладающих  межкультурной компетентностью, владеющих методами и приемами снижения напряженности в межэтнических отношениях;

- недостаточной теоретической разработанностью формирования межкультурной компетентности у будущих учителей в системе вузовского образования;

- недостаточной разработанностью педагогических и андрагогических технологий формирования и развития  межкультурной компетентности на постдипломном этапе  непрерывного образования педагогов.

Анализ деятельности различных педагогических вузов страны показывает, что основными тенденциями подготовки современного учителя для работы в условиях поликультурного образовательного пространства являются  системные изменения на разных уровнях непрерывного педагогического образования:

- создание комплекса нормативных документов, определяющих статус, права и функционирование инновационных общеобразовательных учреждений северных регионов и подготовки педагогов для работы в них;

- ценностно-смысловое определение целей и результатов подготовки будущих учителей, которые отражают представление о модели учителя межкультурного типа;

- изменение содержания образовательных программ – подготовка многофункциональногоучителя для работы в  малокомплектных школах; подготовка специалистов, владеющих дополнительными квалификациями, ориентированными на работу в сельских школах, путем введения дополнительных курсов и междисциплинарных модулей;

- изменения в технологиях подготовки, ориентированные на формирование: межкультурной компетентности будущих учителей и культурной идентичности учащейся молодежи  разных национальностей в одном культурно-образовательном пространстве; информационной компетентности учителей путем реализации информационных и коммуникационных технологий, он-лайн курсов и программ дистанционного обучения;

- организация сетевых форм взаимодействия учреждений образования  разного уровня для расширения возможностей в обогащении опыта взаимодействия студентов с социальным окружением учебного заведения.

Залогом успешности модернизации региональных систем непрерывного образования  является знание особенностей реформируемой культурно-образовательной среды, основанное на социокультурном анализе действительности. В условиях разработки нормативно-правовой и научно-методической базы модернизации системы педагогического образования важно выстраивать исследования проблем педагогического образования с учетом особенностей методологии современной науки, которая ориентирует исследователей на решение проблем, имеющих значение не только для отдельных отраслей знания, но и востребованных конкретной личностью, региональным сообществом. 

Литература

  1. 20 лет реформ глазами россиян. М.: Весь Мир. 2011.
  2. Путину доложили, кого молодежь считает русскими// http://www.postsovet.ru/blog/russia/490097.html
  3. Бучек А.А. Полиэтничная среда и ее влияние на этническое самосознание личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 5(19). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 1.03.2013). 0421100116/0053.
  4. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие для студентов психологических и этнологических специальностей. М. 1998.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996.
  6. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.  М. 2010.
  7. Ценности культурного многообразия как фактор развития современной школы // Роль и компетенции учителя, директора, методиста: мат. межд. конф. в СПб  АППО 12 мая 2011 г. -  СПб АППО.  2011. С.11-29.
  8. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования в социокультурной модернизации образования России / под. науч. ред. А.Г.Асмолова. М. 2012.