Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Особенности профессиональных ориентации студенчества, процесса его социально-профессиональной адаптации на современном этапе, обусловливают потребность в разработке действенной системы профессионального ориентирования студентов, которая должна быть направлена на обеспечение эффективной занятости выпускников вузов с точки зрения согласования профессиональных интересов самих студентов с потребностями рынка труда и тенденций социально-экономического развития.
Ключевые слова: профориентация, студенты, социальные условия.

Социально-экономические условия российского общества изменили подход к процессу профессионального самоопределения молодежи.

Студенческая молодежь - это специфическая социально-демографическая группа, в которой проявляются сущностные свойства и черты различных классов и слоев, занимающаяся накоплением информации для профессиональной деятельности, с определенным общественным положением, ролью и статусом, активно участвующая в различных формах жизнедеятельности, с социальным опытом конструирования и реализации своих жизненных стратегий [3, С.84].

Система профориентации выходит на уровень социального контроля, институтов социализации и социальной защиты, интегрируя их возможности в обеспечении конкурентоспособности студенческой молодежи и социальной адаптированности. Повышение роли  профориентации в оптимизации социальных процессов связано с направленностью ее на формирование и активизацию адаптационных возможностей индивида не только в широком социальном контексте его жизнедеятельности, но и в сфере труда.

Профессиональная ориентация  - сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные с психологическими. В связи с этим выделяют следующие аспекты профессиональной ориентации.

1. Психолого-педагогический. Профориентационная работа оказывает воспитательное воздействие на профессиональные интересы людей, т.е. способствует формированию положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласование интересов личности и общества. Для сферы образования ориентация на будущее может означать задачу подготовить человека к воспроизводству и дальнейшему обогащению культуры общества, охватывающей все области жизни (материальное и духовное производство, социальное устройство), к саморазвитию и реализации своих возможностей на благо общественного прогресса, исходя из реальных условий общественного развития.

2. Медико-биологический. Правильно организованный и грамотный выбор профессии предполагает учет требований к здоровью и отдельным физическим качествам, необходимым для определенной деятельности. Кроме того, важно, чтобы молодой человек имел представление о том, какое влияние оказывает выбранная им профессиональная деятельность на здоровье и личность человека. Это связано с тем, что во многих сферах деятельности неизбежно усиливаются некоторые профессионально важные качества, что приводит к так называемым «профессиональным деформациям» – патологическим и часто необратимым изменениям личности, негативно влияющим на поведение человека в семье и других непрофессиональных сферах жизни. Условия труда, такие как малая подвижность, высокий уровень эмоционального напряжения, запыленность, контакт с вредными для здоровья химическими веществами и т.п., при несоблюдении техники безопасности, режима труда и отдыха приводят к возникновению профессиональных заболеваний.

3. Социально-экономический. Выбор профессии и дальнейшая профессионализация личности предполагают процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Экономическая задача в этой связи стремиться к наилучшему использованию основных национальных ресурсов страны, а именно: людей, их возможностей и устремлений. В идеале каждое государство, заинтересованное в своем процветании, должно создавать условия для того, чтобы все граждане без исключения приобретали максимум доступного им мастерства и знаний, стремились бы к самореализации, работали там, где им нравится, где они смогут проявить свои дарования наиболее полно. Таким образом, согласование личных и общественных интересов выступает, как показатель эффективности профессиональной ориентации [1, С.39].

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. Но новая социально-экономическая ситуация в стране порождает особые проблемы:

  • Противоречие между ориентацией на развитие высокотехнологического и наукоемкого производства и явно недостаточная ориентация сложившейся системы образования и конкретных людей (школьников, студентов и их родителей) на освоение соответствующих профессий. В итоге более половины выпускников вузов не работают по специальности.
  • Противоречие между требованиями системной организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, с одной стороны, и преимущественно эпизодическая и однобокая помощь, с другой стороны.
  • Противоречие между требованиями научной обоснованности профориентационной работы с опорой на лучший отечественный и мировой опыт, с одной стороны, и часто встречающийся дилетантизм в этой сфере, с другой стороны.
  • Противоречие между огромной значимостью профориентации как для отдельной самоопределяющееся личности, так и для общества в целом, с одной стороны, и реальная недооценка данной работы, выражающаяся в недостатке времени на нее, в слабой подготовке специалистов-профконсультантов и т.п., с другой стороны.
  • Необходимость подготовки самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному выбору и построению карьеры в меняющихся условиях, с одной стороны, и реальная практика преимущественно профоконсультационной помощи, организованной без активизации самих консультируемых, с другой стороны.
  • Необходимость учитывать в работе с населением современные интеграционные и миграционные процессы на уровне мировой экономики, с одной стороны, и реальное недопонимание важности профориентации в решении кадровых вопросов в проведении миграционной политики и международном разделении труда, с другой стороны [4].

Для эксперимента был  проведен опрос среди студентов психологов (ИП) и психологов-педагогов (ПИ) СВФУ в возрасте от 19 до 22 лет. Всего было опрошено 40 человек, среди них 11 юношей и 29 девушек. Данные анкетирования указывают на формальное отношение этих учащихся к обучению.

1. Мотивы выбора студентами профессии психолога:

39% студентов испытали затруднения в мотиве выбора направления «психология»;

21% студентов выбрали будущую профессию из-за  интереса к новой незнакомой науке;

40% студентов обосновали свой выбор  престижностью и популярностью профессии психолога.

2. Представление о результатах их профессиональной деятельности:

29% студентов не смогли дать ответа на вопрос о том, что дает им обучение по направлению «психология».

30% студентов подчеркнули, что результатом обучения будут теоретические знание, навыки и жизненный опыт в психологии.

41% студентов результатом своей учебы назвали получение высшего образования. Для данной категории получение диплома о высшем образовании – главный признак  овладения профессией, поэтому период своего профессионального становления они ограничили сроком обучения в вузе.

3. Акцентируя исключительно  внешние стороны процесса обучения, свою дальнейшую жизнь учащиеся не связывают с профессиональной деятельностью психолога. Об этом говорят следующие данные:

33% студентов  испытали затруднения в определении своих профессиональных планов,  

24% студентов планируют заниматься в будущем деятельностью иного рода, нежели психология и педагогика.

43% студентов  продолжат свою деятельность по профессии психолога. Отсутствие профессиональных планов определяет не выраженность профессиональных интересов этих студентов.

4. В учебной деятельности  основные трудности у студентов связаны были со следующими факторами:

39%  студентов связывает с внешними факторами (оплата обучения и т.д.)

61% пояснили свои трудности причинами внутреннего характера (собственная лень, нежелание учиться и др.). Данное отношение к своей деятельности указывает на пассивность учащихся, отсутствие у них стремления к овладению профессией психолога.

5. Представления о профессиональной деятельности психолога, о ее целях и средствах.

59 % четвертого курса, у них отмечалась недостаточная адекватность представлений о профессиональной деятельности психолога. Так, большинство затруднились дать определение психологии, указав только, что это наука.

41%  студентов определили психолога как человека, который помогает людям в решении их проблем.

Анализ данных опроса позволил сделать вывод о том, что студенты, участвуют в учебной деятельности, преимущественно, на квазисубъектном уровне. В этом случае своего поведения в ситуациях профессионально-учебной деятельности опирается на внешние признаки поведения "другого" носителя профессии, в качестве которого может выступать реальный человек (например, преподаватель) или художественный персонаж. Позиция этих студентов - это позиция "обучаемых", которая характеризуется формальным отношением к деятельности, внешним поверхностным интересом к профессии психолога, несформированностью представлений о ней и плохо проведенной над собой профессионально ориентированной работой.

 Решение этих проблем становится актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствования всей кадровой политики государства.

        Таким образом, приоритетной задачей образовательных учреждений является развитие  у студентов таких знаний и умений,  которые позволили бы им максимально  адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространство.

Список литературы:

  1. Гудкова Е.В., Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.
  2. Юпитов А.В., Исследование ситуации профессионального   самоопределения студентов  /А. В. Юпитов, А.А. Зотов //  Изд-во Социс. - 1997. -№ 3. – 92с.
  3. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С., Родичев Н.Ф.. http://мойориентир.рф