Аннотация. В статье рассматривается применение народных игр на уроках физической культуры начальных классов.
Ключевые слова: народная игра, урок физической культуры, начальные классы.
Народная игра несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению обычаи и традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе. Известный этнопедагог Г.Н. Волков отмечал, что «этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемой даже после фундаментальных работ известных философов, психологов и педагогов» [1].
Подвижная игра – это естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий воспитательной силой. В умственной и двигательной активности у ребенка развивается воображение и творческие способности. Участниками этих игр являются все, и здоровые дети, и дети с ослабленным здоровьем.
Народные игры – неотьемлемая часть культуры народа саха. Видные представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А.Покровский и др. призывали собирать и описывать народные игры, заботясь о просвещении, образовании народных масс [2].
С учащимися начальных классов МОБУ СОШ №12 г. Якутска на уроках физической культуры мы проводим игры «Меткий охотник», «Рыбаки с неводом», «Водопой из проруби», «Жеребята», «Охотники и утки» и.т.д. Эти игры все тесно связаны с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования – это коневодство, разведение крупного рогатого скота, а также охота и рыбалка. Наиболее популярная, не требующая большого пространства для проведения игры или наличия специального инвентаря является настольная игра«Камешки» (хаамыска). В прошлом зимними холодными вечерами после тяжелой физической работы наши предки в своем балагане играли в «Камешки»( второе название «костяшки), которая с одной стороны скрашивала досуг, с другой стороны развивала координацию движений, ловкость рук, зрительную реакцию, быстроту движений, приобщала к знаниям игр предков,
Берется 5 квадратных камушек (размер может быть разным от 1,5 до 1,8 см в зависимости от размера ладони). Играем только одной рукой.
1 ступень – раскидываем все пять камушек на стол движением кисти руки, выбираем один любой камушек и подкидываем вверх, подбираем этой же рукой со стола один камушек и ловим подкинутый камушек . И так ловим все оставшиеся 3 камушки.
2 ступень - раскидываем все пять камушек на стол движением кисти руки, выбираем один любой камушек и подкидываем вверх, подбираем этой же рукой со стола два камушка и ловим подкинутый камушек . И так ловим оставшиеся 2 камушки.
3 ступень - раскидываем все пять камушек на стол движением кисти руки, выбираем один любой камушек и подкидываем вверх, подбираем этой же рукой со стола один камушек и ловим подкинутый камушек, потом сразу вместе три камушки.
4 ступень - раскидываем все пять камушек на стол движением кисти руки, выбираем все пять камушек и подкидываем один вверх, оставляем четыре и ловим подкинутый камушек. Еще раз подкидываем вверх и подбираем четыре камушка и ловим подкинутый.
5 ступень - раскидываем все пять камушек на стол движением кисти руки, выбираем один любой камушек и подкидываем вверх, подбираем этой же рукой со стола один камушек и ловим подкинутый, оставляем в руке каждый камушек.
6 ступень – берем все камушки в руки , подкидываем вверх и ловим на тыльную сторону кисти руки, подкидываем и ловим на ладонь.
Выигрывает тот, кто быстрее и много поймает камушек [3].
Таким образом, национальные игры, состязания, забавы являются увлекательной и полезной формой воспитания, обучения, досуга ребенка, также являются отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.
Литература.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары 1982
- Григорьева А.А. Этнопедагогика якутской семьи. Сб. ст. М.1999
- Федоров А.С. Народные игры и забавы народа саха. изд. «Бичик» 2011