Аннотация. Рассмотрен вопрос информационной поддержки организации профориентационной работы с учащейся молодежью посредством учебных пособий серии: «Профессиональное будущее Якутии».
Ключевые слова: профориентационная литература, профориентация в школе.
Интегративный характер учебной литературы профориентационной направленности вносит свой определенный вклад в жизненное и профессиональное самоопределение школьников. Профориентационно значимая литература должна доставлять на эмоционально-образном уровне сведения о примерах деловой карьеры, об особенностях профессий, о труде как высшей потребности человека, о феномене творчества. Но эти сведения предполагают комментирование и интерпретацию учителем, психологом, профориентологом.
Личностная ориентация современной профориентационно значимой литературы предполагает существенную интерактивную составляющую, которая может включать: индивидуальные задания разного уровня сложности; контрольные и эвристические вопросы; тесты; диалоги с виртуальным собеседником и др. Важным элементом в такой литературе должны быть: глоссарий, предметный указатель, путеводитель по персоналиям, аннотированные списки рекомендуемой литературы и др.
Наибольшее распространение в практике отечественных образовательных учреждений получили учебно-методические пособия, созданные под руководством С.Н. Чистяковой: «Твоя профессиональная карьера», «Технология: профессиональный успех», «Слагаемые профиля обучения и траектории дальнейшего образования», представляющие комплексный взгляд на проблемы профессиональной ориентации молодежи.
Во многих регионах страны активно используется учебно-методическая литература, созданная Г.В. Резапкиной. В пособиях этого автора вопросы профессиональной ориентации преподносятся через рассмотрение обширного круга проблем личного становления индивида.
В ряде школ страны для профориентационной работы нашли свое применение также и материалы других авторов, например, М. Бердюкова, А. Грецова, Ф. Зуевой и др. Заметным стимулом к появлению большого количества регионально ориентированной профриентационно значимой литературы, используемой в школах, стали государственные инициативы по предпрофильной подготовке, предопределившие появление большого количества малотиражного обеспечения для курсов по выбору, создававшихся в отдельных регионах страны.
Что касается Республики Саха (Якутия), то в 2012 году был подписан трехсторонний договор между министерством образования, министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) и издательским центром «Академия» о сотрудничестве по выпуску серии учебных пособий «Профессиональное будущее Якутии».
За это время опубликовано такие книги как: «Транспорт», «Педагогика и образование», «Информационные технологии и связь», «Предпринимательство», «Жилищно–коммунальные хозяйство и энергетика», «Агропромышленный комплекс», «Культура и искусство». По материалам данных учебных пособий на сайте Министерства образования РС (Я) (http://profportal.sakha.gov.ru/) представлены циклы уроков для школьников, разработанные преподавателями СВФУ - Паниной С.В. и Макаренко Т.А. Таким образом, профориентационно значимая литература в большей мере должна быть ориентирована на личность учащегося, включать такие элементы как: информацию о характере трудовой деятельности, использовании в ней академических знаний; сведения о динамике рынка труда; сведения о профессионально важных качествах личности работников различных профессий и квалификации; сведения о различных учебных заведениях профессионального образования, правилах приема и т.п.
Литература
- Официальный сайт Министерства образования РС (Я) http://www.sakha.gov.ru
- Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи. Коллективная монография / Под редакцией С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. – Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014., 189 с.