Аннотация. В настоящее время развитие SPA-туризма обусловлено как развитием мирового туристского рынка, так и популярностью среди потребителей услуг лечебно-оздоровительного туризма. В статье представлен анализ понятий, связанных со SPA-туризмом, представлено описание видов организации SPA-услуг, а также модели реализации SPA-услуг согласно классификациям международных организаций и отечественных специалистов.
Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм,SPA-туризм, health tourism, medical tourism, wellness tourism, SPA услуги, SPA-отели, SPA-центры.
По оценкам Всемирной туристской организации лечение и оздоровление относятся к числу важнейших туристских мотиваций. За последние 15 лет количество оздоровительных поездок увеличилось в мире на 10% [1]. Сегодня лечебно-оздоровительный туризм приобретает поистине глобальные масштабы. И можно говорить о том, что процесс формирования мирового рынка лечебного туризма активно продолжается.
Спрос на «путешествия за здоровьем» растет из года в год. С одной стороны, появилась возможность выбора, где, в какой клинике, в какой стране лечить то или иное заболевание, а, возможно, и делать операцию. С другой стороны, растет востребованность природных лечебных факторов, SPA процедур и санаторно-курортного лечения. Сама жизнь все больше заставляет нас думать о хорошей физической форме, а дефицит свободного времени подталкивает человека к тому, чтобы совместить отдых с лечением и профилактикой различных заболеваний [5, 115].
Развитию лечебно-оздоровительного туризма во всем мире способствуют множество ресурсов, в связи с этим развивается большое количество новых методов лечения. Путешествия с лечебными и оздоровительными целями имеют давнюю историю. Еще древние греки и римляне использовали целебные источники и места с благоприятным климатом для того, чтобы поправить свое здоровье. На курорты прибывали не только больные, но и здоровые люди, желавшие отдохнуть и располагавшие для этого достаточными средствами. Менялись времена, но мотивация путешествий оставалась прежней. Целебные свойства природных факторов, как и раньше, привлекают туристов в курортные местности.
SPA-концепция, как ориентированная на гармоничное развитие человека в сочетании духовных и физических методов оздоровления, является одним из перспективных и активно развивающихся направлений в зарубежной практике лечебно-оздоровительного туризма.
Раньше считалось, что SPA – это роскошь, которую могут позволить себе только обеспеченные люди. Сейчас, благодаря большей информированности, а также здоровой конкуренции в области SPA-услуг, SPA - курорты становятся все более и более доступными для путешественников любого возраста и социального статуса [6, 10].
Лечебно-оздоровительный туризм сегодня в развитых странах формируется на двух составляющих - получении медицинской помощи в специализированных учреждениях (пансионы, санатории, клиники) и организации туристических поездок на курорты для поддержания физического и психологического здоровья.
С точки зрения курортологии, лечебно-оздоровительный туризм представляет собой разновидность санаторно-курортного лечения и рассматривает организацию оздоровления населения с точки зрения технологии путешествия [7, 58]. Это достигается путем формирования туристического продукта, в основе которого заложена лечебная или оздоровительная технология, улучшающая качество жизни путем полного удовлетворения потребности в отдыхе, оздоровлении и лечении с использованием разнообразных природных, лечебных факторов.
Большинство специалистов склоняются к тому, что лечебно-оздоровительный туризм необходимо определять, исходя из выделения трех его основных составляющих – лечебно- реабилитационной, оздоровительной и рекреационной. Первые две составляющие – медицинские по своей сущности, третью составляющую образуют отдых и досугово-развлекательные услуги [7, 59].
Пытаясь дать определение лечебно-оздоровительному туризму, сначала необходимо более четко определиться с терминологией, принятой во всем мире. За рубежом наиболее часто в контексте лечебно-оздоровительного туризма используются термины «health tourism», «medical tourism», «wellness tourism» [3]. Существуюет несколько определений медицинского, wellness и лечебно - оздоровительного сегментов туризма, однако эксперты в основном согласны с тем, что и медицинский, и wellness - туризм рассматриваются как подкатегории лечебно - оздоровительного туризма (health tourism), при этом wellness - туризм считается осуществляемым практически здоровыми людьми, основным мотивом которых является сохранение и укрепление своего здоровья, а медицинский туризм осуществляется людьми, страдающими какими-либо заболеваниями [3].
При этом первая дефиниция – «health tourism», или наиболее подходящий в русском переводе лечебно-оздоровительный туризм – является, по мнению большинства авторов, наиболее неопределенной категорией. Этот термин обычно используется для обозначения любых поездок с целью улучшения состояния своего здоровья как с помощью лечебно - реабилитационных мероприятий, так и оздоровительных практик.
«Health tourism» включает в себя услуги, широко варьирующиеся от посещения SPA- центров до хирургических процедур. Также «health tourism» – это туризм, связанный с поездками в SPA-центры или на курорты, основной целью которых является улучшение физического благосостояния путешественника через режим физических упражнений и терапию, диетический контроль и медицинские услуги, относящиеся к поддержанию здоровья.
Термин «wellness tourism», наиболее часто переводимый как оздоровительный туризм, тоже достаточно четко определен. В основе такого туризма лежит wellness-концепция, хотя справедливости ради следует отметить, что путешествия с целью оздоровления далеко не всегда совершаются людьми, исповедующими данную концепцию в полном виде.
Термин "wellness" ввел в обращение в 1961 году американский врач Хелберт Данн путем присоединения частей из слов «wellbeing» и «fitness» [4]. Wellness туристы могут получать процедуры, очень похожие на те, которые используются health туристами, но отличие состоит в мотиве, который заключается в сохранении и укреплении их здоровья, профилактике болезни, а не лечение уже имеющейся патологии.
В целом, «wellness» движение подчеркивает активную позицию, с помощью которой люди пытаются выявить потенциальные проблемы и предотвратить их дальнейшее развитие с тем, чтобы оставаться в форме. Так как люди принимают участие в развлекательных мероприятиях, находясь в отпуске, туризм является идеальным средством для содействия поддержанию здоровью.
Ключевыми технологиями реализации wellness-концепции являются SPA-технологии.
В научной и туристической литературе существуют различные подходы к дефиниции «SPA». Кажется, что wellness и SPA – весьма близкие понятия. Однако, они отнюдь не являются синонимами: SPA является структурным элементом Wellness.
Wеllness – это направление, связанное с осознанием человека гармоничного достижения состояния физического и душевного благополучия через комплекс медицинских, эстетических, физических, психологических и социальных мероприятий. В то время как SPA является направлением в индустрии красоты и гостеприимства, улучшающим общее состояние человека, проводящим релаксацию с помощью профессиональных процедур, связанных с водой и продуктами водной среды, которые, наряду с прочим, могут включать уход за лицом и телом, а также духовные программы.
Основными составными частями SPA являются гидротерапия, талассотерапия, бальнеотерапия, релаксация. В структуру Wellness входят фитнес, эстетическая косметология, диагностика, SPA, разные способы омоложения и замедления процессов старения, правильное питание, отказ от вредных привычек, позитивное отношение к себе и окружающим.
Воздействие SPA происходит в процессе процедур на все органы чувств человека и представляет собой холистический подход. Wellness воздействует в виде осознания того, что это необходимо для продления жизни, то есть способствует духовному оздоровлению.
Таким образом, можно сделать вывод, что SPA – это понятие более узкое, чем «wellness».
Несмотря на содержательную разницу в объемах этих понятий, оба типа услуг ориентированы на особое мировосприятие, основанное на созидании и конструктивном отношении к своему здоровью, включающем здоровое питание, образ жизни, регулярные физические нагрузки, релаксационные процедуры, что в итоге способствует улучшению общего состояния человека, восстановлению не только его физических сил и возможностей, но и эмоциональному и интеллектуальному обогащению.
Таким образом, SPA – это концепция духовного и физического оздоровления, направленная на гармонизацию отношения человека с внешней средой на основе сочетанного использования природных и искусственных факторов, с преобладанием водных процедур, здорового питания, двигательной активности [6, 37].
Наибольшее распространение и популярность получили курорты, предлагающие несколько лечебно-оздоровительных факторов, особенно SPA-курорты или SPA-отели. Последние могут находиться не только в курортных зонах, но и в крупных мегаполисах, и также предоставлять услуги по оздоровлению и релаксации.
Существует несколько версий относительно происхождения понятия SPA [2]:
- историческая, согласно которой - SPA - это аббревиатура от латинского "Sanus per Aquam", или "Sаnitas pro Aqua", что в переводе с латыни означает "здоровье с помощью воды" или "здоровье через воду". Это понятие известно со времен Древнего Рима, где для исцеления недугов использовали термальные источники и термальные ванны. Такой метод оздоровления стал называться SPA;
- географическая, согласно которой - SPA, как понятие, произошло от названия небольшого бельгийского городка SPA, где расположен знаменитый водный курорт.
В современном понимании SPA – это оздоровительно-восстановительный комплекс процедур с использованием морской, термальной, минеральной или пресной воды, морских водорослей, целебных растений и лечебных грязей, программы водолечения, цель которых – гармония тела, души и духа. Также к SPA относятся фитнес программы, диетические программы, программы регенерации и программы по омоложению кожи лица и тела [9, 23].
Также, SPA – это первоклассный естественный курорт с максимальными возможностями оздоровления и восстановления [9, 24]. Он предназначен как для чувствующих недомогание, так и для абсолютно здоровых людей в качестве профилактики. В SPA можно привести в порядок не только тело, но и психическое здоровье, поскольку основная цель любого SPA – это борьба с усталостью и стрессами.
Выделяются следующие виды организации SPA-услуг:
1) в виде SPA-центра, в котором присутствуют такие элементы SPA, как соответствующий интерьер, диетическая или витаминная кухня, музыка, водные процедуры, услуги специалистов в виде;
2) SPA- курорта.
SPA - центры являются местом достижения гармонии с помощью различных профессиональных услуг, которые способствуют обновлению ума, тела и духа. Однако настоящий SPA-центр должен включать в себя гораздо большее: сбалансированное питание, диеты, комплексы физических упражнений, водные процедуры, ванны с солями и настоями целебных трав, гидромассаж, талассотерапию, бальнеотерапию, различные души, бани, специальные влажные обертывания с терморегуляцией, процедуры, которые включают западные и восточные массажи, лимфодренаж, ароматерапию, солярии, оздоровление и косметическое оформление лица и тела, волос и ногтей.
Стандартная структура SPA-центра имеет в своем комплексе следующие элементы:
1. Специализированные помещения: комнаты для ухода за лицом/телом, комнаты для гидротерапии, сауна, бассейн, фитнес-клуб, SPA -бар/ SPA -ресторан, комната для групповых или индивидуальных занятий фитнессом (пилатес, йога и др.), зона релаксации, раздевалка;
2. Комплекс SPA-услуг: консультации, диагностика физического состояния, услуги профессиональных врачей-дерматокосметологов, велнесс-программы, физические нагрузки: пешие прогулки, посещение пляжей, теннис, гольф;
3. Использование косметических продуктов одной или нескольких косметических линий;
4. Услуги высококвалифицированных специалистов и врачей, прошедших сертифицированное обучение по каждой линии продуктов, представленных в SPA;
5. SPA -питание по диетической или витаминной кухне;
6. Дополнительные компоненты SPA:
- SPA интерьер – полутона и мягкие цветовые переходы, элегантная и функциональная мебель, регулируемая подсветка, приглушенный свет;
- SPA музыка – расслабляющая, умиротворяющая музыка, громкость звука должна быть регулируема, для каждой SPA зоны своя музыкальная тема;
- SPA детали – полотенца, тапочки и халаты, с них начинается общение со SPA;
- SPA ароматы – запахи положительно влияют на самочувствие, для каждой зоны SPA должны быть подобраны натуральные ароматерапевтические запахи) [9, 195].
Российские специалисты используют следующую классификацию организации SPA-услуг:
- DAYSPA (SPA «одного дня», включающие все необходимые кабинеты, которые можно посещать в любое удобное время, ежедневно или по выбору);
- MEDISPA (SPA-центры с профессиональным медицинским уклоном, включающие клиники и лечебницы);
- SPA-отели (места в наиболее известных курортах, располагающие всем необходимым, чтобы провести там некоторое время и пройти курс необходимых процедур) [8, 110].
Все другие варианты SPA, по сути, являются лишь комбинациями этих трех.
Очень часто, особенно в Европе, все три варианта SPA сочетаются в одном месте, когда туристы приезжают на курорт, заселяются в SPA-отель, при котором находится SPA-центр (DAYSPA) или пройти курс более серьезного медицинского лечения (MEDISPA) [6, 52].
Одним из направлений работы созданной в 1991 г. Международной ассоциации SPA (ISPA) была систематизация накопленного в SPA-индустрии опыта, разработка классификации SPA -структур, а также стандартов и критериев организации SPA -сервиса. Так как SPA-бизнес развивается не только в количественном отношении, но и происходит его модификация и модернизация, ассоциация определила следующие семь организационных форм SPA:
- Day SPA – «city spa», ногтевые SPA, SPA-салоны. Закрепившееся в русском языке определение day-spa как «курорт одного дня» как нельзя более точно отражает основные характеристики этих заведений – расположенные в городских условиях, предоставляющие полный или ограниченный набор SPA-услуг. В отличие от клубных и медицинских SPA, тоже рассчитанных на пребывание клиента в течение одного дня, в day-spa акцент делается преимущественно на эстетический аспект процедур;
- гостинично-курортные SPA – «hotel/resort spa»: название этой категории отражает ее местонахождение. Некоторые специалисты предлагают разделить указанную категорию на две - гостиничные и курортные SPA. SPA в структуре отелей (в том числе городских) фактически являются dayspa, отличие заключается лишь в том, что проживающим в гостинице клиентам ряд услуг предоставляется бесплатно. Курортные SPA в чем-то аналогичны целевым – «destination spa», однако принципиальна их локализация в традиционных курортно-климатических зонах, а их посетители имеют возможность выбора между оздоровительными SPA -программами и обычным отдыхом;
- целевые SPA – «destination spa» - это структуры, рассчитанные на продолжительное непрерывное пребывание клиента (от нескольких дней до нескольких недель) для достижения определенной цели (снижения веса, отказа от курения, снятия стресса, восстановления физической формы и внешности). Некоторые российские специалисты говорят о целевых SPA как о «загородных», однако целевые SPA могут успешно функционировать и в условиях города;
- SPA на минеральных источниках – «mineral srings spa». Эта категория является отражением такой объективной реалии, как санаторно-курортные комплексы, специализирующиеся на гидротерапии и бальнеологии. Следуя отечественной санаторно-курортной традиции (в условиях бесплатного медицинского обслуживания санатории относились к разряду медицинских учреждений), можно говорить о классических санаториях как о медицинских SPA;
- клубные SPA – «club spa» - SPA, функционирующие в структуре спортивных (фитнес- и веллнесс-) клубов и являющиеся дополнением к более широкому спектру услуг, предоставляемых клиентам преимущественно на основе клубного членства;
- круизные SPA – «cruise spa» - наименее доступная российской клиентуре категория – это SPA, расположенные на борту круизных лайнеров, работающие по принципу «дей-спа». Выделение круизных SPA в отдельную категорию обусловлено ограниченной клиентской базой и продолжительностью работы, а также постоянно меняющимся кадровым составом;
- медицинские SPA – «medical spa» - медицинские учреждения, в которых традиционные SPA-услуги и процедуры являются дополнением к основным, сугубо медицинским услугам [10].
Можно сделать вывод, что SPA-индустрия очень быстро набирает популярность в современном обществе, растет число потенциальных клиентов на рынке SPA услуг. Большинство людей, особенно живущих в мегаполисе, пытаются всё чаще находить время для себя.
В настоящее время в мире работает огромное количество крупных предприятий SPA-индустрии, многие из которых объединены в международные сети. Наблюдается ряд тенденций развития SPA –индустрии:
- одной из ведущих тенденций развития мировой SPA-индустрии уже несколько лет является «эко-био-направленность» SPA (или, как выражаются западные специалисты, «greening» SPA). Практически все основные конференции и форумы для SPA-профессионалов выносят эту тему на повестку дня. За рубежом уже разработаны и реализуются системы аттестации SPA по признаку «экологичности». Активно внедряется новая концепциия «эко-SPA». Ведущие профессиональные издания индустрии публикуют обучающие материалы по энергосберегающим технологиям в SPA, клиентам предлагаются критерии выбора SPA, которые заботятся о жизни на планете;
- компьютеризация общества отразилась сегодня и в компьютеризации SPA: сегодня SPA обязательно предлагают своим клиентам бронирование и составление программ он-лайн. Интернет-реклама становится для SPA основным каналом привлечения новых клиентов. Активно используются возможности электронного маркетинга (подарочные сертификаты он-лайн, SPA-шоппинг online);
- большая доля SPA-клиентов среди путешествующих по миру людей вызвала к жизни новое явление, которое устойчиво закрепилось на мировом рынке SPA – TravelSpas (SPA – путешествия): речь идет о SPA в аэропортах и на вокзалах. Формат и уровень таких заведений различен – от отгороженных легкими ширмами зон для массажа и SPA-педикюра в залах ожидания до крупных «люксовых» SPA на терминалах международных аэропортов;
- SPA-салоны готовы предложить мини-услуги, то есть некоторую кратковременную «дегустацию», чтобы клиент мог понять, хочется ему попробовать данную процедуру или же он не готов платить за нее деньги, как за полноценное обслуживание.
Российские специалисты предлагают следующую классификацию моделей реализации SPA: Европейская, Юго-Восточная, Индийская, Американская, Русская [9, 211].
В основе Европейской модели SPA лежит климатотерапия, которую можно назвать родоначальником физиотерапии. Главная отличительная черта этой модели – приверженность традициям. Один из наиболее распространенных методов ведения SPA-курортов Европы – талассотерапия: физиотерапевтическая методика, основанная на лечебном применении морской воды, водорослей, иловых грязей, оказывает многогранное воздействие, и поэтому применяется во многих программах, как эстетических, так и оздоравливающих.
В основе Юго-Восточной модели SPA лежит применение тайских и балийских массажей, позволяющих ввести в состав любого SPA элемент экзотики, а также применение ручных массажных методик, обладающих терапевтическим эффектом.
Индийская модель SPA построена на принципах уникальной системы аюрведа, которая не относится ни к одному из методов физиотерапии, но позволяет за короткий период достичь релаксации клиента.
Главный инструмент Американской модели SPA – создание санатория в условиях мегаполиса в виде так называемых SPA-капсул. Внутри капсулы происходит создание определенной терапевтической среды для комплексной реабилитации организма, эстетического косметологического ухода и полноценной релаксации человека.
Главным фактором развития Русской модели SPA – национальные традиции и отечественная школа курортологии, среди которых паровая баня, кедровые бочки, влажные обертывания с фитоэкстрактами – это уникальные методики, издавна применявшиеся для лечения ряда заболеваний.
Таким образом, мировая индустрия SPA находится на стадии активного развития. Причем сегодня речь идет уже не только и не столько о салонах SPA городского типа, сколько об открытии полноценных SPA при отелях и на курортах, о строительстве SPA-отелей и эко-отелей городского и загородного типа. На международном рынке появляются все больше и больше международных операторов, формирующих и реализующих SPA-туры. Соответственно, расширяется ассортимент SPA-услуг, способствующих общему оздоровлению и укреплению организма, избавлению от вредных привычек. Это и процедуры (массаж, обертывания), и рекомендации по здоровому питанию, и SPA-кухня, и индивидуальные фитнес-программы, и экопродукты.
Ссылки на источники
- Heal Disease [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.healdisease.ru/ Дата обращения: 24.10.2015
- Russian SPA Industry Summit [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// http://www.russiaspas.ru/ Дата обращения: 02.10.2015
- Spa industry intelligence [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.intelligentspas.com/ Дата обращения: 02.10.2015
- Wellness lifestyle [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.sanus.ru/ Дата обращения: 30.10.2015
- Бабкин А. В. Специализированные виды туризма / А. В. Бабкин. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2013.
- Богачева Е. Л. СПА-мания: диагноз века, или СПА-бизнес от «А» до «Я» / Е. Л. Богачева. – М.: Кабинет, 2012.
- Ветитнев А. М. Лечебный туризм / А. М. Ветитнев. – М.: Форум, 2013.
- Ковалев К. Виза на край света. Маленькие советы серьезному путешественнику/К. Ковалев. – М.:ЭкоПресс, 2005.
- Кучуркина М.В. СПА-путеводитель // М.В.Кучуркина.– М.: Spa publishing house, 2008.
- Медицинские новости [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mednovosti.by/ Дата обращения: 25.10.2015