Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития футбольного туризма как одного из инновационных направлений в туризме. Выявлены основные факторы развития данного вида туризма, которые обеспечивают формирование и предоставление футбольных туров на международном рынке.
Ключевые слова: футбольный туризм, спортивный туризм, пассивный спортивный туризм, факторы развития, футбольные болельщики. 

Актуальность. Сегодня футбольный туризм пользуется популярностью и очень широко развивается на мировом рынке. В первую очередь, данная тенденция связана с популяризацией этого вида спорта среди населения и проведением чемпионатов различных масштабов, что приводит к увеличению туристов. Поэтому туристическим предприятиям необходимо уделить внимание на создание и продвижение туров данного вида. В туристической теории футбольный туризм относится к спортивному туризму.

Анализ публикаций. Для написания статьи были проанализированы теоретические и методические разделы фундаментальных научных исследований И.В. Зорина [1], О.А. Любицевой [2], М.П. Мальськой [3, 4], и других специалистов в области географии и экономики туризма, в частности, вопросы развития и продвижения спортивного туризма.

Таким образом, целью работы является выявление факторов развития футбольного туризма как одного из инновационных направлений спортивного туризма и их обоснование.

Изложение основного материала. На туристическом рынке большой популярностью пользуется спортивный туризм. Главной задачей этих туров является обеспечение возможности туристам заниматься выбранным видом спорта. Спортивный туризм требует наличия необходимой базы: разнообразный инвентарь, специальные трассы, подъемники, спортивные площадки, сооружения. Одним из основных требований, предъявляемых к спортивным турам, является обеспечение безопасности отдыхающих.

Спортивные туры в зависимости от цели путешествия подразделяются на два вида: активный и пассивный. В первом случае основой является занятие каким-либо видом спорта, во втором — интерес к спорту, например, посещение соревнований. Поэтому футбольный туризм относится к пассивному спортивному туризму.

Термин футбольный туризм применяется к футбольным болельщикам, которые представляют собой участников различных фан-клубов и посещают футбольные матчи не только в пределах страны, но и за рубежом. Особенно ярко этот вид туризма проявляется на европейских и мировых чемпионатах по футболу.

На развитие футбольного туризма влияют следующие факторы:

1. Социальный аспект – желание и стремление болельщиков посетить различные футбольные матчи национального, европейского и мирового масштаба.

2. Организационный аспект. Туристические фирмы-организаторы, учитывая современные мировые тенденции, разрабатывают футбольные туры. Организация подобного тура  включает покупку билетов на матчи, бронировка отелей (главным образом, расположение отеля в непосредственной близости от места проведения события), предоставление экскурсий.

Важную роль при организации экскурсий играет посещение музеев футбола. Наиболее популярными и масштабными являются:

­   национальный музей футбола в Престоне (Англия) – это уникальный музей футбола, в котором собраны необычные и легендарные экспонаты, имеющие отношение не только к британскому, но и к мировому футболу в целом. Среди экспонатов – мячи и футболки со столетней историей, первые футбольные программки и афиши, и даже мяч, которым Дэвид Бэкхем забил пенальти Аргентине на Чемпионате Мира в 2002 году [6].

­   стадион «Камп Ноу» (Барселона, Испания) – спортивная Мекка. Он популярен не только экспонатами, кубками, конференц-залами, VIP-ложами, но и благодаря суперсовременности музея – множество установленных   touch-панелей с удобной и простой навигацией, что позволяет посмотреть лучшие голы с различных чемпионатов, награждения команды и другие значимые сюжеты из жизни клуб [5].

­   стадион «Сантьяго Бернабеу» ФК «Реал» (Мадрид, Испания) - третий по величине стадион в Европе. С 2007 года УЕФА присвоила стадиону пять звезд, что позволяет считать его элитной спортивной ареной. Арена «Реала» после возведения восточной трибуны вмещает 80 354 человека [5].

Главным представителем в Донецком регионе является музей истории «Шахтера» (стадион «Донбасс Арена»). Этот музей появился одним из первых в Украине – в 2010 году. В частности, здесь представлены завоеванные командой награды и трофеи, редкие исторические документы и фотографии. Центральное место в экспозиции занимает 23-метровая «Стена славы», на которой размещены фото- и видеоматериалы о наиболее значимых этапах истории команды и самых ярких игроках. Вдоль стены размещаются вылитые из металла оригинальные отпечатки ладоней и ступней легендарных футболистов и тренеров «Шахтера». «Изюминкой» заведения является show room, где можно увидеть фотографии всех игроков, когда-либо выступавших за главную команду Донбасса. Помимо ознакомления с уникальными экспонатами посетители музея могут также посмотреть самые знаковые матчи в истории «Шахтера» в музейном кинотеатре.

3. Экономический аспект. Футбольный туризм приносит немалый доход городам и странам, которые проводят различные чемпионаты по этому виду спорта. Данную тенденцию можно наблюдать на примере малоизвестного в туристическом мире провинциального города Великобритании – Манчестер. Город имеет большой доход от футбольного туризма, особенно в года, когда здесь проходят финалы крупнейших спортивных форумов (финалы Лиги Европы, Лиги Чемпионов), грандиозные матчи которых проходят на двух знаменитых стадионах города, принадлежащих клубам Manchester United и Manchester City. В это время отели и гостиницы города полностью заполнены, однако футбольные фанаты пополняют городской бюджет еще тем, что приобретают различную атрибутику футбольных команд, а также посещают торговые центры и развлекательные заведения [7].

«MasterCard» опубликовал результаты исследования, посвященного новому поколению футбольных болельщиков, которые в Европе в совокупности расходуют 35 млрд. € каждый сезон, на которые можно было бы профинансировать строительство 100 таких стадионов, как мюнхенская «Альянц Арена», купить 372 таких игроков, как Криштиану Роналду, или 562 таких игроков, как Фернандо Торреса.

Согласно опубликованному исследованию, одна четверть европейских футбольных болельщиков (41 миллион) – это «Фанаты без границ», причём самая популярная зарубежная команда «Барселона» (29%), за которой следуют мадридский «Реал» (10%) и «Манчестер Юнайтед» (8%).

Распределение расходов фанатов:

-     1/5 всех расходов, или € 7,5 млрд, приходится на платное телевидение;

-     на сопутствующие товары (брендированные клубные товары) и сувениры – 13%;

-     на посещение матчей – 10% расходов, с дополнительными тратами в € 2,5 млрд. на еду, напитки и другие товары и покупки;

-     6% трат приходится на посещение пабов и спорт-баров для просмотра игр на большом экране, подписка на собственный телеканал команды – ещё 5% расходов;

-     каждый четвёртый фанат ездит на домашние матчи любимого клуба. Всего «фанаты без границ» тратят на такие поездки, а также на посещение любимых стадионов € 8,75 млрд. каждый год – одну четверть общих расходов;

-     треть «фанатов без границ» бронируют путешествия с единственной целью – посмотреть матч или посетить стадион, что в результате оказывает позитивное влияние на развитие туризма. Одна пятая часть фанатов намеренно совмещает посещение матча с коротким туром по городу или включает посещение игры в ежегодный отпуск;

-     в общей сложности города, принимающие «фанатов без границ» во время проведения матчей, зарабатывают около € 4,5 миллиарда за сезон [8].

4. Глобализация. Институт спорта, бизнеса и общества европейской бизнес школы (EBS) в Германии выявил три мега-тренда, которые привели к   появлению футбольного туризма. Во-первых, повышение мобильности – поскольку международные путешествия стали более простыми и недорогими, зарубежные клубы больше не находятся вне досягаемости. Во-вторых, новые медиаканалы дали возможность фанатам получить лёгкий доступ к информации клуба и связаться с фанатами за границей, и в результате "фанаты без границ" чувствуют себя более вовлечёнными в жизнь клуба. В-третьих, появление звёздных игроков и тренеров со статусом «селебрити» больше не ограничено языковыми и культурными различиями, и это способствует сплочению фанатов из разных стран.

5. Маркетинговый аспект. Развитие футбола, участие футбольных команд и проведение в стране различных европейских и мировых матчей, создание уникальных музеев футбола, приводит к позиционированию позитивного имиджа страны и благоприятно влияет на развитие не только футбольного, но и других видов туризма. Чаще всего туры на футбол совершаются в страны, которые обладающие мировой футбольной известностью. К ним можно отнести Англию, Германию, Бразилию, Францию, Испанию и Италию.

Однако настоящих болельщиков и любителей футбола нужно готовить, чтобы они достойно представляли в других странах свою страну. Для этого имеются специальные спортивные лагеря, которые позволяют решать задачи интеллектуального и физического развития молодых людей. 

Такие лагеря могут носить и международный характер, тогда молодежь имеет уникальную возможность познакомиться со своими сверстниками из других стран и получить дополнительную языковую практику. Такой комплексный подход к организации спортивных лагерей позволяет снять напряженности в общении молодежи из разных стран и способствует повышению культурного уровня всех участников. 

Из таких молодежных спортивных лагерей выходят хорошо обученные и культурные футбольные туристы, которые достойно представляют страну на различных международных футбольных турнирах. И это способствует укреплению положительного имиджа  страны за рубежом.

Выводы. Итак, одной из стратегий развития пассивного спортивного туризма может стать формирование и предоставление футбольных туров на международном рынке спортивных услуг. Под влиянием различных факторов футбольный туризм становится современной тенденцией в мире. Развитие футбольного туризма оказывает положительное влияние на имидж страны, экономический рост доходов страны не только от туризма, но и сопутствующих отраслей, а также на развитие других видов туризма. 

Ссылки на источники: 

  1. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.
  2. Любіцева О.О. Туризмознавство: вступ до фаху: підручник / О.О. Любіцева, В.К. Бабарицька. - К.: Видавничо-поліграфічний центр "Київський університет", 2008. - 335 с.
  3. Мальська М.П. Менеджмент туризму. Вступ до спеціальності / М.П. Мальська, В.В. Худо. - Л.: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2002. - 295 с.
  4. Мальська М.П. Туристичне країнознавство. Європа / М.П. Мальська, М.3. Гамкало, О.Ю. Бордун. - К: Центр учбової літератури, 2009. - 224 с.
  5. Туры в Испанию для любителей футбола [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.msk-guide.ru/footboll_tur.htm. Заглав. с титульного экрана.
  6. Футбольный туризм [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://orienta-spb.com/futbol-ny-j-turizm. Заглав. с титульного экрана.
  7. Футбол приносит огромный доход [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goal.net.ua/newsgoalnet/Futbolnie_turi_prinosjat_ogromnij_dokhod. Заглав. с титульного экрана.
  8. Исследователи подсчитали расходы футбольных болельщиков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fc-manager.ru/content/ issledovateli-podschitali-raskhody-futbolnykh-bolelshchikov. Заглав. с титульного экрана.