Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросу воспитания детей в многодетной семье. В статье проанализированы результаты исследования на выявление степени родительского отношения и проявления заботы к детям младшего школьного возраста в многодетных и однодетных семьях.
Ключевые слова: взаимоотношения детей и родителей, многодетная семья, однодетная семья. 

Семья является значимой средой формирования личности и главным институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. Современная семья обладает рядом особенностей. Сложная социальная ситуация в стране, неуверенность в завтрашнем дне убеждают молодые семьи, что большое количество детей влечет за собой большие проблемы, поэтому большинство молодых супругов не стремятся к созданию многодетной семьи. Следует отметить, что в зависимости от того, в какой семье воспитывается ребенок, строятся его отношение к окружающим людям, формируются взгляды. И здесь состав семьи играет немаловажную роль. Есть предположение, что ребенок из многодетной семьи получает далеко не самое плохое воспитание, в силу того, что он находится под присмотром старших братьев (сестер). Взрослые не могут уделить внимания всем свои детям в равной доле, но они стараются дать им хорошее воспитание [1].

Мы проводили исследование, в котором приняли участие 20 семей: 10 многодетных семей и 10 однодетных семей. Для проведения диагностики мы воспользовались следующими методиками: «Моя забота о ребенке» [5] и «Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варга, В. В. Столиным [6]. Наше исследование было направлено на то, чтобы выявить степень родительского отношения и проявления заботы к детям младшего школьного возраста в разных семьях.

Тест «Мера заботы о ребенке» содержит 15 утверждений. Родителям следовало проанализировать вопросы, выставить свой балл по заданной шкале. Результаты получились следующие: многие родители заняли верную позицию в воспитании своих детей (80% многодетные семьи; 70% однодетные семьи) по данному уровню. Они набрали от 25-40 баллов, это говорит о том, что их дети получают достаточно внимания и заботы, при этом имеют возможность проявлять независимость и взрослость.

Высокий уровень (40 баллов и выше) наблюдается и в многодетных (10%), так и в однодетных (20%) семьях. Это говорит о том, что усилия взрослых направлены на то, чтобы интересы ребенка были надежно защищены. Ребенок личностно зависит от родителя, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

Меньше 25 баллов показали родители многодетной семьи (10%), а ответы родителей однодетной семьи составили 20 %. Это говорит о том, что взрослые мало уделяют внимания вопросам воспитания своего ребенка. Они больше сосредоточены на проблемах, связанных с работой или на трудностях, касающихся супружеских взаимоотношений. Эти данные отображены на рис. 1. 

 Рис. 1. Результаты теста «Мера заботы о ребенке» 

В методике «Тест-опросник родительского отношения (ОРО)» следовало ответить на вопросы и выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет». Анализируя результаты теста среди многодетных семей, можно выделить следующие: высокие показатели родительского отношения у многодетных родителей из данной выборки получены по шкале: принятие/отвержение (68%), то есть родители любят ребенка таким, какой он есть. Взрослые уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Они стремятся проводить много времени вместе с ним, одобряют его интересы и планы.

Высокие баллы у многодетных семей получены по шкале кооперация (61%) – это означает, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком. Также высокие баллы получены по шкале симбиоз (58%). Данная шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

Низкие баллы у многодетных семей получены по шкале контроль (48%). Контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Низкие баллы также получены по переменной маленький неудачник (38%), родители данной выборки не склонны инфантилизировать своего ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Эти данные отображены на диаграмме (Рис. 2). 

Рис. 2. Среднее значение показателей родительского отношения в многодетной семье

Анализируя результаты по данному тесту среди однодетных семей, можно выделить следующее: высокие оценки, полученные по шкале принятие/отвержение (64%), говорят о том, что у взрослых выражено положительное отношение к ребенку. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы.

Высокие баллы получены по шкале симбиоз (62%). Данная шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком.

Высокие баллы получены по шкале гиперсоциализация, данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка (57%). При высоком балле по этой шкале в отношении родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Взрослый требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Средние баллы получены по шкале кооперация (51%) – это означает, что данный показатель на среднем уровне. Взрослые проявляют интерес к тому, что интересует ребенка, оценивают способности ребенка, стараются быть на равных с ребенком. Низкие баллы поучены по переменной маленький неудачник (31%). Родители данной выборки не склонны инфантилизировать своего ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Данные наглядно представлены на диаграмме (Рис. 3). 

Рис. 3. Среднее значение показателей родительского отношения в однодетной семье 

В ходе исследования было доказано, что дети младшего школьного возраста, которые воспитываются в многодетных семьях получают хорошее воспитание. Семья проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу. По сравнению с детьми, которые воспитываются в однодетных семьях, у детей из многодетных семей развита такая форма сотрудничества, как кооперация. Это говорит о том, что у ребенка наблюдается наличие таких качеств, как: дружелюбие, взаимопомощь, поддержка, понимание, забота к ближнему, терпеливость, толерантность. Следует отметить, что уровень контроля за ребенком в этих семьях на низком уровне. Это не совсем хороший показатель, но если старшие братья (сестры) присмотрят за ребенком, позанимаются с ним, пока родители заняты делами по дому или находятся на работе, то проблем с нарушением дисциплины и порядка в доме не будет. Но независимо в многодетной или однодетной семье воспитывается ребенок, все зависит от уровня воспитания в этой семье, от непосредственной работы ребенка с родителями. Важно не забывать родителям о своих детях, уделять и должное внимание, дать качественные знания, которые пригодятся им, когда они покинут отчий дом. Поэтому, если в многодетной семье удается построить правильные доверительные отношения между родителями и ребенком, то сформируется правильный человек – личность, который хорошо социализируется к условиям жизни в обществе.

Ссылки на источники

  1. Аседова Э. М. Многодетная семья и ее проблемы / Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. [Текст] / Под ред. З. М. Магомедовой. – Махачкала: ДГПУ, 2005. – 338 с.
  2. Дружинин В. Н. Психология семьи [Текст] / 3-е изд – СПб.: Санкт-Петербург, 2006. – 176 с.
  3. Качина А. А. Воспитание в многодетной семье [Электронный ресурс] / А. А. Качина // Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ». 15.02.2012 – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/
  4. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности [Текст] – М.: Мысль, 2007. – 352 с.
  5. Тест Мера заботы о ребенке [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://inna.21413s14.edusite.ru/ - свободный. 15.03.2015
  6. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/ - свободный. 15.03.2015