Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста. В статье приведены итоги диагностики детей младшего школьного возраста на сформированность установок на ЗОЖ, описаны основные задачи программы по формированию установок на здоровый образ жизни у младших школьников и результаты ее реализации.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, установки на ЗОЖ, младший школьный возраст. 

В настоящее время проблема формирования установки на здоровый образ жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает важным условием продуктивного творчества, труда и воспитания младшего школьника. В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания потребности в здоровом образе жизни у младших школьников представляет особый интерес для исследователей и является чрезвычайно актуальной. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма [7].

Существует множество подходов к определению понятия здоровый образ жизни. Например, Б. Н. Чумаков [12] определяет здоровый образ как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. Н. В. Решетников и Ю. Л. Кислицын [6] в своих работах рассматривают здоровый образ жизни как такой образ жизни, при котором сохраняются или расширяются резервы организма. Ю. И. Евсеев [1] характеризует здоровый образ жизни как мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций. Проанализировав эти определения, можно сделать вывод об их общей черте, которая заключается в том, что здоровый образ жизни предполагает сохранение и преумножение здоровья. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии Ю. П. Лисицын [6], экологии З. И. Тюмасева [12] и педагогики Г. К. Зайцев [3], Ю. Ф. Змановский [4], Л. Г. Татарникова [11].

Для выявления состояния проблемы в реальной практике нами было организовано исследование на базе МОУ СОШ с УИОП №10 им. К. Э. Циолковского г. Кирова. В анкетировании приняли участие 50 респондентов в возрасте от 8 до 10 лет. Для проведения исследования был применен следующий инструментарий: анкета, составленная на основе методики для выявления знаний учащихся о здоровом образе жизни Е. В. Бредихиной «Анкета, для выявления знаний учащихся о ЗОЖ» [1].

После проведения анкетирования мы проанализировали результаты по следующим направлениям: представление о здоровом образе жизни, режим дня и его организация, роль спорта в жизни ребенка, знание правил гигиены. Эти показатели были выделены на основе анализа психолого-педагогической литературы. Проанализировав анкету по 4 основным показателям можно сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста имеют не полное представление о здоровом образе жизни. Результаты анкетирования в процентном соотношении представлены в Таблице 1.

Проанализировав результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста сталкиваются с трудностью в формулировке определения «здоровый образ жизни», в организации и соблюдении режима дня, а также у большей части респондентов отсутствует полностью или частично мотивация к занятию спортом и физкультурой. 

Таблица 1:

Распределение респондентов по уровню знаний в соответствии с показателями ЗОЖ 

Показатель

Уровень знаний

Представление о ЗОЖ(%)

Режим дня и его организация(%)

Роль спорта в жизни ребенка(%)

Знание правил гигиены(%)

Низкий уровень знаний

42

18

12

10

Средний уровень знаний

40

46

40

18

Высокий уровень знаний

18

36

48

72

 У 42% респондентов низкий уровень по показателю «представление о ЗОЖ», это означает, что они не знают, что входит в понятие ЗОЖ. Средний уровень знаний по показателю «представление о ЗОЖ» мы выявили у 40% респондентов, это означает, что дети не в полной мере знакомы с понятием ЗОЖ. 18% респондентов имеют высокий уровень знаний по показателю «представление о ЗОЖ», это говорит о том, что школьники в полной мере знают, что такое здоровый образ жизни.

У 18% опрашиваемых был выявлен низкий уровень знаний по показателю «режим дня и его организация». Результаты свидетельствуют о том, что эти респонденты не могут составить режим дня и успешно его соблюдать. 46% респондентов показали средний уровень по показателю «режим дня и его организация», это говорит нам о том, что половина опрашиваемых знает основы составления режима дня и его осуществления. У 36% респондентов был выявлен высокий уровень знаний по данному показателю, это значит, что опрашиваемые школьники знают, как составить свой режим дня, и могут самостоятельно его соблюдать.

Анализируя результаты по показателю «роль спорта в жизни ребенка» можно сделать вывод, что 12% всех респондентов фактически не занимаются и не любят занятия спортом. У 40% опрашиваемых выявлен средний уровень знаний по данному показателю, это показывает нам что школьники, входящие в эту группу частично занимаются спортом, не систематично. А у 48% респондентов был выявлен высокий уровень знаний по показателю «роль спорта в жизни ребенка», поэтому результату можно с уверенностью сказать, что у детей этой группы присутствует физическая нагрузка систематически.

Анализируя данные по показателю «знание правил гигиены» было выявлено, что у 10% опрашиваемых низкий уровень знаний, это говорит нам о том, что эти респонденты не знают правила гигиены или просто не считают нужным их соблюдать. Средний уровень знаний у 18% школьников, это значит, что эти респонденты знают частично правила гигиены и также их соблюдают не систематично. А у 72% респондентов высокий уровень знаний по данному показателю, в связи с этим можно утверждать, что большее количество детей приучены соблюдать правила личной гигиены в системе.

Из анализа полученных данных следует что, у большого количества младших школьников не сформировано четкое представление о здоровом образе жизни, также при этом мы видим, что у испытуемых средний уровень знаний о режиме дня и его организации и о роле спорта в жизни. После получения результатов исследования мы разработали программу по формированию установок на здоровый образ жизни у младших школьников «Новое поколение выбирает ЗОЖ». Необходимость разработки программы продиктована недостаточным пониманием учащимися сути здорового образа жизни, незнанием того как составить режим дня и как его соблюдать и отсутствием мотивации к занятиям спортом.

Целью данной программы является формирование у детей основ здорового образа жизни, режима дня и гигиенических норм. Программа составлялась с использованием разработок Г. К. Зайцева [3], Ю. Ф. Змановского [4], А. С. Солодкова [9], А. Г. Сухарева [10], З. И. Тюмасева [12].

Разработанная программа реализует образовательные, воспитательные и развивающие задачи. В результате реализации программы «Новое поколение выбирает ЗОЖ» создаются условия достижение обучающимися воспитательных результатов двух уровней:

-     первая ступень результатов – усвоение обучающимися знаний о правилах и основах здорового образа жизни, о необходимости соблюдения личной гигиены, о структуре ежедневной физической нагрузки;

-     вторая ступень результатов – получение обучающимися опыта составление своего режима дня и самостоятельного соблюдения правил гигиены.

Содержание программы предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей младшего школьного возраста в поисковую работу, в отработку знаний, навыков о здоровом образе жизни и направлено на развитие личности обучающегося через установку на безопасный, здоровый образ жизни на основе освоения универсальных учебных действий.

Используемые в программе формы и методы носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме формирования здорового образа жизни, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения.

В соответствии с этим был осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые способствовали бы формированию у младших школьников внутренней картины здорового образа жизни. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений о здоровом образе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации второго педагогического условия осуществляется нами посредством использования дискуссионных методов организации учебно-познавательной деятельности младшего школьника.

Таким образом, ориентирование младшего школьника на здоровый образ жизни через реализацию совокупности педагогических условий, методов, приемов и средств информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного характера может осуществляться в образовательном процессе школы и способствовать решению проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

-     расширить представление учащихся о здоровом образе жизни;

-     познакомить учащихся с понятием «режим дня», для чего нужно соблюдать режим;

-     разъяснение роли спорта в жизни человека;

-     систематизировать знания о правилах личной гигиены.

Данная программа была реализована в течение одной четверти учебного года. Занятия проводились еженедельно, одно занятие составляло 45 минут. Занятия были организованны в групповой форме. Методами для реализации программы мы выбрали беседу, лектории и викторину.

Ожидаемые результаты программы: у младших школьников сложится полное представление о здоровом образе жизни, учащиеся научатся составлять свой режим дня и поймут, как его соблюдать, повысится мотивация к занятиям спортом, узнают правила гигиены и начнут осознанно их соблюдать.

Для оценки эффективности программы мы модифицировали и использовали диагностику М. В. Гребневой «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни». После реализации программы была проведена диагностика, по результатам которой можно отметить положительную динамику и стабильность результатов по основным направлениям реализации программы. Результаты представлены в таблице 2. 

Таблица 2

Распределение респондентов по уровню знаний в соответствии с показателями ЗОЖ после реализации программы 

Показатель

Уровень знаний

Представление о ЗОЖ(%)

Режим дня и его организация(%)

Роль спорта в жизни ребенка(%)

Знание правил гигиены(%)

Низкий уровень знаний

10

7

9

0

Средний уровень знаний

40

53

50

18

Высокий уровень знаний

50

40

41

82

Проанализировав результаты, полученные в ходе итоговой диагностики можно сделать выводы о том, что дети стали более четко формулировать, что такое здоровый образ жизни и чем он важен, поняли, как составить свой собственный режим дня и как его успешно соблюдать. Мотивацию к спорту же нам удалось повысить только до среднего уровня.

В среднем низкий уровень по всем показателям ЗОЖ уменьшился до 6,5%, это может говорить о том, что реализация программы не смогла заинтересовать данную часть респондентов. Средний уровень знаний по всем показателям увеличился до 40,3%, это говорит о том, что у детей все еще существуют вопросы и затруднения по данной теме. Увеличилось количество респондентов с высоким уровнем знаний до 53,2%, данное количество респондентов полной мере имеют представление о ЗОЖ.

В заключение подчеркнём, что формирование установки на здоровый образ жизни у младших школьников - важнейшая социально-педагогическая задача. Ведь именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. 

Ссылки на источники

  1. Бредихина Е.В. Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников - важное направление в современной школе. [Электронный ресурс] / Е.В.Бредихина. - URL: http://nsportal.ru/bredihina-elena-viktorovna/, свободный (дата обращения 18.09.15)
  2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 382 с.
  3. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. - СПб., 1994. - 78 с.
  4. Змановский Ю.Ф.  К здоровью без лекарств - М.: Советский спорт, 1990. - 69 с.
  5. Корченов В. В. Социологические проблемы здорового образа жизни. - М., 1998. - 274с.
  6. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины Критич. анализ: [Перевод]. - Ханой Медицина Б. г., 1988. -  323 с.
  7. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пос. для студ. сред. проф. учеб. заведений. М., 2002.
  8. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь, СГУ, 2010. – 111с.
  9. Солодков А.С. Есина Е.М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга. // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. – 2011, № 1-2 , С. 12-15.
  10. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.  – М.: Медицина, 2010. – 270 с.
  11. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и Ко, 1995. - 415 с.
  12. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: Монография. - Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2003. - 264 с.
  13. Чумаков Б. Н., Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.