Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассмотрены особенности эмпатии у подростков. Проанализированы результаты исследования эмпатии у подростков. Охарактеризована роль эмпатии в становлении личности подростка.
Ключевые слова: эмпатия, особенности эмпатии подростков, роль эмпатии в развитии личности.

Подростковый возраст заинтересованно изучается исследователями на протяжении десятков лет. В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в подростковом периоде. Развитие эмпатии в подростковом возрасте имеет важное значение, поскольку нравственные ценности, новые взгляды на жизнь и отношения с другими людьми, жизненные перспективы интенсивно развиваются.

Подросток находится в процессе непрерывного поиска своего «Я», которое характеризуется неустойчивостью, проявляющейся в сменяющих друг друга качествах, так активность сменяется слабостью и пассивностью, самоуверенность застенчивостью, эгоизм может переходить в эмпатию и альтруизм, веселое настроение сменяется апатией и т.п.[1]

Изучением эмпатии занимались Н. И. Волчкова, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов и ряд других авторов. Они рассматривали следующие аспекты эмпатии: понятие, структуру, уровни развития, особенности проявления. Особое внимание уделяют исследованию эмпатии в подростковом возрасте [2-4].

Несмотря на то, что в современной науке широко представлены исследования эмпатии, интерес ее изучения в подростковом возрасте не теряет своей актуальности. Сложность изучения особенностей проявления эмпатии у подростков обуславливается возникновением противоречия: в этом возрасте происходит масса изменений, что позволяет считать этот период сенситивным для развития эмпатии, однако, подростки характеризуются и эмоциональной неустойчивостью, осложняющей результативность данного процесса [2].

Следует отметить и тот факт, что подростки конфликтны, импульсивны, они редко обращают внимание на жизненные обстоятельства, эгоистичны. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – общение. Именно оно способствует формированию навыков межличностного взаимодействия и установления контактов с окружающими людьми. Поэтому существует необходимость изучения эмпатии в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это период противоречий, одним из которых является легкая возбудимость, быстрая смена настроения, но в то же время умение управлять своими чувствами и эмоциями. Подростки начинают глубже переживать различные события, чувства становятся более устойчивыми, более широкий круг явлений социальной действительности вызывает у подростка эмоциональный отклик. Среди подростков возникают особые требования к дружеским отношениям: отзывчивость, умение хранить тайну, понимать, сопереживать, стараться помочь.

Межличностные отношения подростков возникают и складываются на эмоциональной основе, на чувствах, которые возникают у них по отношению друг к другу, к родным, знакомым. Впечатления о человеке играют важную роль при построении общения с ним, достижения взаимопонимания. Особое место в данном возрасте отводится эмпатии как способности эмоционального отклика на проблемы другого человека. Она способствует установлению баланса в межличностных отношениях, выступает как способ понимания другого человека [5].

Многие авторы считают, что эмпатия – это личностное свойство, которое можно целенаправленно формировать и развивать, поскольку оно имеет социальную природу. В этом случае эмпатия – это качество, которое ведет к развитию гуманистических ценностей личности, сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих ее признаков [6].

И. М. Юсупов дает следующее понятие эмпатии – это целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта [7, с.21]. Другими словами, эмпатия – это  сочувствие, сопереживание другому человеку, умение видеть его настроение. Феномен эмпатии имеет социально – психологическое происхождение и многоуровневую структуру, в которую входят такие уровни как психологические, психофизиологические и социально-психологические, и предстает как свойство личности, процесс и состояние. Эмпатия состоит из разных процессов, одним из которых является эмпатийное понимание. Как любой процесс эмпатийное понимание имеет свою специфику. Эмпатийное понимание в психологии рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов [8].

Основными компонентами эмпатии являются эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет рациональное восприятие другого человека. Эмпатию можно рассматривать как умение выражать свое представление об эмоциональном состоянии другого человека или его точки зрения, не прибегая к каким-либо рассуждениям. Негативная реакция и оценка того, что переживает и чувствует собеседник в данный момент, не исключают положительного к нему отношения. Кроме того, испытывая или проявляя эмпатию по отношению к другому, можно оставаться эмоционально нейтральным [9].

Н. И. Волчковой было проведено исследование подростков, общее число респондентов составило 96 человек. Результаты ее исследования представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Выраженность уровней эмпатии в выборке испытуемых 

На рисунке 1 проиллюстрировано, что треть респондентов обладает низким уровнем эмпатии, примерно половина имеет средний уровень, что свидетельствует о необходимости развития эмпатии в подростковом возрасте.

Для подростков с разным уровнем развития эмпатиии характерны свои особенности. Если подросток умеет прощать окружающих, мало конфликтен, старается искать компромиссные решения, адекватно реагирует и способен переносить критику в свой адрес, то мы можем говорить о высоком уровне эмпатии. Кроме перечисленных характеристик высокий уровень эмпатии предполагает чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, чувства и интуиция стоят на первом месте. Такие подростки большую часть времени проводят в компании людей, много общаются. Среди минусов можно отметить, что подростки с высоким уровнем эмпатии постоянно нуждаются в одобрении своих действий не только со стороны родителей, друзей, близких, но и со стороны незнакомых людей, и расстраиваются, если его не получают. При выполнении точной и кропотливой работы подростки не всегда аккуратны и внимательны.

Если подросток судит о других людях по их поступкам, не обращая внимания на личное впечатление, сложившееся о человеке, высказывает свое мнение в компании только тогда, когда уверен в его принятии остальными, то уровень эмпатии средний. Такому подростку не чужды проявления эмоций, но они стараются держать их под контролем и редко проявляют. В общении такие подростки внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, однако, если собеседник проявляет излишние чувства и эмоции они теряют терпение. При просмотре фильмов и чтении художественных произведений переживания героев, их чувства не играют для них важной роли, а следят за их поведением. Подросткам со средним уровнем эмпатии не характерна спонтанность, они не могут прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому случается, что они не понимают поступков других. Они испытывают трудности при восприятии людей, поскольку у них  отсутствует раскованность чувств.

Для подростков с низким уровнем развития эмпатии свойственно испытывать затруднения в установлении контактов с людьми, они неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся подросткам с низким уровнем эмпатийности непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такие испытуемые являются сторонниками точных формулировок и рациональных решений. Как правило, у таких подростков мало друзей, а из тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Подростки чувствуют свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют их вниманием [2].

Для диагностики эмпатии в подростковом возрасте подходят такие методики, как «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, позволяющая определить уровень развития эмпатии и значимость конкретного параметра в структуре эмпатии, «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, помогает определить не только уровень эмпатии, но и тех, по отношению к кому она проявляется, так же используется методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [10,11].

Исследованием психологических особенностей эмпатии у подростков так же занималась С. М. Ситяева. В своем исследовании она выявила ряд взаимосвязей между особенностями эмпатии подростков и их отношением к членам семьи и животным.

С. М. Ситяева установила, что особенности отношений подростков с матерью в большей степени влияют на уровень эмпатии: чем ближе эмоциональная связь с матерью, тем более эмпатийным является подросток в целом, а также его эмпатия проявляется к окружающим.

С возрастом у подростков общий уровень эмпатии повышается, за счет общения со сверстниками, новых знакомств [12]. Развитая эмпатия — один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют тонкого понимания партнера по общению, способности ощущать душевное состояние другого человека, умения ставить себя на его место в самых трудных ситуациях: в управлении, в торговле, в сфере обслуживания, в психологии, педагогике, медицине и т. д.

Таким образом, эмпатия играет важную роль в становлении личности подростка. Она способствует установлению межличностного взаимодействия, определяет нравственные качества, круг общения подростка. С ее помощью подросток приобщается к миру переживаний других людей, формирует представление не только о своих ценностях, но и о ценностях других людей. 

Ссылки на источники

  1. Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл. - М.: 2000. – 280 с.
  2. Волчкова, Н.И. Особенности эмпатии у современных подростков // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705 (дата обращения: 25.09.2015)
  3. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.// Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С.147-158
  4. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. доктора психол. наук И.М. Юсупов. – Спб.: 1995. – 252 с.
  5. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреев. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 376с.
  6. Бенеш, Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество // Альманах современной науки и образования. – 2007. – №1. – С. 49-51
  7. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
  8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Просвещение, 1976. – 276 с.
  9. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  10. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
  11. Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
  12. Ситяева, С.М. Психологические особенности эмпатии подростков // Амурский научный вестник. – 2013. – №3. – С. 151-158