Аннотация. Статья посвящена особенностям проявления и профилактики игровой компьютерной зависимости младших школьников. В статье приведены данные исследования игровой компьютерной зависимости младших школьников и разработано тематическое планирование по профилактике игровой компьютерной зависимости.
Ключевые слова: профилактика игровой зависимости, особенности проявления, зависимости младших школьников.
Активный рост компьютерных технологий в настоящее время накладывает отпечаток на воспитание личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр заполняют воспитательное пространство, к котором находятся дети. Однако чрезмерное увлечение работой за компьютером, может привести к так называемой компьютерной зависимости.
Исследования ученых показывают, что проблема раннего предупреждения игровой компьютерной зависимости актуальна. Организуемые профилактические работы должна быть ориентированы, как на саму личность младшего школьника, так и на три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семью, образовательное учреждение и досуговые общности, включая микросоциальное окружение ребенка. Посредством организации среды возможно защитить личность младшего школьника, предупредить формирование зависимостей, в том числе игровой компьютерной.
Исследованием компьютерной зависимости занимались такие зарубежные психологи, как М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг Т. Больбот. Авторы рассматривают компьютерную зависимость как патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Они указывают на то, что формирование компьютерной зависимости возникает не только из-за необходимости в уходе от реальности, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям авторы относят характер, который определяет устойчивое поведение человека [1, с. 4-10].
Основными признаками, характерными для начала формирования игровой зависимости, которые должны насторожить педагогов и родителей, являются следующие: постоянная вовлечённость; увеличение времени, проводимого в ситуации игры в ущерб другим занятиям; вытеснение прежних мотиваций игровой; неспособность прекратить игру – потеря контроля; появление состояния психического дискомфорта при невозможности приступить к игре или необходимости её прекратить; эмоциональный подъём в ситуации предвкушения игры; эмоциональное отчуждение; пренебрежение правилами гигиены; нарушения памяти, внимания; расстройство сна [3, с. 69–75].
Очень часто у детей младшего возраста под воздействием компьютерных игр формируется аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением изменяя свое психическое состояние уйти от реальности. При этом ребенок перестает решать важные для себя проблемы и тормозит свое личностное развитие. Увлечение компьютером приводит к снижению интереса ребенка к игре обычными игрушками, он стремится «нырнуть» в виртуальный мир. Самыми опасными, но при этом и самыми интересными для детей считаются ролевые компьютерные игры, часто они формируют устойчивую психологическую зависимость, приводят к дезадаптации [2, с. 956-958].
Co временем школьник становится стеснительным, перестает интересоваться школой, сверстниками, реальной жизнью, замыкается в себе. У него ухудшается аппетит, повышается раздражительность, снижаются успеваемость и работоспособность. И если своевременно не помочь ребенку выбраться из этой пучины, то в дальнейшем может возникнуть серьезная психологическая травма[4, с. 71-73].
Нами было проведено исследование, направленное на профилактику компьютерной зависимости младших школьников. Исследование проходило в два этапа: проведение анкеты, позволяющей определить предпочтения и степени увлечённости младших школьников компьютерными играми; проведение теста с родителями для установления наличия компьютерной зависимости младших школьников.
В первом исследовании приняли участие 26 человека в возрасте 8-9 лет. При обработке ответов мы получили следующие результаты: большинство младших школьников увлекаются компьютерными играми, но они в их жизни не занимают особого места. Все ребята проводят за компьютером немного времени. Большинство детей увлекаются такими играми, у которых есть своя специфика, а именно: они в наибольшей степени влияют на психику, есть определенная глубина «вхождения» в игру, а также предполагается мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности.
Далее нами был проведен тест с родителями для установления наличия компьютерной зависимости младших школьников. Автором методики является И.С. Хирьянов. В данном исследовании приняли 22 родителя.
При обработке ответов мы получили следующие результаты. На вопрос «Как часто ваш ребенок играет за компьютером?» 12% родителей ответили, что каждый день, 5% –через день, когда нечем заняться –73%. На вопрос «Сколько времени он тратить на компьютерные игры?» 42% ответили, что 1-2 часа; 58% – час минимум. На вопрос «Кто выключает компьютер ребенка?» 10 % ответили, что выключают родители, 21% – отключают они, иногда ребенок, 79% – выключает ребенок. На вопрос «Прогуливает ли ваш ребенок учебу или другое важное мероприятие ради того чтобы поиграть за компьютером?» все родители ответили что нет. На вопрос «Делиться ли ваш ребенок впечатлениями, о какой либо компьютерной игре с вами?» 31% ответили – да, постоянно, 47% – иногда рассказывают, 22% – редко, почти никогда. На вопрос «Какую роль в жизни ребенка играет компьютер?» 9% родителей ответило, что это для него всё, 40% – значит много, но есть много других вещей, которые для него важны не меньше, 51% – ребенок не интересуется компьютером.
При подсчете количества баллов за каждый ответ было выявлено у 84% семей дети не находятся в зоне риска компьютерной зависимости, а у 16% семей ребенок не страдает компьютерной зависимостью, но расположен к ней.
Таким образом, можно сделать вывод, что в данной группе необходимо провести профилактику игровой компьютерной зависимости.
На основе полученных данных была составлена программа по профилактике игровой компьютерной зависимости младших школьников.
Цель программы: профилактика компьютерной зависимости младших школьников и изменение ценностного отношения младших школьников окружающей действительности.
Задачи программы:
- Провести диагностику с целью выявления степени зависимости младших школьников от компьютерных игр.
- Предоставление информации родителям о негативных последствиях игровой зависимости.
- Увеличить интерес детей к различным сферам досуговой деятельности.
Ожидаемые результаты:
1) уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;
2) информированность родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;
3) увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности.
Представим тематическое планирование по программе (Таблица 1).
Таблица 1
Тематическое планирование профилактики компьютерной зависимости среди детей младшего школьного возраста
№ |
Содержание |
Количество часов |
Ответственные |
|
1 |
I БЛОК. Работа с родителями
|
Занятие 1. Тестирование родителей |
30 минут
|
Социальный педагог |
Занятие 2. «Компьютерные игры – что это?» |
1 час |
Социальный педагог |
||
Занятие 3. «Виртуальный мир» |
30 минут |
Социальный педагог |
||
Занятие 4. «Виртуальный мир» |
1 час |
Социальный педагог |
||
Занятие 5. Ознакомление с результатами тестирования и рекомендации по профилактике компьютерной зависимости |
1 час |
Социальный педагог |
||
|
|
Всего 5 часов |
|
|
2 |
II БЛОК. Работа с детьми. |
Занятие 1. «Степень увлеченности детей компьютерными играми» |
40 минут |
Социальный педагог |
Занятие 2. «Роль компьютера в твоей жизни» |
40 минут |
Социальный педагог |
||
Занятие 3. «Мое любимое занятие в свободное время» |
40 минут |
Социальный педагог |
||
Занятие 4 «Виртуальный мир» |
30 минут |
Социальный педагог |
||
Занятие 5 «Виртуальный мир» |
40 минут |
Социальный педагог |
||
Занятие 6. «Компьютерные игры в моей жизни» |
1 час |
Социальный педагог |
||
Занятие 7. «Компьютер - друг или враг?» |
40 минут |
Социальный педагог |
||
Занятие 8 «Суд над компьютерными играми» |
2 часа |
Социальный педагог |
||
Занятие 9. Итоговое анкетирование |
40 минут |
Социальный педагог |
||
|
|
Всего 7 ч. 50 мин. |
|
Таким образом, для целостного решения проблемы формирования здорового образа жизни учащихся, школьным педагогам необходимо предпринимать своевременные меры по профилактике и предупреждению зависимости учащихся от компьютерных игр, начиная с младшего школьного возраста проводить активную работу по просвещению родителей учащихся, обеспечивая активное включение детей и их родителей в различные деятельности.
Ссылки на источники
- Волкова, Е Н. Оценка распространённости игровой компьютерной зависимости у младших подростков [Текст]/ Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. – 2014. –№3. – C.4-10.
- Гриффит, В. Bиртyaльный мир рождает реальные болезни / B. Гриффит // Финансовые известия. – 1996. – № 54. – С. 27.
- Жукова М. В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 1. – С. 69–75.
- Шавыркина, Е. В. Особенности проявления игровой зависимости в школьном возрасте [Текст]/ Е. В. Шавыркина// Гуманитарные науки и образование. – 2010. – №1. – С. 71-73.