Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассмотрены причины возникновения игровой компьютерной зависимости, стадии формирования игровой компьютерной зависимости. Охарактеризованы результаты диагностики, сделан вывод о проблеме игровой компьютерной зависимости у младших подростков.
Ключевые слова: игровая компьютерная зависимость, причины возникновения игровой компьютерной зависимости, стадии игровой компьютерной зависимости. 

В настоящее время телекоммуникационные и информационные технологии играют большую роль в жизни человека. Бесспорно, такие технологии существенно облегчают  жизнь людей, но наряду с положительным влиянием, они так же несут негативное влияние в жизнь человека. Помимо проблем со здоровьем таких, как нарушение осанки и ухудшение зрения, у некоторых людей, в частности у детей, возникает такое психологическое расстройство, как игровая компьютерная зависимость. Аналитическая компания Newzoo, разместила результаты своих исследований, проведённых на территории России на 2013 год. Исследование показало, что в нашей стране, на текущий день проживают свыше 46 миллионов геймеров. И, к сожалению, Россия занимает первое место в мире по численности PC-игроков среди населения. 6 из 15 российских игроков – это семейные люди, у которых есть дети [1]. К сожалению, дети в настоящее время не меньше взрослых людей проявляют интерес к компьютеру, и как следствие этот интерес перерастает в повседневную деятельность за компьютером, в частности это интернет-серфинг, просмотр мультимедиа, а так же увлеченность компьютерными играми.  Мир компьютерных игр разнообразен, в связи с этим ребенку тяжело удержаться от соблазна. А в свою очередь взрослые не успевают вовремя реагировать на увлечение  своих детей и все чаще обращаются к помощи специалистов.

Игровая компьютерная зависимость представляет собой, болезненное увле­чение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно [3, с. 193]. Как и всякая зависимость, игровая компьютерная зависимость имеет свои причины возникновения. К ним можно отнести:

-        свойство характера – из-за своей ранимости или обидчивости, низкой самооценки подросток находит для себя компьютерные игры, как способ ухода от реальности, а так же от своих проблем;

-        чувство одиночества – в связи с разнообразием компьютерных игр, а в частности с появлением ролевых игр, подросток предпочитает взять на себя роль какого-либо персонажа в компьютерной игре и все чаще заменяет живое общение виртуальным;

-        как следствие других заболеваний: депрессии или шизофрении;

-        способ приспособления к современному жестокому миру - в компьютерных играх подросток может воплотить все те желания, которые не может осуществить в реальном мире;

-        необходимость стереть грань между реальностью компьютера и настоящей реальностью;

-        особенности воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушены отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимания;

-        отсутствие хобби и увлечений [2, с. 73].

Для предупреждения развития игровой компьютерной зависимости выделяют следующие формы и методы профилактики.

Профилактика может включать в себя следующие формы: работа в группах с подростками вне занятий, организация занятий, соучастие и творческое представление в социальной жизни школы, работа с родителями, представление интересов родителей, профессиональная подготовка, консультирование.

Помимо форм профилактики выделяют так же методы. Существует 2 группы методов: педагогические и психологические.

К педагогическим методам относятся: убеждение, упражнение, поощрение, наказание. К психологическим методам: наблюдение, тест, мониторинг, метод экспертной оценки, биографический метод [4, с. 231].

На основании изученных причин игровой компьютерной зависимости, а так же методов и форм профилактики данной зависимости нами была составлена программа профилактика игровой компьютерной зависимости младших подростков. Для выявления эффективности профилактики игровой компьютерной зависимости мы проводили констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Констатирующий эксперимент проводился на 2 группах, с целью выявления игровой компьютерной зависимости у младших подростков.

Для выявления игровой компьютерной зависимости у младших подростков материала был взят тест-опросник «Установление зависимости от компьютерных игр, Интернета». Тест-опросник был модифицирован в соответствии с возрастом учащихся 6 классов. Результаты были интерпретированы в соответствии со стадиями формирования игровой компьютерной зависимости. Выделяют 4 стадии:

  1. Стадия легкой увлеченности. На данной стадии человек не играет в компьютерные игры или же получает удовольствие и позитивные эмоции от компьютерных игр. Игра носит ситуационный характер. 
  2. Стадия увлечения. На данной стадии у человека появляется потребность в компьютерной игре. Если человек не имеет стабильного доступа к компьютеру,  возможны действия  по устранению фрустрирующих факторов. Игра обретает регулярный характер.
  3. Стадия зависимости. Стадия может характеризоваться 2 типами людей. Первый тип – очень любят играть совместно с другими в сети. Игровое побуждение у них носит вид соревнований. Второй тип –  часто играют одни, нужда в игре располагается у них на одной ступени с физиологическими нуждами. Если игрок оторван от компьютера то он  испытывает негативные эмоции, тревогу, раздражительность.
  4. Стадия привязанности. Человек «сохраняет дистанцию» с компьютером, но окончательно оторваться от привычки не в силах. Это может тянуться в течение длительного времени. Так же вероятен  непродолжительный рост игровой компьютерной зависимости ввиду появления новых  игр [5, с. 44-45].

Стадия легкой увлеченности свидетельствует о том, что у подростка нет склонности к игровой компьютерной зависимости, стадия увлечения свидетельствует о тенденции некой склонности к игровой компьютерной зависимости, стали зависимости и привязанности свидетельствует о наличии игровой компьютерной зависимости.

Исходя из этого, результаты данного эксперимента мы получили следующие. Результаты диагностики в первой (экспериментальной группе) занесены в таблицу (Табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностики игровой компьютерной зависимости экспериментальной группы

Стадии игровой компьютерной зависимости

Количество

Проценты

Легкой увлеченности

10

47,6 %

Увлечения

8

38,1 %

Зависимости

3

14,7 %

Привязанности

0

0

 

Проанализировав таблицу, можно сказать, что в экспериментальной группе из 21 испытуемого у 10 младших подростков выявлена стадия легкой увлеченности, у 8 стадия увлечения, и  у 3 стадия зависимости. Следует отметить, что в экспериментальной группе стадия привязанности у младших подростков не выявлена.

Результаты диагностики 2 группы(контрольной) занесены в таблицу (Табл. 2).

Таблица 2

Результаты диагностики игровой компьютерной зависимости контрольной группы

Стадии игровой компьютерной зависимости

Кол-во человек

Проценты

Легкой увлеченности

16

76, 2 %

Увлечения

4

19 %

Зависимости

1

4,8 %

Привязанности

0

0

Проанализировав таблицу, можно сказать, что в контрольной группе из 21 испытуемого у 16 младших подростков выявлена стадия легкой увлеченности, у 4 стадия увлечения, и у 1 стадия зависимости. Следует отметить, что в экспериментальной группе стадия привязанности у младших подростков не выявлена.

По полученным данным диагностики игровой компьютерной зависимости для более полного понимания наличия такой проблемы как игровая компьютерная зависимость в младшем подростковом возрасте составим итоговую таблицу (Табл. 3).

Таблица 3

Итоговая таблица диагностики игровой компьютерной зависимости

Стадии игровой компьютерной зависимости

Кол-во человек

%

Легкой увлеченности

26

61,9 %

Увлечения

12

28,6 %

Зависимости

4

9,5 %

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы получили:

-        В экспериментальной группе из 21 младшего у 11 (52,8 %) младших подростков выявлены 2 и 3 стадии формирования игровой компьютерной зависимости из них у 8 (38,1 %) –  стадия увлечения, у 3 (14,7 %) – стадия зависимости.

-        В контрольной группе из 21 младшего подростка у 5 (23,8 %) выявлены 2 и 3 стадии формирования игровой компьютерной зависимости из них у 4 (19 %) – стадия увлечения, у 1 (4,8 %) – стадия зависимости.

-        Из 42 младших подростков у 16 (38,1 %) из них у 12 (28,6 %) – стадия увлечения, у 4 (9,5 %) – стадия зависимости.

На основании полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что такая проблема как игровая компьютерная зависимость имеет место быть в настоящее время.

После проведения констатирующего эксперимента, был проведен формирующий эксперимент на экспериментальной группе. Он представлял собой реализацию самой программы профилактики. Программа реализовывалась с периодичностью раз в неделю на протяжении полутора месяца. После завершения реализации программы нами был проведен контрольный эксперимент с целью выявления эффективности проведенной нами программы. Результаты экспериментальной группы занесены в таблицу (Табл. 4). 

Таблица 4

Результаты контрольного эксперимента экспериментальной группы

Стадии игровой компьютерной зависимости

Кол-во человек

%

Легкой увлеченности

10

47,6 %

Увлечения

10

47,6 %

Зависимости

1

4,8 %

Привязанности

0

0

По таблице мы видим, что у 10 (47,6 %)  стадия легкой увлеченности, у 10 (47,6 %) стадия увлечения, у 1 (4,8 %) стадия зависимости. При сравнении результатов констатирующего и контрольного эксперимента можно заметить, что после реализации программы профилактики игровой компьютерной зависимости количество младших подростков, у которых выявлена стадия легкой увлеченности не изменилось, количество младших подростков, у которых выявлена стадия увлечения, увеличилось, количество младших подростков  у которых выявлена стадия зависимости уменьшилось.

Таким образом, после реализации программы в экспериментальной группе был выявлен у некоторых младших школьников переход с одной стадии (3 – зависимости) на другую (2 – увлечения).

Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе занесены в таблицу (Табл. 5).

Таблица 5

Результаты контрольного эксперимента контрольной группы

Стадии игровой компьютерной зависимости

Кол-во человек

%

Легкой увлеченности

14

66,6 %

Увлечения

6

28,6 %

Зависимости

1

4,8 %

Привязанности

0

0

По таблице мы видим, что у 14 (66,6 %) выявлена стадия легкой увлеченности, у 6 (28,6 %) выявлена стадия увлечения, у 1 (4,8 %) выявлена стадия зависимости.

При сравнении результатов контрольного эксперимента с результатами констатирующего эксперимента контрольной группы, можно сказать, количество младших подростков со 2 стадией – увлечения увеличилось, соответственно, количество младших подростков с 1 стадией – легкой увлеченности увеличилось.

Таким образом, мы получили следующие результаты:

-        в экспериментальной группе из 21 младшего у 11 (52,8 %) младших подростков выявлены 2 и 3 стадии формирования игровой компьютерной зависимости из них у 10 (47,6 %) – стадия увлечения, у 1 (4,8 %) – стадия зависимости;

-        в контрольной группе из 21 младшего подростка у 7 (33,4 %) выявлены 2 и 3 стадии формирования игровой компьютерной зависимости из них у 6 (28,6 %) – стадия увлечения, у 1 (4,8 %) – зависимости.

На основании изученной психолого-педагогической литературы и проведенных нами 3 экспериментов мы пришли к выводу, что проблема игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте действительно присутствует в нашем социуме, о чем свидетельствует констатирующий эксперимент, проведенный на 41 младшем подростке. Проблема игровой компьютерной зависимоститребует своевременной профилактики. Основываясь на формах и методах профилактики, а так же на особенностях данной зависимости, профилактика игровой компьютерной зависимости может быть достаточна эффективна, о чем свидетельствует формирующий и констатирующий эксперимент. Таким образом, ребенок может быть лишен эмоциональной неустойчивости, нервозности, проблем в общении со сверстниками, а  так же различных болей в теле и других последствий игровой компьютерной зависимости. 

Ссылки на источники:

  1. Грэй, С. Свежая статистика о российских геймерах [Электронный ресурс] // 2013. URL:  http://hi-news.ru (дата обращения: 10.02.2015)
  2. Парфилова, Г. Г. Профилактика компьютерной зависимости в семье [Текст] / Г. Г. Парфилова // Проблемы коррекции и профилактики компьютерной зависимости у подростков группы риска. – 2012. – с.71-76
  3. Шишковец, Т. А.  Справочник социального педагога: 5-11 классы [Текст] / Авт.-сост Т. А. Шишковец – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАШ, 2007. – 336 с.
  4. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика [Текст]: учеб.для студентов вузов/ Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова – М. :ВЛАДОС, 2008. – 447 с.
  5. Юрьева, Л. Н., Больбот, Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика [Текст]: монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот – Днепропетровск: Пороги, 2006. –196 с.