Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы партнерства системы начального среднего образования и дополнительного образования детей в области трудового обучения.
Ключевые слова: научно-техническое творчество, прикладное творчество, моделирование и конструирование из бумаги, партнерство, учебно-познавательная деятельность.

В настоящее время приходится говорить об утрате ценности труда и трудовой деятельности как таковой.  Рассматривая гуманистическую функцию образования, следует сказать о том, что с наибольшей полнотой гуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Поэтому привычка к прикладному творчеству, техническим приемам работы с бумажными материалами, усидчивость, стремление доделать модель актуально формировать в начальной школе.

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 1990-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об Образовании».

Термин "партнерство" понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. В нашем случае, это усилия начальной школы и дополнительного образования детей в области политехнического знания.

Социальное партнерство начальной школы и дополнительного образования детей

Цель работы Центра технического моделирования и конструирования из бумаги «Юный конструктор» в г. Чебаркуле https://vk.com/un_construktor   – формирование  навыков и умений работы с различными бумажными материалами, воспитание культуры труда и прикладного творчества средствами  моделирования из бумаги.

Задачи работы по начальному моделированию относятся и такие:

- формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться;

- воспитание социально и нравственно значимых качеств личности (усидчивости, дисциплинированности, ответственности);

- воспитание трудовой активности, бережливости, ответственности за порученное дело, уважения к людям труда;

- знакомство с политехническими знаниями и умениями планировать, организовывать и контролировать свой труд;

- первоначальное знакомство с массовыми инженерными и технологическими профессиями.

Данная программа предусматривает определенный круг знаний, и последовательный перечень практических работ Она рассчитана на воспитанников в возрасте от 6 до 13 лет.

В процессе выполнения различных практических работ учащиеся:

 - учатся планировать свои трудовые действия, организовывать свое рабочее место, соблюдать порядок на нем в процессе всей работы, контролировать свой труд;

 - учатся экономить материал, рационально использовать инструменты и приспособления, строго соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Политехничность занятий осуществляется при выполнении различных практических заданий, сообщений учащимся элементарных сведений по черчению, технологии, проведении экскурсий, соревнований, демонстрации учебных видеофильмов по темам программы объединения.

Теоретические и практические навыки и умения формируются в учебно-познавательной деятельности - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством (культуры труда и потребности в творческой деятельности). Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый (политехнические знания).

Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. 

История бумажного моделирования

В Центре «Юный конструктор» школьники изготавливают модели гражданской, военной техники, роботов, игрушек.  «Модель» происходит от латинского modulus, означающего «уменьшенный» вариант изначального объекта. Объемные модели из бумаги и картона имеют интересную и продолжительную историю.

Многие исследователи этого вопроса полагают, что моделирование из бумаги является самым древним способом моделирования, но это не совсем верно. Самые первые «модели» начали изготовлять еще первобытные племена, используя подручные материалы дерево, камень, глину и песок. Бумага появилась намного позже, и изначально была настолько дорога, что использовали ее только по прямому назначению — для написания текстов. Время появления первой бумаги до сих пор вызывает споры в ученом мире, некоторые исследователи связывают момент ее появления со вторым веком до нашей эры, так как нечто похожее на бумагу было найдено во втором веке до нашей эры в одной из гробниц Китая. Другие ученые называют более поздние даты, II-VI века нашей эры. В то же время все исследователи данного вопроса сходятся в том, что бумага пришла к нам с Востока из Китая, Кореи, Средней Азии. Считается, что первый цех по изготовлению бумаги был построен в Самарканде пленными китайцами в VII веке. В Европе бумага появилась намного позже в XI-XII веках. История появления и развития бумажного производства идет рука об руку с историей бумажного моделирования.

Первые бумажные модели появились во Франции в XV веке, вместе с появлением технологии серийной печати. Первые картинки вырезались в форме квадратов и наклеивались на кубики для обучения детей. Примерно в то же время у художников появляется такой вид создания портрета, как вырезание профиля заказчика из бумаги, обработанной специальным образом. Позже, это направление в искусстве получило название «выцинанка», а вырезанные профили назвали «выцинанками». Не чурались его и именитые художники, например,  - Илья Репин. Это не требовало таких расходных материалов, как краски и холст и широко распространилось в народе. На сегодняшний день, в Москве, на старом Арбате, можно встретить уличных мастеров, предлагающих за две-три минуты вырезать профиль любого желающего.

Для семьи Романовых, именно для дочерей и сына Николая II изготавливали разные модели зданий и техники, а так же фигурок людей и животных, с применением тиснения бумаги и покрытием из благородных металлов, золота и серебра, расписанных вручную, естественно бумажные модели были уже не плоскими, а трехмерными и восхищающие своим великолепием. Так же модели из бумаги, здания, корабли и другую технику, фигурки людей и животных, изготавливали и изготавливают для разных до и по ныне существующих княжеских, королевских, императорских и иных монарших домов со всего мира.

Появление в начале XX века моделей из пластмассы, железа и дерева, нанесло сильный удар по бумажному моделированию. Тем не менее, в XXI веке бумажные модели являются более доступными и простыми в изготовление, чем их собратья из более твердых материалов, а так же и очень дорогими и ценными для коллекционеров, если это ручная работа и выполнена в единственном экземпляре. Вопреки первому впечатлению, модели из бумаги имеют большую прочность. Бумага сложенная особым образом приобретает свойства крепкого материала. Детали из бумаги можно многократно копировать самостоятельно в домашних условиях, чего не сделаешь с пластмассой.

Что такое моделирование из бумаги?

Моделирование из картона и бумаги обозначает собой искусство создания масштабных моделей из бумаги (картона). Модели собираются из предварительно окрашенных, вырезанных и согнутых бумажных деталей. Используется бумага самых разных видов: от папиросной бумаги, до плотного ватмана. Многие модели поставляются в виде готовых наборов с напечатанными выкройками (деталями), которые остаётся только вырезать и склеить. Но можно также собрать модель самостоятельно. Из бумаги можно сделать любую модель, но чаще всего создаются модели зданий, автомобилей, кораблей самолетов, вертолетов, и другой военной и гражданской техники, реже делаются фигурки животных, насекомых, людей и роботов.
Здания популярны, вероятнее всего потому, что для них легче всего разработать комплект выкроек и они очень хорошо воплощаются в бумаге, и ещё потому, что архитектура первостепенно заняла место в жизни человека, где архитекторы моделировали здание из бумаги, а после воплощали его в камне или других материалах. Но и популярны модели самолетов, кораблей и другой техники, не менее макетов зданий для большинства моделистов, а здания дополняют пространство при создании диорам в совокупности с техническими моделями.

Многие инженеры авиационной, автомобильной и другой промышленности, делали модели будущей техники, чтобы потом воссоздать в готовом виде изделия.

Таким образом, культуру труда, политехнические знания современных школьников возможно и необходимо формировать в партнерстве системы начального образования и дополнительного образования детей в Центре моделирования и конструирования из бумаги  «Юный конструктор».

Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей:  

1. Методы работы педагога с детьми в объединении по начальному техническому моделированию. Интернет-журнал «Педагогический мир, 2012. Адрес публикации http://pedmir.ru/16511

2. Этапы работы над моделями в объединении «Юный конструктор».  Интернет-журнал «Педагогический мир», 2012. Адрес публикации http://pedmir.ru/16916

3.  Конспект занятия по моделированию пожарной техники в объединении «Юный конструктор». Интернет-журнал «Педагогический мир», 2012 г.  Адрес публикации http://pedmir.ru/16506

4. Макетирование православных храмов в объединении начального технического моделирования. ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск (в печати), 2012 г.

5. Понятие «начальное техническое моделирование» в дополнительном образовании детей. - Усовские чтения. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: мат-лы 19 междунар. науч-практ. конф., 12-13 апр. 2012 г. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. О.Р. Шефер. – Челябинск: «Край Ра», 2012. – С. 226-228 

6. Мастер-класс «Делаем упаковку для сладкого подарка «Дед Мороз». Дата публикации: 20.12.2011. Адрес публикации: http://вектор–успеха.рф/load/46-1-0-298

Участие в проведении мастер – классов, конференций, конкурсов: 

1. Общественно-педагогический форум «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России (в рамках реализации ФГОС), Челябинск: ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», 21 декабря 2011 г.

2. Всероссийский конкурс мастер-классов «Новогоднее настроение» на сайте «Вектор успеха.рф – портал для детей и подростков», сертификат № 68-НН от 22.02.2011 г.

2. Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Ф. Аменда «Актуальные проблемы геронтопсихологии и геронтопедагогики», Челябинск: ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», 28-29 марта 2012 (Сертификат).

3.  Международная научно-практическая конференция «Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Усовские чтения», Челябинск: ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», 12-13 апреля 2012 г.

 4. x научно-практическая конференция с международным участием «Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога», Челябинск: ФГБОУ ВПО «ЧГАКИ», 17 мая 2012.

6. Мастер-класс «Технология диагностики и развития нравственной сферы личности», в объеме 12 часов на базе ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», 28-29 марта 2012 (Сертификат).

Оценка профессиональной деятельности педагога:

 Финалист Областного конкурса «Внешкольник 2000».

Обладатель муниципального гранта главы Чебаркульского городского округа «Внешкольник года», 2006 г.

1. Благодарственное письмо: ректорат Челябинского государственного педагогического университета благодарит Савина О.В. за активное участие в областном общественно-педагогическом форуме «Социально-педагогическое партнерство» в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России» (и.о. ректора ЧГПУ Садыриным В.В., 21 декабря 2011 г.).

2. Благодарность губернатора Челябинской области «За личный вклад в воспитании юных дарований» объявляю благодарность (губернатор Челябинской области П.И. Сумин, 1 сентября 2004 г.)

3. Благодарность: администрация Центра детского творчества выражает благодарность Савину О.В. за активное участие воспитанников объединения «Юный конструктор» в городской выставке детского творчества «Юбилею города - творчество юных» (директор МУДОД ЦДТ, О.В. Салата, 2011 г.).

4.  Диплом: награждается объединение Юный конструктор за участие в городской технической выставке-конкурсе моделей военной спасательной техники (Зампредседателя Чебаркульского отделения ВООВ «Боевое братство» по молодежной политике Н.С. Кривошеев, депутат собрания депутатов Чебаркульского ГО В.Б. Мошков, 25.02.2011 г.).

5. Благодарственное письмо: областной центр дополнительного образования детей выражает благодарность и признательность Савину О.В. за подготовку лауреата областной выставки детского технического творчества и творческий вклад в развитие детского технического творчества в области (директор областного центра дополнительного образования детей В.П. Попов, марта, 2007 г.).

Ссылки на источники:

  1. https://vk.com/un_construktor Центр моделирования иконструирования из бумаги «Юный конструктор», г. Чебаркуль
  2. Замятина О. М., Мозгалева П. И., Солодовникова О. М., Гончарук Ю. О. Современные методы педагогики для вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи // Концепт: Школьная Академия "Учиться весело". - 2015. - ART 95148. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/95148.html - ISSN 2304-120X.
  3. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М.: Просвещение, 1984.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  М.: Просвещение, 1991г.
  5. Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике. М., 1987.