Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Повышения числа автомобилей приводит к увеличению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения. Ежедневно мы видим на улицах нашего города дорожно-транспортные происшествия. В основном они случаются из-за несоблюдения правил дородного движения, а также из-за невнимательности водителей и других участников движения.

 

Ключевые слова: автомобиль, аварийность, дорога, водитель, скорость, тяжесть.  

 

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Ежегодно в результате ДТП в мире более 10 миллионов человек погибают и получают ранения. Аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран с высоким уровнем автомобилизации.

Различают 9 видов ДТП:

  • • Столкновение – это происшествия, при котором транспортные средства столкнулись в момент движения. Столкновения могут быть: встречными, попутными и боковыми.
  • • Опрокидывание – это происшествия, при котором движущее транспортное средство опрокинулось. Опрокидывание происходит из-за воздействия неблагоприятных погодных условий, технически неисправности автомобиля, при неравномерном размещении груза в транспортное средство, из-за неправильных приемов управления. Если автомобиль, превысив критическую скорость автомобиля, перевернулся, то ДТП будет считаться как опрокидывание; если же автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и был вынужден изменить направление движения и поэтому опрокинулся, то это ДТП квалифицируется не как опрокидывание, а как столкновение.
  • • Наезд на препятствие – это происшествия, при котором транспортное средство наехало на неподвижный объект (дерево, столб, ограждения).
  • • Наезд на пешехода – это происшествия, при котором транспортное средство совершила наезд на человека.
  • • Наезд на велосипедиста – это происшествия, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста.
  • • Наезд на животное - происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
  • • Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые повозки, или эти упряжные животные или гужевые повозки сами ударились о транспортное средство.
  • • Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором одно транспортное средство наехало на другое стоящее транспортное средство или на прицеп.

Классификация ДТП по степени тяжести последствий: материальный ущерб, легкие телесные повреждения, телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие, смерть потерпевшего, особо тяжкие последствия (если погибло 4 и более людей или ранено 15 и более человек).

Наибольшей тяжестью последствий характеризуются наезды на пешеходов и столкновения, опрокидывания транспортных средств. В этих происшествиях из 100 пострадавших в среднем 15 человек погибают. К самым опасным для участников дорожного движения относятся столкновения транспортных средств и наезды на пешехода.

Система – это несколько элементов, которые находятся в постоянных связях друг к другу. Движения автомобиля по дороге рассматривается как функционирования системы «водитель – автомобиль – дорога - среда», которую обозначают аббревиатурой ВАДС (рис1). 

Рисунок 1. Схема системы «ВАДС» 

Человек является наиболее важным и менее надежным элементом этой системе. Водитель может легко отвлечься от дороги, и он достаточно быстро устает от длительного вождения. К основным факторы, которые определяют надежность водителя, относятся его подготовленность, профессиональная пригодность и работоспособность. Пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. 

Рисунок 2. Относительная вероятность ДТП от возраста водителя 

Существуют такие понятия как, «младший опасный возраст» и «старший опасный возраст». Для молодых водителей характерны две тенденции: первая – азарт, не опытность, эмоциональная возбудимость, вторая – способность быстро принимать решения и реализовать их. Это мы видим на рисунке 2.

Ссылки на источники:

  1. http://szpa.ru/manuals/60794/61114/61115/61117/index.html
  2. http://xreferat.com/8/1725-1-kvalifikaciya-dorozhno-transportnyh-proisshestviiy.html
  3. http://www.mami.ru/storage/files/kaf/auto/books/123.pdf