Аннотация. Статья посвящена вопросам организации комбинированных перевозок на территории Российской Федерации. Предоставлена общая информация о данном типе перевозок, а так же некоторые сравнительные показатели. Рассмотрены технологические схемы организации перевозочного процесса
Ключевые слова: комбинированные перевозки, транспорт, контейнеры.
В логистике выделяют три вида грузоперевозок – унимодальные, интермодальные и мультимодальные. Все перечисленные типы транспортировок нашли широкое применение в сфере доставки грузов по территории России. Основное различие между упомянутыми перевозками – это количество задействованных видов транспорта. Так, унимодальные транспортировки предусматривают использование одного транспортного средства, а интермодальные – двух и более. Мультимодальные перевозки позволяют транспортировать груз на дальние расстояния усилиями нескольких транспортных компаний и с применением нескольких видов транспортных средств. Осуществляя грузовые перевозки по России, операторы относительно редко используют мультимодальные транспортировки. В основном, для доставки товаров в пределах одной страны используются унимодальные перевозки [1].
Достаточно редко проводятся мультимодальные грузовые перевозки по России, поскольку этот вид транспортировок лучше подходит для международных перевозок. Данный вид транспортировок обычно применяется тогда, когда компания не может централизовать логистику из-за большой длины маршрута. Тогда один контрагент передает товар под управление другого контрагента на определенных этапах грузоперевозки на условиях единообразного коммерческо-правового режима. В мультимодальных транспортировках комбинируются несколько видов транспорта, а сама доставка груза характеризуется наличием большого количества звеньев логистической цепи. Недостатки этого вида перевозок – потребность в формировании нескольких пакетов документов, а также сложная логистика из-за удаленности отправителя и получателя.
Особый вид смешанных перевозок - комбинированные. Комбинированная перевозка - перевозка груза на одной и той же транспортной единице от грузоотправителя до грузополучателя с использованием на промежуточном этапе других видов транспорта (вагоны, контейнеры, автомашины на морских паромах; автопоезда, прицепы на специализированных платформах и т.п., т.е. предъявляется к перевозке транспортное средство с грузом), осуществляемая по особой технологии, которая регулируется тем же законодательством, что и смешанные перевозки грузов.
Комбинированные перевозки обладают следующими признаками [2]:
- Грузы перевозятся укрупненными грузовыми местами.
- Перевозки осуществляются от склада грузоотправителя до склада грузополучателя ("от двери до двери").
- Для всех видов транспорта, участвующих в перевозке, устанавливается общий правовой статус.
- На все виды транспорта, участвующие в перевозке, устанавливается единый транспортный документ.
- На всю перевозку устанавливается общий тариф.
Прямая комбинированная перевозка - это перевозка одного груженого транспортного средства на другом (например, перевозка контейнера на автомобиле "от двери до двери"). Смешанная (непрямая) комбинированная перевозка - это последовательная перевозка одного груженого средства транспорта на двух и более других видах транспорта (например, перевозка контейнера сначала на автомобиле, затем на железнодорожной платформе и затем - на автомобиле до склада получателя).
Организация комбинированных перевозок предполагает операции не с грузом вообще, а с его определенной массой, размещенной в грузовом модуле - укрупненной грузовой единице (Unit Load Device), в роли которой обычно выступает контейнер. В перевозочном процессе используются нескольких видов транспорта, а перевозка "грузового места" (груза в грузовом модуле) выполняется под ответственностью одного лица (оператора, перевозчика), по единому документу и единой сквозной тарифной ставке, "от двери до двери" и "точно в срок". Любая комбинированная перевозка всегда является смешанной перевозкой, но далеко не все смешанные перевозки можно отнести к разряду комбинированных [3].
Примерная схема отправки груза в контейнере выглядит следующим образом:
- Пустой контейнер берут на контейнерном терминале компании-перевозчика и привозят на склад отправителя, если у последнего нет собственного контейнера;
- Отправитель своими силами или с помощью наемных работников загружает контейнер грузом/грузами;
- Загруженный контейнер автотранспортом перевозят в точку погрузки;
- Производят погрузку контейнера на следующий вид транспорта (ж/д, авиатранспорт, морской);
- Перевозят в точку разгрузки;
- Выгружают контейнер с судна на контейнерный терминал;
- Доставляют контейнер с грузом получателю, который собственными силами или с помощью наемных рабочих обеспечивает его разгрузку;
- Пустой контейнер (если он не является собственностью грузоотправителя) везут обратно.
При упаковке, обрешетке груза и его размещении в контейнере следует учитывать следующие моменты [4]:
- Перевозчик не будет нести ответственность за контейнеры, которые загружены и опломбированы самостоятельно грузоотправителем, если из-за неправильной укладки грузов, дефекта контейнера, не обнаруженного грузоотправителем при осмотре, или несоответствия контейнера перевозимому грузу произойдет повреждение или недостача содержимого.
- Перевозчик также не несет ответственности за корректную и непрерывную работу оборудования принадлежащих грузоотправителю специализированных контейнеров (например, рефрижераторов).
- Перевозчик имеет право в любой момент вскрыть контейнер с целью проверки его содержимого. В случае же, если содержимое контейнера может представлять опасность для прочих перевозимых грузов, водителя или транспортного средства, транспортная компания имеет право отказаться от перевозки и/или потребовать возместить дополнительные расходы, необходимые для безопасной перевозки данного груза.
Обычно контейнеры являются собственностью компании-перевозчика и сдаются ею в аренду отправителю груза. При этом есть возможность выбрать специализированное оборудование (контейнер-рефрижератор, контейнер-цистерну и т.п.) и получить скидку к базисной ставке.
Базисная ставка – это согласованная фрахтователем цена перевозки единицы какого-либо груза. К этой ставке, в зависимости от условий фрахта, в договоре указываются скидки и надбавки. Многие линии в базисную ставку закладывают также свои расходы на закупку, обслуживание и ремонт контейнерного парка, хранение и обратную доставку пустых контейнеров. Ведь эти расходы транспортная компания несет независимо от того, в чьих именно контейнерах перевозится конкретный груз. Таким образом, отправляя груз в своем собственном контейнере, грузоотправитель оплачивает его амортизацию дважды.
С другой стороны, перевозка груза в собственном контейнере позволяет избежать штрафов за его сверхнормативное использование, выбрать наиболее удобный способ транспортировки груза до получателя и сэкономить на обратной доставке пустого контейнера.
Чтобы упростить и ускорить работу с бухгалтерскими документами используется система электронного обмена данными (ЭОД). Электронные документы с цифровой подписью имеют юридическую силу оригинала, их не нужно дублировать на бумаге.
Основные преимущества системы электронного обмена данными []:
- Скорость: система ЭОД предполагает моментальный обмен документами между контрагентами и позволяет сократить время на обработку документов внутри компании.
- Надежность: документы гарантированно будут доставлены адресату, они не могут потеряться в отличие от бумажных версий.
- Удобство: возможность работать с электронными документами прямо в своей бухгалтерской системе (1C, SAP и др.), автоматизируя процессы приема и проверки входящих документов. Также возможно подавать электронные документы в контролирующие органы.
- Экономия: компании, пользующиеся ЭОД, экономят средства на создании и хранении больших объемов бумажной документации, а также на оплате труда сотрудников, обрабатывающих бумажные версии документов.
В связи со своеобразным географическим расположением России, комбинированные перевозки, несмотря на свои недостатки, находят широкое применение. При осуществлении перемещения грузов на дальние расстояния, в условиях нашей страны, можно гораздо более выгодно скомбинировать последовательно два и более вида транспорта, предоставив управление каждым из них отдельной транспортной компании, специализирующейся непосредственно на данном виде подвижного состава, нежели транспортировать груз на одном из видов, что в некоторых случаях является невозможным, ввиду географического расположения и особенностей инфраструктуры. Возможность осуществления интермодальной перевозки также не всегда есть, т.к. в некоторых случаях необходимым подвижным составом, на требуемом маршруте, организация не располагает. Именно здесь и приходит очередь мультимодальных перевозок.
Следует отметить, что в пределах нашей страны можно успешно применять и способ доставки груза через распределительный центр, широко используемый в международных комбинированных перевозках. Суть данного способа заключается в доставке груза на склад (распределительный центр), имеющий возможность загрузки в несколько видов транспорта. Таким образом, доставив груз в данный центр автомобильным транспортом из нескольких пунктов, мы имеем возможность перевезти его в следующий пункт необходимым и выгодным нам видом транспорта, после чего груз можно заново распределять среди автомобильного подвижного состава и следовать к конечной точке (точкам) маршрута.
Если перейти к сравнению видов перевозки на авто+ железнодорожном и авто+ морском транспорте, как самых распространённых на территории нашей страны, то можно сделать некоторые заключения касательно их стоимости и длительности. Рассматривая стоимость перевозки на маршруте СПб-Владивосток (один из самых популярных в РФ), можно сделать вывод, что средняя стоимость перевозки 20 футового контейнера авто+ж/д транспортом на этом маршруте составит 90 тысяч рублей и будет длиться около 30 дней. В то время как средняя стоимость перевозки того же контейнера авто+морским транспортом колеблется в районе 55 тысяч рублей, что примерно в 1,6 раза дешевле. Срок доставки при этом остаётся на том же уровне: 25-35 дней (величина срока доставки сильно колеблется от времени простоя контейнеров в порту). На первый взгляд выгода авто+морских перевозок очевидна, однако не стоит забывать, что далеко не всегда возможно осуществить данный тип перевозок, в то время, как развитая железнодорожная сеть нашей страны предоставляет куда большие возможности в разработке маршрутов.
Таким образом, несмотря на относительно высокую стоимость и сложность в организации, комбинированные перевозки на территории нашей страны, в некоторых случаях остаются наиболее выгодным, а иногда и единственно-возможным вариантом перевозки.
Ссылки на источники:
- Евсеева А.А. Международные перевозки: Справочник / А.А.Евсеева, Е.В.Сарафанова .- Ростов-на-Дону, 2011.
- Лукинский В.С. и др. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие / Под ред. В. С. Лукинского. - Спб.: Питер, 2009. - 432 c.
- http://www.vdnk.ru/
- http://dispetcher-gruzoperevozok.biz/