Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена описанию системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн. В статье  описываются структура работы системы и даны основные положения по ее применения. Так же в статье дается анализ изменений в стоимости тарифов, так как  увеличение себестоимости грузоперевозок увеличится на 15–20%, которое обязательно ускорит инфляцию на 2 прогнозных пункта.
Ключевые слова: система «платон», тарифы, транспортная система автомобильные дороги, перевозки, себестоимость транспортных услуг. 

С 15 ноября 2015 года заработает государственная система взимания платы «Платон». Владелец транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, обязан вносить плату за каждый километр пройденного по федеральной трассе маршрута. По данным Росавтодора протяженность российской сети автомобильных дорог федерального значения составляет 50 800 км. В России зарегистрировано около 1,5 млн. транспортных средств массой свыше 12 тонн. Кроме этого, по территории России передвигаются около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки. При этом наблюдается рост парка таких автомобилей. Ежегодный объем грузоперевозок в России составляет порядка 5 млрд тонн, а ежегодный ущерб дорожному полотну от перевозок - около 180 млрд рублей.

В связи с этим на территории России было принято решение о введении новой системы взимания платы с перевозчиков для  возмещения данного урона - «Платон» то есть "плата за тонны". Данная система обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства. Основные стоимостные оценки стоимости проезда представлены в таблице 1.

Таким образом, до конца февраля 2016 года водители тяжелых грузовиков будут платить 1,53 рубля за километр пробега по федеральным трассам, а до начала 2019 года 3,06 рубля за километр.

От платы в счет возмещения вреда освобождаются следующие категории транспортных средств:

  1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки людей.
  2. Автомобили, оборудованные спец сигналами и используемые пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийно-спасательными службами, военной автоинспекцией.
  3. Специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

Таблица 1 – Прогрессивная шкала оплаты стоимости проезда за 1 км

Даты

Коэффициент

Стоимость км. пути

15 ноября 2015 - 17 ноября 2015

1

3,73

18 ноября 2015 - 29 февраля 2016

0,41

1,53

1 марта 2016 - 31 декабря 2018

0,82

3,06

с 1 января 2019

1

3,73

Для внесения платы Владелец грузовика обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в Реестре Системы взимания платы. Регистрация в системе осуществляется через официальный сайт, терминал самообслуживания или в центрах информационной поддержки пользователей. После проверки данных пользователь получает логин и пароль для доступа в личный кабинет. Далее владелец автомобиля должен пополнить счет и оформить маршрутную карту до начала движения.

Контроль передвижения грузовиков осуществляется тремя способами:

-        Бортовое устройство (многоразовое).

-        Стороннее бортовое устройство (многоразовое).

-        Маршрутная карта (одноразовая).

Бортовое устройство системы Платон представляет собой небольшой электронный прибор, который подключается к 12-ти вольтовой розетке. После установки Бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в Центр обработки данных. В процессе эксплуатации бортовое устройство системы взимания платы Платон не требует дополнительной настройки. В случае возможных неисправностей водителю нужно позвонить оператору (для получения маршрутной карты) и затем отправиться в ближайший центр обслуживания для замены устройства.

 

Рисунок 1 - Бортовое устройство системы взимания платы «Платон».

В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с Лицевого счета Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим».

В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, Система не включает данные участки пути в расчет платы.

Для получения Бортового устройства Владельцу транспортного средства необходимо заключить с Оператором Системы взимания платы договор безвозмездного пользования, предоставив необходимый пакет документов.

Стороннее бортовое устройство - техническое устройство, не являющееся объектом системы взимания платы, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, требования к которому устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

 

Рисунок 2 - Стороннее бортовое устройство. 

Стороннее бортовое устройство является аналогом обычного бортового устройства с той лишь разницей, что оно не предоставляется оператором, а покупается водителем самостоятельно.

Маршрутная карта. Если водитель не хочет использовать бортовое устройства, то он может воспользоваться одноразовой маршрутной картой. В данном случае водителю придется заранее сообщить оператору о планируемом маршруте движения, времени и дате, а также оплатить его стоимость. После этого автомобиль не сможет отклоняться от указанного маршрута.

Маршрутная карта – документ, формируемый на основании данных о планируемом маршруте, предоставляемых Владельцем транспортного средства, и являющийся основанием для расчета Платы в счет возмещения вреда при отсутствии Бортового устройства.

Маршрутная карта содержит следующие данные:

-      номер Маршрутной карты;

-      государственный регистрационный знак транспортного средства;

-      начало срока действия Маршрутной карты с указанием даты и точного времени;

-      дату и время выдачи Маршрутной карты;

-      срок ее действия;

-      общая протяженность участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в маршрут;

-      описание маршрута в привязке к участкам федеральных дорог, для прохождения которого выдан данный документ;

-      размер платы.

При оформлении Маршрутной карты Владелец транспортного средства указывает следующую обязательную информацию:

-      начальный и конечный пункты поездки, а также, в случае необходимости, от одной до трех промежуточных точек маршрута;

-      дату и время начала движения автомобиля по маршруту;

-      государственный регистрационный знак транспортного средства, на которое оформляется Маршрутная карта;

-      номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

Контроль за внесением платы в счет возмещения вреда осуществляется системой стационарного и мобильного контроля. Системы контроля обеспечивают проверку регистрации в Реестре Системы и внесение платы в счет возмещения вреда.

Система контроля предполагает установку «рамок» на федеральных трассах России. Будут установлены более 480 рамок по всей стране. Информация с них будет передаваться в Центры в онлайн режиме, где уже автоматически будет происходить сверка данных - регистрационные данные транспортного средства, состояние счета, оплата проезда и так далее. При выявлении какого-то несоответствия дальнейшая проверка пройдет «вручную». Если же специалисты обнаружат нарушения, то сведения о транспортном средстве будут переданы сотрудникам ГИБДД.

Помимо этого, будет организована система мобильного контроля с помощью автомобилей с установленными на них рамками. Автомобиль мобильного контроля будет передвигаться по федеральным дорогам и контролировать проезд грузовиков. Однако эта система будет работать не в онлайн режиме. Всю полученную информацию передавать в центры будут уже после дежурной смены автомобиля, где также специалисты проведут сверку данных. 

 

Рисунок 3 - система стационарного и мобильного контроля.

Система взимания платы «Платон» создается в целях обеспечения порядка взимания платы с автомобилей более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Полученные средства поступят в Федеральный бюджет РФ и будут направлены на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

Таким образом, реализация проекта предполагает позволить обеспечение достижение целевых параметров программы "Развитие транспортной системы России" при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.

Проверять нарушителей будет ГИБДД. За движение без бортового устройства или за «бесплатное» движение предусмотрены штрафы. Так, на первый раз должностному лицу или индивидуальному предпринимателю придется заплатить 40 тыс. руб., юридическому лицу – 450 тыс. руб. За повторное нарушение санкция для должностного лица или индивидуального предпринимателя составит уже 50 тыс. руб., юридического лица – 1 млн руб.

Однако российские автоперевозчики уверены, что введение платы за проезд по федеральным трассам отразится на стоимости перевозок для клиентов. Транспортные компании паникуют и предрекают увеличение себестоимости грузоперевозок на 15–20%, которое обязательно ускорит инфляцию на 2 прогнозных пункта. Так же необходимо отметить, Минэкономразвития придерживается аналогичного мнения. Специалисты данного ведомства подсчитали, что тариф в 3,73 рубля за 1 километр приведет к росту цен на потребительские товары минимум на 5%. Так, как стоимость доставки таких товаров повысится минимум на 12%. Поэтому необходимо рассмотреть возможность снижения тарифа в шесть раз – до 64 копеек за километр.

Сами перевозчики просят вообще ввести мораторий на такую плату, минимум до 2016 года. Они уже обратились с такой просьбой к премьеру-министру российского Правительства Дмитрию Медведеву. Обращение подписали также крупные производители потребительских товаров, такие как производители безалкогольных напитков, «Русбренд», «Акорт», Руспродсоюз, Союзмолоко, союзы мороженщиков и предприятий молочной отрасли, производители кондитерских изделий и другие. 

Список цитируемой литературы: 

  1. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. «Система взимания платы». http://platon.ru/
  4. Транспортно-эксплуатационное состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения по результатам диагностики 2014 года. http://rosavtodor.ru/activity/operation-of-federal-highways/highways/14772.html
  5. www.asmap.ru