Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Предложены меры по повышению безопасности дорожного движения на перекрестке г. Саратова. Установлена интенсивность транспортного потока на перекрестке.
Ключевые слова: перекресток, интенсивность транспортного потока, безопасность дорожного движения.

В день в Саратове регистрируют по 100-120 дорожно-транспортных происшествий, львиную долю занимают аварии на участках дорог по проспектам 50 лет Октября и Строителей (Ленинский район), по проспекту Энтузиастов (Заводской район), по улице Усть-Курдюмская (Волжский район) и по улице Большая Садовая (Октябрьский район).

Остановимся более подробно на пересечении улиц Большая Садовая и 2-ая Садовая. Перекресток Большая Садовая – 2-я Садовая является важным участком системы городских автомобильных дорог, т. к. через него осуществляется грузопоток между Заводским, Ленинским и центральными районами Саратова.

На перекрестке ул. Большая Садовая - ул. 2-ая Садовая проходят автобусы: 18, 18д, 23 и маршрутные такси: 10, 48, 32, 93, 58, 57, 55а, 63, 55, 3, 44, 81, 60, 65, 31.

Интенсивность движения на нем в течение суток меняется. Натурным путем было установлено, что максимально затрудненное движение наблюдается в утренние и дневные часы, так как транспорт стоит на светофорах и на остановках общественного транспорта, что приводит к образованию заторов. При этом скопление большого числа общественного транспорта провоцирует большую интенсивность пешеходных потоков (рис. 1). Центрами тяготения пешеходов являются: 3-я Советская больница, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Саратовский ГМУ имени В. И. Разумовского, школы и лицеи, корпуса медицинского университета и студенческие общежития (СГТУ имени Гагарина Ю.А., Саратовский ГМУ имени В. И. Разумовского, Саратовского техникума отраслевых технологий и финансов), а также жилая зона.

 

 

Рисунок 1 – Пересечение Большая Садовая – 2-я Садовая

 

Рассмотрим влияния интенсивности транспортного потока на перекрестке улиц Большая Садовая и 2-ая Садовая.

Большой объем и характер информации, которая постоянно меняется при интенсивном движении на перекрестке, не дают возможности своевременно и точно ее воспринять и обработать, а соответственно и принять правильное решение. Следовательно, необходимо проанализировать эффективность работы перекрестка за несколько лет.

Представим схему пересечения (рис. 2а, б), а затем приведем статистику изменения интенсивности движения на нем за 3 года (табл. 1).

 
Рисунок 2 – Схема перекрестка


Рассматриваемый перекресток имеет по две полосы попутного направления, разделенные трамвайными путями по ул. Большая Садовая и по одной полосе встречного направления по ул.2-ая Садовая. Перекресток регулируется светофорами. Ширина полос движения 3,5 м. На данном перекрестке проходят маршрутные автобусы и такси номеров:10, 48, 32, 93, 58, 23, 57, 55а, 63, 23, 55, 3, 44,81,60,65,18д,31, а также трамваи с маршрутами №9 и №10. Рассмотрим направления движения на пересечении ул. Большая Садовая - 2-ая Садовая (рис.2 б). Рисунок 2 – Схема перекрестка

Натурным путем была установлена интенсивность транспортного потока. Проанализируем пропускную способность перекрестка в период 2013-2015 г.

Таблица 1

Количество автомобилей движущихся по направлениям (авт. сут.).

Тип ТС

Период

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Легковые а/м

30420

32870

34338

Грузовые а/м

2960

3738

3921

Средней грузоподъемности  а/м

6835

7296

7586

Автобусы

1967

2541

2894

Сумма

42182

46467

48739

При постепенном увеличении интенсивности движения закономерно увеличивается внимательность водителя, это заметно по снижению вероятности ДТП. Возникает необходимость обгонов, но при небольшом количестве встречных автомобилей они не вызывают затруднений. С возрастанием плотности движения обгон затрудняется, замедленно движущимися автомобилями скапливается несколько машин, увеличивается время ожидания условий для обгона.

При дальнейшем увеличении транспортного потока на перекрестке Большая Садовая – 2-я Садовая движение автомобиля становится более зависимым от других автомобилей, время ожидания условий для обгона увеличивается, обгон сопровождается возрастающим риском. Появляется своеобразная пульсация скорости транспортного потока, что приводит к увеличению числа попутных столкновений.

При увеличении плотности транспортного потока на перекрестке до предельной по пропускной способности дороги  обгоны практически исключаются, поток становится прерывистым, возможна периодическая остановка потока, возникают транспортные пробки, существенно снижается средняя скорость движения, соответственно снижается и пропускная способность дороги, особенно осложняет движение наличие остановок общественного транспорта рядом со светофором и стихийные остановки общественного транспорта непосредственно на пересечении [4].

На рассматриваемом пересечении осложняется дорожная ситуация наличием высокой интенсивностью пешеходного потока. Опасность состоит в нарушении правил дорожного движения пешеходами, что влияет на общую интенсивность транспортного потока и в стихийной посадке-высадке пассажиров маршрутными такси. Так, например, на перекрестке в 2015 году с целью уменьшения аварийности была перенесена автобусная остановка по улице 2-я Садовая по направлению к Политехнической. Ранее посадка-высадка пассажиров осуществлялась непосредственно на повороте, что вызывало заторы и нарушения водителями ПДД. Подобная проблема является все еще актуальной по улице 2-я Садовая по направлению к улице имени Степана Разина. Из-за большого числа общественного транспорта одновременно посадку–высадку производят около 3 маршрутных такси и 1 автобус и около 2 маршрутных такси в ожидании. Соответственно, отведенного места под остановку общественного транспорта не хватает и «остановка» располагается непосредственно от самого пересечения, что является грубейшим нарушением.

Исходя из результатов натурных наблюдений, определим изменения интенсивности транспортных средств в соответствии с их типами за последние 3 года (рис. 3).

  

Рисунок 3 – Диаграмма изменения интенсивности транспортных средств

Сравнив данные 2013- 2015 г. прирост легковых автомобилей составил 3918 единиц, грузовых-961единиц, средней грузоподъемности- 751 единица, автобусов- 927 единиц. Это свидетельствует о необходимости принятия мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на рассматриваемом пересечении.

Меры по повышению безопасности движения:

  1. Создание заездного кармана на пересечении улиц 2-ая Садовая и Большая Садовая по направлению к аккумуляторному заводу.Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями п. 3.2, а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.Дорожную одежду на заездных карманах следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения ГОСТ 218.1.002-2003 [1].
  2. Необходимо обновление дорожной разметки.
  3. Озеленение территории.

Озеленение необходимо с целью уменьшения запыленности и загрязнения проезжей части. Как известно, сцепные качества на мокрой грязной дороги значительно ниже, чем на просто мокрой или сухой проезжей части.

Ссылки на источники:

  1. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров,дорожных ограждений и направляющих устройств / Госстандарт. М.: Изд-во Госстроя, 2006. 88 с. 
  2. Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Технические средства и организации дорожного движения: Учебник для вузов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 279с
  3.  http://www.gibdd.ru/stat/
  4. Жигульский В.И. Перспективы развития дорожных светофоров Петроченко И.А., Жигульский В.И.// Научная мысль. - 2015. - № 2. - С. 107-109.