Полный текст статьи
Печать

Аннотация. На основании исследования существующей организации дорожного движения на участке улично-дорожной сети, обеспечивающей подъезд к автовокзалу г. Шахты, разработаны и предлагаются мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения на этом участке.
Ключевые слова: организация дорожного движения, проезжая часть, автовокзал, остановочный пункт, канализирование, светофорный цикл. 

Рассматриваемый участок улично-дорожной сети представляет собой сложную систему и включает в себя перегоны улиц и пересечения: ул. Дачная и пер. Гаражный, пер. Гаражный и ул. Ковалевской, пер. Гаражный и ул. Орджоникидзе, пер. Гаражный и пр-т. Победа революции, ул. Дачная и пр. Победа революции.

Для исследования геометрических параметров рассматриваемого участка улично-дорожной сети было использовано колесо дорожное (курвиметр) Nedo 703111.

Проезжая часть по ул. Дачная имеет ширину преимущественно 10 м. Видимость в обоих направления движения не менее 300 м. Непосредственно к проезжей части примыкает полоса зеленых насаждений, шириной от 2 до 5 метров, за полосой зеленых насаждений расположен тротуар, шириной от 1 до 1,5 м с разрушенным асфальтированным покрытием. Проезжая часть имеет асфальтированное покрытие с выбоинами, волнами, трещинами и т.д. Имеется две полосы для движения, по одной в каждом направлении, шириной по 5 м.

Проезжая часть по пер. Гаражный имеет ширину проезжей части от 7 до 36 метров. Проезжая часть имеет асфальтированное покрытие с выбоинами, волнами, трещинами и т.д.

Проезжая часть по пр. Победа революции имеет четыре полосы для движения, по две в каждом направлении, ширина проезжей части меняется от 14 до 20 метров, имеет асфальтированное покрытие с выбоинами, трещинами, волнами и т.д.

Непосредственно к проезжей части при движении из центра в направлении п. Каменоломни прилегает тротуар, изменяющий свою ширину в широких пределах от 3 до 9 метров, имеется остановочный пункт. При движении в направлении центра из п. Каменоломни к проезжей части примыкает полоса зеленых насаждений с изменяющейся шириной, и непосредственно за ней имеется разрушенный тротуар, шириной от 1,5 до 2 м.

На рассматриваемом участке имеется автовокзал, находящийся между пер. Гаражным и пр-т. Победа революции. Территория автовокзала имеет гладкое асфальтированное покрытие. Оба выезда с автовокзала имеют ширину 7 м. Напротив автовокзала на противоположной стороне проезжей части имеется оборудованный остановочный пункт. На исследуемом участке имеется регулируемый перекресток (ул. Дачная и пр-т. Победа революции).

Состояние дорожного покрытия на всем рассматриваемом участке улично-дорожной сети в плохом состоянии, т.е. покрытие имеет выбоины, волны, трещины. Коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием имеет очень низкое значение из-за состояния дорожного покрытия (0,25-0,29). В некоторых местах дорожное покрытие занесено грязью. Дорожная разметка отсутствует. Видимость дорожных знаков в некоторых случаях ограничена из-за специфических условий местности, а так же из-за близко стоящих деревьев. Тротуары в некоторых случаях находятся в плохом состоянии, в связи с разрушением покрытия.

Анализ существующей схемы движения общественного транспорта на рассматриваемом участке улично-дорожной сети (УДС) (рисунок 1) позволил выявить следующее:

- через рассматриваемый участок улично-дорожной сети пролегают пути следования городского пассажирского транспорта, в частности маршруты «1(М1)» -Автовокзал - ХБК (ч/з Дв.спорта); «3(М3)» - Автовокзал – ХБК; «М №9» - Автовокзал – Ж/д вокзал – РЭМЗ; «12» - Автовокзал – Артем; «М 15-л» - Староазовка – Автовокзал – Дачная (по Минскому); «М 21» - Артем–ХБК–Автовокзал (ч/з Дв.спорта); «М 31» - Артем–ХБК–Автовокзал (ч/з Звездную);

- так как на рассматриваемом участке УДС расположен автовокзал, то через территорию рассматриваемого участка проходят так же пути следования междугороднего пассажирского транспорта.

Анализ существующей схемы движения общественного транспорта позволил выявить определенные недостатки в организации движения данного вида транспорта. В частности, существуют проблемы с организацией въезда на территорию автовокзала и выезда с нее.

На рассматриваемом участке УДС имеется два остановочных пункта общественного транспорта, находящихся в непосредственной близости к автовокзалу.

Остановочный пункт общественного транспорта при движении от центра г. Шахты в направлении п. Каменоломни, находится по пр-т. Победа революции, на расстоянии 35 метров от въезда в автовокзал, выполнен в виде остановочного кармана длиной 15 метров, шириной 2,5 метра. Обозначен остановочный пункт знаком 5.16. Дорожный знак 5.16 – «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» обозначает место остановки автобуса, троллейбуса или трамвая и вводит ограничения, установленные в местах остановки маршрутных транспортных средств (пп. 12.4, 14.6, 18.3 ПДД РФ).

Остановочный карман выполнен непосредственно на тротуаре, т.е. посадка пассажиров происходит непосредственно с тротуара. Какое-либо оборудование остановочного пункта отсутствует, т.е. нет ни скамеек, ни навеса от дождя.

При движении по пр-т. Победа революции в направлении от п. Каменоломни к центру г. Шахты имеется остановочный пункт общественного транспорта, который находится напротив въезда в автовокзал. Выполнен данный остановочный пункт в виде остановочного кармана, длиной 20 метров, шириной 2,5 м. Данный остановочный пункт имеет посадочную платформу, навес от дождя, скамейки, урны, а так же имеется аншлаг, содержащий номера маршрутов и расписание движения. Обозначен остановочный пункт так же знаком 5.16.

Для подхода пассажиров к данному остановочному пункту со стороны автовокзала или для движения пешеходов по направлению к автовокзалу оборудован пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками и соответствующей разметкой.

При реализации мероприятий по организации движения особая роль принадлежит внедрению технических средств: дорожных знаков и дорожной разметки, средств светофорного регулирования, дорожных ограждений и направляющих устройств.

 

Рисунок 1- Существующая схема организации дорожного движения

на участке УДС, обеспечивающем подъезд к автовокзалу г. Шахты 

Было проведено детальное обследование рассматриваемого участка УДС на предмет наличия технических средств организации дорожного движения и их дислокации, в результате которого выявлены серьезные недостатки, заключающиеся в том, что в частности во многих местах отсутствуют знаки приоритета, а в некоторых случаях установлены они с нарушениями; дорожная разметка, как техническое средство организации движения, полностью отсутствует на рассматриваемом участке.

На рассматриваемом участке УДС основными проектными решениями по повышению безопасности дорожного движения являются установка необходимого количества дорожных знаков и нанесение дорожной разметки, а также реконструкция дорожной одежды, которые будут способствовать повышению безопасности дорожного движения.

Помимо этого, по пр-т. Победа революции при движении из п. Каменоломни в направлении центра г. Шахты непосредственно перед остановочным пунктом было принято решение об организации парковки для общественного пассажирского транспорта на 22 парковочных места (расчет размеров и геометрических параметров парковочных мест был выполнен в соответствии с ГОСТ 52289-2004 для соответствующего типа транспорта), с установкой соответствующих дорожных знаков и нанесением дорожной разметки.

На перегоне между ул. Дачная и ул. Ковалевской было принято решение о канализировании движения путем устройства направляющего островка безопасности приподнятого над проезжей частью. Площадь данного островка позволила осуществить так же устройство заездных карманов с разметкой 32 парковочных мест, тем самым была решена проблема парковок на данном участке.

На перегоне между ул. Ковалевской и ул. Орджоникидзе было принято решение об организации остановочного пункта для маршрутных транспортных средств, путь следования которых пролегает через рассматриваемый участок, путем устройства заездного кармана с установкой соответствующих знаков и нанесением разметки. На ул. Орджоникидзе перед пересечением с пр-т. Победа революции было принято решение о канализировании движения путем устройства направляющего островка безопасности, приподнятого над проезжей частью [1, 2].

Путем применения дорожных знаков и разметки была изменена схема движения общественного пассажирского транспорта при въезде/выезде с территории автовокзала. При движении общественного пассажирского транспорта по направлению из центра г. Шахты в направлении п. Каменоломни въезд на территорию автовокзала осуществляется непосредственно с пр-т. Победа революции, выезд с территории уже осуществляется через пер. Гаражный. При движении общественного пассажирского транспорта по направлению из п. Каменоломни в центр г. Шахты въезд на территорию автовокзала происходит через пер. Гаражный, выезд так же осуществляется через пер. Гаражный, применение данной схемы движения качественно повышает уровень безопасность движения. Предлагаемая схема организации дорожного движения показана на рисунке 2.

 

Рисунок 2- Предлагаемая схема организации дорожного движения

на участке УДС, обеспечивающем подъезд к автовокзалу г. Шахты

Также был выполнен расчет оптимального светофорного регулирования на пересечении ул. Дачная и пр. Победа революции. Подсчитав все необходимые значения, получаем светофорный цикл с длительностью 39 сек. По пр. Победа революции длительность горения разрешающего сигнала светофора составит 20 сек, а по ул. Дачная 13 сек Длительность промежуточного сигнала светофора по требованиям ГОСТа и расчетам принимаем 3 сек. На рисунке 3 показаны существующий и предлагаемый светофорные циклы [3].

  

Рисунок 3- Существующий и предлагаемый светофорный цикл

на перекрестке ул. Дачная и пр. Победа революции

Новая схема дислокации дорожных знаков и разметки в соответствии с современными требованиями и оптимальное светофорное регулирование на пересечении ул. Дачная и пр-т. Победа революции позволит значительно повысить безопасность дорожного движения в районе автовокзала города Шахты.

Ссылки на источники

  1. Галыгин О.В., Жигульский В.И. Использование современных технологий и материалов при ремонте автомобильных дорог // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования / ФГБОУ ВПО «Воронеж. гос. лесотехн. акад.»; отв. ред. канд. техн. наук А. И. Новиков. - Воронеж, 2014. -Вып. 1. - С. 89-92.
  2. Буреев А.Н., Красникова Д.А. Методы реорганизации дорожного движения для повышения безопасности на центральных улицах г. Саратова // Научная мысль.- 2015.- №2.-С. 34-38.
  3. Петроченко И.А. Жигульский В.И. Перспективы развития дорожных светофоров // Научная мысль.- 2015.- №2.-С. 107-109.
  4. Муравьева Н.А. Исследование параметров участка улично-дорожной сети   г.  Саратова с использованием имитационного моделирования / Н.А. Муравьева, Г.Р. Казакова, А.В. Филатова // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования: - 2015. - Т. 1. Вып. 2. - С. 186-192.