Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы безопасного участия детей в дорожном движении, условно разделенных на три категории - дети-пешеходы, дети-пассажиры, дети-водители. Проанализированы каждая категория детей и предложены мероприятия по повышению безопасности их участия в дорожном движении.
Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, детский травматизм.

Проблема безопасного участия детей в дорожном движении является актуальной, так как ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает около 940 детей, 22016 – получают ранения [1].

Статистика ДТП с участием детей с 2004 года по 2013 год в России показывает снижение детской смертности на 33% и количество раненых детей на 11%.

Участие детей в дорожном движении можно условно разделить на 3 категории: дети-пешеходы, дети-пассажиры, дети-водители.

Число ДТП с детьми пешеходами от года к году снижается, однако число ДТП с детьми-пассажирами и с детьми-водителями возрастает. За период с 2010 по 2013 год количество ДТП с участием детей-велосипедистов увеличилось на 15,7%, число погибших детей-велосипедистов увеличилось на 26,3%, количество ДТП с участием детей-водителей увеличилось на 33,6%. [1]

Ежегодный прирост числа погибших и раненых в ДТП детей-водителей составляет 10-15%. Число детей, погибших и раненых в ДТП по своей вине меньше 50%.

Рассмотрим категорию дети-пешеходы. Практически ежедневно в течение всего учебного года дети посещают образовательные организации: школы, лицеи, гимназии, кружки, секции. Для безопасного участия в дорожном движении детей-пешеходов предлагается алгоритм выполнения определенных требований, представленных на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Блок-схема передвижения детей-пешеходов

Независимо от времени суток дети, следуя самостоятельно, без сопровождения взрослых, по маршруту «дом-гимназия-дом» или «дом-дворец спорта - дом» должны знать: маршрут, и имеются ли в нем пресечения с проезжей частью? Если да, то должны проводиться тренинги, направленные на развитие знаний Правил дорожного движения (ПДД), умений, навыков их применения. В темное время суток на одежде детей должны быть использованы световозвращающие элементы.

Использование паспортов дорожной безопасности (ПДБ), активное применение световозвращающих элементов на детской одежде, а также введение новых требований к обустройству пешеходных переходов (использование разметки пешеходного перехода на желтом фоне, использование дорожных знаков 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на световозвращающих щитах желто-зеленого цвета, дополнительное оборудование дорожных знаков «Пешеходный переход» желтым мигающим сигналом светофора у образовательных организаций и т.п.) привело к снижению числа ДТП с детьми пешеходами.

Дети-пассажиры принимают участие, в дорожном движении передвигаясь на школьном автобусе, общественном и индивидуальном транспорте (рисунок 2). Передвижение детей на вышеперечисленном транспорте регламентируется Правилами дорожного движения и др. нормативно-правовыми документами. Правила перевозки в общественном транспорте регламентируется постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 09.06.2014) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Перевозка детей школьным автобусом регламентируется «Правилами организованной перевозки групп детей автобусом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 г. № 1177. Перевозка детей индивидуальным транспортом регламентируется п.22.9 ПДД.

 

 

Рисунок 2. Блок-схема требований к передвижению детей-пассажиров 

Требования к перевозке детей автобусом и индивидуальным транспортом из года в год ужесточаются (автобусы должны быть не старше 10 лет, оснащены системами навигации и т.д., в индивидуальном транспорте допускается перевозка детей до 12 лет с использованием удерживающих устройств) а ДТП с участием детей-пассажиров все равно растет. Это связано с недобросовестным отношением водителей к перевозке детей. Зачастую в индивидуальном транспорте дети перевозятся с нарушением ПДД, несмотря на ужесточение штрафа за данный вид нарушения до 3-х тыс. рублей (пункт 3 статьи 12.23 КоАП РФ).

Дети-водители принимают участие, в дорожном движении передвигаясь на велосипедах по достижении 14 лет, мопедах и легких мотоциклах с 16 лет.

С апреля 2014 года в ПДД внесены следующие изменения:

- велосипедами теперь считаются не только транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой, но и имеющие электродвигатель мощностью до 0,25 кВт;

- к мопедам теперь приравниваются также и транспортные средства, имеющие электродвигатель мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт;

- водители мопеда обязан иметь водительское удостоверение категории «М», а легкого мотоцикла подкатегорию А1;

- введены новые дорожные знаки 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением», 4.5.4 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения»;

- для движения велосипедистов вводятся велосипедные полосы, велосипедные дорожки, велопешеходные дорожки. Первые отделены от дороги разметкой, вторые и третьи - конструктивно.

Для обеспечения безопасного передвижения детей-пешеходов, детей-водителей, детей-пассажиров по дорогам необходимо создать условия для их комплексного обучения, с участием преподавателей образовательной организации, высшей школы, сотрудников ГИБДД, родителей, проводить тренинги, направленные на развитие теоретических знаний ПДД и практических навыков их применения.

 

Ссылки на источники

  1. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gibdd.ru/stat/.
  2. Правила дорожного движения Российской Федерации, - М.: ООО «ИДТР», 2015. – 64 с.
  3. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 23.06.2014) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164697.
  4. Жигульский В.И. Применение дорожных ограждений в городе Шахты [Текст] / В. И. Жигульский, Ю.А. Черткова // Научная мысль.- 2015.- №2. С. 104-106.