Аннотация: В данной работе проведен анализ оценки безопасности движения по районам г. Саратова, выявлены очаги аварийности, показано распределение ДТП по основным видам нарушений водителями ПДД, проведен сравнительный анализ количества ДТП за 2013 и 2014 годы.
Ключевые слова: движение, безопасность, результаты, анализ, аварийность, дорожно – транспортные происшествия
Одной из главных причин роста смертности как в России, так в частности и в Саратове являются частые случаи ДТП, для предотвращения и снижения аварийных ситуаций на дороге, необходимо производить анализы их причин, и выявлять закономерности ДТП. [1]
Состояние аварийности на территории г. Саратова по итогам 12 месяцев 2014 года отмечается ростом количества ДТП и числом раненных пострадавших. В табл.1 приведено сравнение со статистикой ДТП 2013года.
Таблица 1
Дорожно-транспортные происшествия по районам
за 2013 – 2014 г
Район |
2013 |
2014 |
ДТП,% |
Пог.,% |
Ран.,% |
||||
ДТП без постр. |
Пог. |
Ран. |
ДТП без постр. |
Пог. |
Ран. |
Сравнение (итоги 2014г.) |
|||
Волжский |
64 |
6 |
75 |
91 |
4 |
115 |
43 |
-33,0 |
53,0 |
Заводской |
121 |
13 |
144 |
117 |
8 |
145 |
-3 |
-38,0 |
1,0 |
Кировский |
103 |
5 |
118 |
127 |
9 |
152 |
23,0 |
80,0 |
29,0 |
Ленинский |
130 |
15 |
137 |
131 |
9 |
152 |
0,8 |
-40,0 |
11,0 |
Октябрьский |
33 |
4 |
35 |
61 |
3 |
84 |
85 |
-25,0 |
140,0 |
Фрунзенский |
22 |
2 |
29 |
26 |
1 |
28 |
17 |
-50,0 |
-3,0 |
Всего |
474 |
45 |
537 |
553 |
34 |
676 |
16,7 |
-24,0 |
26,0 |
Таблица 2
Очаги аварийности города Саратова 2014 год
Район |
Улица |
ДТП (без постр.)
|
ДТП (с постр.) |
Пог. |
Ран. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Волжский |
Усть-Курдюмская (Сетевая - Молодежная) |
19 |
1 |
1 |
0 |
Заводской |
Ново Астраханское шоссе (5й Артельный пр. - 3 Нагорная) |
58 |
8 |
2 |
8 |
Заводской |
Ново Астраханское шоссе (Пензенская - 7я Нагорная) |
68 |
6 |
|
11 |
Заводской |
Ново Астраханское шоссе (Барнаульская - Пензенская) |
46 |
6 |
1 |
6 |
Заводской |
Ново Астраханское шоссе (Крымская - Барнаульская) |
101 |
7 |
1 |
8 |
Заводской |
Огородная (7й Динамовский пр. - Б. Динамовский пр.) |
23 |
1 |
1 |
0 |
Заводской |
Орджоникидзе (Киевская - Авиастроителей) |
143 |
8 |
|
8 |
Заводской |
Орджоникидзе (Чернышевского - Фабричная) |
108 |
6 |
|
6 |
Заводской |
Чернышевского (3й Солдатский пр. - Орджоникидзе) |
45 |
1 |
1 |
0 |
Заводской |
Тульская (Фруктовый проезд - 1й Тульский пр.) |
39 |
1 |
1 |
|
Заводской |
Энтузиастов (Барнаульская - Крымский пр.) |
26 |
19 |
7 |
16 |
Заводской |
Энтузиастов (Пензенская - 7я Нагорная) |
75 |
9 |
1 |
9 |
Кировский |
Астраханская (Московская - Большая Горная) |
76 |
4 |
1 |
3 |
Кировский |
Кутякова (Астраханская - Чапаева) |
52 |
10 |
|
10 |
Кировский |
Танкистов (Большая Садовая - 1й Магнитный пр.) |
61 |
7 |
2 |
8 |
Кировский |
Танкистов (Жуковского - 1й Магнитный пр.) |
21 |
1 |
1 |
0 |
Ленинский |
50 Лет Октября (Деловая -Техническая) |
95 |
15 |
|
15 |
Ленинский |
50 Лет Октября (Дубовикова - Делова) |
51 |
11 |
|
13 |
Ленинский |
50 Лет Октября (площадь Ленина - Дубовикова) |
76 |
12 |
|
10 |
Ленинский |
Гвардейская (Кольцова - Крылова) |
19 |
5 |
1 |
4 |
Ленинский |
Гвардейская (Олимпийская - Попова) |
23 |
5 |
1 |
5 |
Ленинский |
Московское ш. (1й Московский пр. - 3й Московский пр.) |
27 |
4 |
1 |
3 |
Ленинский |
Московское ш. (2й Петровский пр. - 1й Московский пр.) |
46 |
6 |
1 |
5 |
Ленинский |
Московское ш. (2-я Прокатная - 2й Петровский пр.) |
62 |
10 |
1 |
10 |
Ленинский |
Московское ш. (3й Московский пр. - Стахановская) |
22 |
5 |
1 |
6 |
Ленинский |
Панфилова (2я Прокатная - Бережная) |
23 |
1 |
1 |
0 |
Ленинский |
Строителей (Зеркальная - 3й проезд Строителей) |
75 |
11 |
|
13 |
Ленинский |
Строителей (Студеная - Зеркальная) |
68 |
13 |
2 |
12 |
Ленинский |
Строителей (Шехурдина - Студеная) |
109 |
13 |
4 |
14 |
Ленинский |
Тархова (Л.Кумача - Строителей) |
25 |
7 |
1 |
6 |
Продолжение табл.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Октябрьский |
Политехническая (3й Товарныйпр. - Сызранская) |
56 |
8 |
|
11 |
Октябрьский |
Политехническая (Клочкова - 3й Товарный пр.) |
95 |
8 |
|
12 |
Октябрьский Фрунзенский |
Астраханская (2-я Садовая - Слонова) |
127 |
6 |
1 |
6 |
Октябрьский Фрунзенский |
Б. Садовая (2-я Садовая - Белоглинская) |
195 |
4 |
|
5 |
Октябрьский |
Чернышевского (Шелковичная - 3й Дегтярный) |
39 |
11 |
1 |
12 |
Уровень аварийности на улицах города в [2] предлагается оценивать на основе теории риска с использованием укрупнённого показателя, учитывающего: количество ДТП, интенсивность, число полос и состав движения.
Был проведен анализ ДТП на улицах г. Саратова, среди которых тридцать пять улиц являются наиболее аварийными. Были выявлены основные виды нарушения водителями ПДД и причины совершения ДТП.
В г. Саратове за 12 месяцев 2014 г. из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств совершено 85.0% всех ДТП. За данный период зарегистрировано 1263 таких происшествий (Табл.1).
Рисунок 1 - Сравнительная статистика ДТП по основным видам нарушения
Наиболее распространенной причиной совершения водителями ДТП было «Несоблюдение очередности проезда» (26.5%). Значительно (на 1200.0%) возросло количество ДТП из-за «Превышение установленной скорости», доля таких ДТП составила (2.3%). Значительно (на -53.3%) по сравнению с 2013г. снизилось количество ДТП из-за «Несоответствие скорости конкретным условиям», доля таких ДТП составила (7.0%). Значительно (на +11.4%) возросло количество ДТП из-за «Выезд на полосу встречного движения», доля таких ДТП составила (7.8%). Значительно (на +361.5%) возросло количество ДТП из-за «Управление ТС в состоянии опьянения», доля таких ДТП составила (5.3%).[3]
Из 85.0% всех ДТП, 84.1% ДТП по вине водителей связаны с нарушениями, допущенными водителями легковых автомобилей, в результате 952 (+19.1%) ДТП погибли (-12.1%) и получили ранения (+20.2%) человека. Возросло (+21.2%) количество ДТП из-за нарушений ПДД водителями грузовых автомобилей. По сравнению с предыдущем 2013 годом.
Рисунок 2 -Распределение ДТП по вине водителей в зависимости от типа ТС
Таблица 3
Интенсивность движения и количество ДТП на перекрёстках двух-, трёх- и четырёх-полосных улиц г. Саратова [2]
Количество полос движения на магистральной улице |
Замеренная на пересечении интенсивность движения, ед. т. с./ч |
Приведённая к легковому автомобилю интенсивность движения на пересечении, легк. авт./ч |
Количество ДТП, шт./год |
4 полосы |
1853 |
2502 |
23 |
2221 |
2895 |
33 |
|
2422 |
3416 |
58 |
|
3 полосы |
1431 |
1903 |
13 |
1623 |
2208 |
23 |
|
1808 |
2585 |
36 |
|
2 полосы |
981 |
1294 |
10 |
1115 |
1516 |
15 |
|
1203 |
1721 |
21 |
Зависимость количества ДТП от приведённой часовой интенсивности движения в час «пик», числа полос и состава движения на пересечениях перекрестков с другими улицами, полученная с использованием метода наименьших квадратов, определяется следующим выражением
(1)
где - количество ДТП в пределах перекрёстка, шт./год;
К1 и К2 - коэффициенты уравнения, зависящие от количества легковых автомобилей в транспортном потоке и числа полос движения;
N - приведённая к легковому автомобилю интенсивность движения в час «пик» на перекрёстке, находящаяся на теоретической прямой (рис.1), легк. авт./ч.
Значения коэффициентов влияния количества легковых автомобилей в транспортном потоке в зависимости от числа полос движения на улицах
г. Саратова представлены в табл. 4.
Таблица 4
Коэффициенты, учитывающие количество легковых автомобилей, в зависимости «число ДТП - приведённая интенсивность движения на перекрёстке» при различном количестве полос движения на автомагистралях г. Саратова [2]
Магистральная улица |
Коэффициенты уравнения (1): |
|||||
80% легковых автомобилей |
70% легковых автомобилей |
60% легковых автомобилей |
||||
*1 |
К2 |
«1 |
К2 |
к, |
К2 |
|
Четырёхполосная магистраль (2+2) |
0,037 |
74,126 |
0,039 |
75,785 |
0,041 |
76,918 |
Трёхполосная магистраль (1+2) |
0,033 |
50,112 |
0,034 |
51,329 |
0,035 |
52,623 |
Двухполосная магистраль (1+1) |
0,024 |
22,212 |
0,026 |
23,583 |
0,028 |
24,875 |
Полученная зависимость соответствует всем магистральным улицам от двух до четырёх полос, в связи с этим формула (1) является единой для всех наблюдаемых интенсивностей движения.
Для вывода зависимости по кольцевым пересечениям были обследованы имеющиеся в г. Саратове четыре пересечения. У всех обследованных кольцевых пересечений на магистральных улицах разное количество полос движения на подходящих к ним улицах и различная интенсивность. Кольцевое пересечение является самым безопасным пересечением дорог в одном уровне. В настоящее время в г. Саратове кольцевые пересечения по степени опасности соответствуют перекрёсткам четырёхполосных магистралей с другими улицами города.
Зависимость количества ДТП от приведённой интенсивности движения на кольцевых пересечениях магистралей с другими улицами г. Саратова можно представить следующим уравнением
(2)
Выполненные исследования показали, что с увеличением ширины полос движения на магистральных улицах безопасность движения на них повышается.
Автором [2] был разработан математический аппарат расчёта риска попадания автомобиля в ДТП, в зависимости от интенсивности дорожного движения на магистральных улицах города с использованием укрупнённого показателя.
Была получена зависимость вероятности попадания автомобиля в ДТП от интенсивности дорожного движения на магистральных улицах города
(3)
Для выполнения расчётов по формуле (3) определяется приведённая минимальная часовая интенсивность движения в час «пик» для пересечений магистрали, при которой риск возникновения ДТП стремится к нулю, по уравнению, полученному из зависимости (1)
При любой интенсивности выше можно пользоваться формулой (3).
Приведённая к легковому автомобилю минимальная часовая интенсивность движения в час «пик» для кольцевых пересечений магистралей с другими улицами г. Саратова определяется уравнением, полученным из зависимости (2)
(7)
1 - 80% легковых автомобилей в транспортном потоке; 2 - 70% легковых автомобилей в транспортном потоке; 3 - 60% легковых автомобилей в транспортном потоке
Рисунок 3- Зависимость риска возникновения ДТП от приведенной интенсивности движения на перекрестках четырехполостных улиц с другими улицами г. Саратова [2]
Установлено, что с ростом интенсивности движения повышается риск возникновения ДТП.
Риск возникновения ДТП
Рисунок 2 - Зависимость средней интенсивности движения от риска возникновения ДТП на кольцевых пересечениях с другими улицами г. Саратова [2]
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.[4]
Был проведен анализ оценки безопасности движения по районам г. Саратова, а также рассмотрена методика определения уровня аварийности на улицах города на основе теории риска с использованием укрупнённого показателя, учитывающего: количество ДТП, интенсивность, число полос и состав движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.
Ссылки на источники
- О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годах». Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года № 864 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_152847/
- Дмитриева И.В Организационно-технические и инженерные мероприятия для повышения безопасности дорожного движения на магистральных улицах города: автореф. дис…канд. тенх. наук. Волгоград, 2011.18с.
- В.Н. Басков, Б.И. Борисов, А.Б. Кокушкин Современные методы по ликвидации мест концентрации ДТП и увеличению пропускной способности дорог / Вестник СГТУ. 2013 №2 (71). Выпуск 2 . C. 337-341
- Попова И. М. Оценка уровня безопасности дорожного движения в регионах//Научное обозрение. -2015. -№ 4. -С. 109-112.