Полный текст статьи
Печать

Аннотация: В данной работе проведен анализ оценки безопасности движения по районам г. Саратова, выявлены очаги аварийности, показано распределение ДТП по основным видам нарушений водителями ПДД, проведен сравнительный анализ количества ДТП за 2013 и 2014 годы.
Ключевые слова: движение, безопасность, результаты, анализ, аварийность, дорожно – транспортные происшествия

Одной из главных причин роста смертности как в России, так в частности и в Саратове являются частые случаи ДТП, для предотвращения и снижения аварийных ситуаций на дороге, необходимо производить анализы их причин, и выявлять закономерности ДТП. [1]

Состояние аварийности на территории   г. Саратова по итогам 12 месяцев 2014 года отмечается ростом количества ДТП и числом раненных пострадавших. В табл.1 приведено сравнение со статистикой ДТП 2013года.

Таблица 1

Дорожно-транспортные происшествия по районам

за  2013 – 2014 г

Район

2013

2014

ДТП,%

Пог.,%

Ран.,%

ДТП без постр.

Пог.

Ран.

ДТП без постр.

Пог.

Ран.

Сравнение (итоги 2014г.)

Волжский

64

6

75

91

4

115

43

-33,0

53,0

Заводской

121

13

144

117

8

145

-3

-38,0

1,0

Кировский

103

5

118

127

9

152

23,0

80,0

29,0

Ленинский

130

15

137

131

9

152

0,8

-40,0

11,0

Октябрьский

33

4

35

61

3

84

85

-25,0

140,0

Фрунзенский

22

2

29

26

1

28

17

-50,0

-3,0

Всего

474

45

537

553

34

676

16,7

-24,0

26,0

 

Таблица 2

Очаги аварийности города Саратова 2014 год

 

Район

                                Улица

ДТП

(без постр.)

 

ДТП

(с постр.)

Пог.

Ран.

1

2

3

4

5

6

Волжский

Усть-Курдюмская (Сетевая - Молодежная)

19

1

1

0

Заводской

Ново Астраханское шоссе (5й Артельный пр. - 3 Нагорная)

58

8

2

8

Заводской

Ново Астраханское шоссе (Пензенская - 7я Нагорная)

68

6

 

11

Заводской

Ново Астраханское шоссе (Барнаульская - Пензенская)

46

6

1

6

Заводской

Ново Астраханское шоссе (Крымская - Барнаульская)

101

7

1

8

Заводской

Огородная (7й Динамовский пр. - Б. Динамовский пр.)

23

1

1

0

Заводской

Орджоникидзе (Киевская - Авиастроителей)

143

8

 

8

Заводской

Орджоникидзе (Чернышевского - Фабричная)

108

6

 

6

Заводской

Чернышевского (3й Солдатский пр. - Орджоникидзе)

45

1

1

0

Заводской

Тульская (Фруктовый проезд - 1й Тульский пр.)

39

1

1

 

Заводской

Энтузиастов (Барнаульская - Крымский пр.)

26

19

7

16

Заводской

Энтузиастов (Пензенская - 7я Нагорная)

75

9

1

9

Кировский

Астраханская (Московская - Большая Горная)

76

4

1

3

Кировский

Кутякова (Астраханская - Чапаева)

52

10

 

10

Кировский

Танкистов (Большая Садовая - 1й Магнитный пр.)

61

7

2

8

Кировский

Танкистов (Жуковского - 1й Магнитный пр.)

21

1

1

0

Ленинский

50 Лет Октября (Деловая -Техническая)

95

15

 

15

Ленинский

50 Лет Октября (Дубовикова - Делова)

51

11

 

13

Ленинский

50 Лет Октября (площадь Ленина - Дубовикова)

76

12

 

10

Ленинский

Гвардейская (Кольцова - Крылова)

19

5

1

4

Ленинский

Гвардейская (Олимпийская - Попова)

23

5

1

5

Ленинский

Московское ш. (1й Московский пр. - 3й Московский пр.)

27

4

1

3

Ленинский

Московское ш. (2й Петровский пр. - 1й Московский пр.)

46

6

1

5

Ленинский

Московское ш. (2-я Прокатная - 2й Петровский пр.)

62

10

1

10

Ленинский

Московское ш. (3й Московский пр. - Стахановская)

22

5

1

6

Ленинский

Панфилова (2я Прокатная - Бережная)

23

1

1

0

Ленинский

Строителей (Зеркальная - 3й проезд Строителей)

75

11

 

13

Ленинский

Строителей (Студеная - Зеркальная)

68

13

2

12

Ленинский

Строителей (Шехурдина - Студеная)

109

13

4

14

Ленинский

Тархова (Л.Кумача - Строителей)

25

7

1

6

 

Продолжение табл.2

1

2

3

4

5

6

Октябрьский

Политехническая (3й Товарныйпр. - Сызранская)

56

8

 

 11

Октябрьский

Политехническая (Клочкова - 3й Товарный пр.)

95

8

 

 12

Октябрьский Фрунзенский

Астраханская (2-я Садовая - Слонова)

127

6

1

  6

Октябрьский Фрунзенский

Б. Садовая (2-я Садовая - Белоглинская)

195

4

 

5

Октябрьский

Чернышевского (Шелковичная - 3й Дегтярный)

39

11

1

12

 

Уровень аварийности на улицах города в [2] предлагается оценивать на основе теории риска с использованием укрупнённого показателя, учитывающего: количество ДТП, интенсивность, число полос и состав движения.

 Был проведен анализ ДТП на улицах г. Саратова, среди которых тридцать пять улиц являются наиболее аварийными. Были выявлены основные виды нарушения водителями ПДД  и причины совершения ДТП.

В г. Саратове за 12 месяцев 2014 г. из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств совершено 85.0% всех ДТП. За данный период зарегистрировано 1263 таких происшествий (Табл.1).

 

 

Рисунок 1 -  Сравнительная статистика ДТП по основным видам нарушения

 

Наиболее распространенной причиной совершения водителями ДТП было «Несоблюдение очередности проезда» (26.5%). Значительно (на 1200.0%) возросло количество ДТП из-за «Превышение установленной скорости», доля таких ДТП составила (2.3%). Значительно (на -53.3%) по сравнению с 2013г. снизилось количество ДТП из-за «Несоответствие скорости конкретным условиям», доля таких ДТП составила (7.0%). Значительно (на +11.4%) возросло количество ДТП из-за «Выезд на полосу встречного движения», доля таких ДТП составила (7.8%). Значительно (на +361.5%) возросло количество ДТП из-за «Управление ТС в состоянии опьянения», доля таких ДТП составила (5.3%).[3]

Из 85.0% всех ДТП, 84.1%  ДТП по вине водителей связаны с нарушениями, допущенными водителями легковых автомобилей, в результате 952 (+19.1%) ДТП погибли (-12.1%) и получили ранения (+20.2%) человека. Возросло (+21.2%) количество ДТП из-за нарушений ПДД водителями грузовых автомобилей. По сравнению с предыдущем 2013 годом.

 

 

 

Рисунок 2 -Распределение ДТП по вине водителей в зависимости от типа  ТС

 

Таблица 3

Интенсивность движения и количество ДТП на перекрёстках двух-, трёх- и четырёх-полосных улиц г. Саратова [2]

 

Количество полос движения на магистральной улице

Замеренная на пересечении

интенсивность

движения, ед. т. с./ч

Приведённая к легковому автомоби­лю интенсивность

движения на пере­сечении, легк. авт./ч

Количество

ДТП,

шт./год

4 полосы

1853

2502

23

2221

2895

33

2422

3416

58

3 полосы

1431

1903

13

1623

2208

23

1808

2585

36

2 полосы

981

1294

10

1115

1516

15

1203

1721

21

 

           Зависимость количества ДТП от приведённой часовой интенсивности движения в час «пик», числа полос и состава движения на пересечениях перекрестков с другими улицами, полученная с использованием метода наименьших квадратов, определяется следующим выражением

                                                               (1)

где  - количество ДТП в пределах перекрёстка, шт./год;

К1 и К2 - коэффициенты уравнения, зависящие от количества легковых автомобилей в транспортном потоке и числа полос движения;

N - приведённая к легковому автомобилю интенсивность движения в час «пик» на перекрёстке, находящаяся на теоретической прямой (рис.1), легк. авт./ч.

Значения коэффициентов влияния количества легковых автомобилей в транспортном потоке в зависимости от числа полос движения на улицах

 г. Саратова представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Коэффициенты, учитывающие количество легковых автомобилей, в зависимости «число ДТП - приведённая интенсивность движения на перекрёстке» при различном количестве полос движения на автомагистралях г. Саратова [2]

 

Магистральная

улица

Коэффициенты уравнения (1):

80% легковых автомобилей

70% легковых автомобилей

60% легковых автомобилей

*1

К2

«1

К2

к,

К2

Четырёхполосная магистраль (2+2)

0,037

74,126

0,039

75,785

0,041

76,918

Трёхполосная магистраль (1+2)

0,033

50,112

0,034

51,329

0,035

52,623

Двухполосная магистраль (1+1)

0,024

22,212

0,026

23,583

0,028

24,875

 

Полученная зависимость соответствует всем магистральным улицам от двух до четырёх полос, в связи с этим формула (1) является единой для всех наблюдаемых интенсивностей движения.

Для вывода зависимости по кольцевым пересечениям были обследованы имеющиеся в г. Саратове четыре пересечения. У всех обследованных кольцевых пересечений на магистральных улицах разное количество полос движения на подходящих к ним улицах и различная интенсивность. Кольцевое пересечение является самым безопасным пересечением дорог в одном уровне. В настоящее время в г. Саратове кольцевые пересечения по степени опасности соответствуют перекрёсткам четырёхполосных магистралей с другими улицами города.

  Зависимость количества ДТП от приведённой интенсивности движения на кольцевых пересечениях магистралей с другими улицами г. Саратова можно представить следующим уравнением

 

                                                       (2)

Выполненные исследования показали, что с увеличением ширины полос движения на магистральных улицах безопасность движения на них повышается.

Автором [2] был разработан математический аппарат расчёта риска попадания автомобиля в ДТП, в зависимости от интенсивности дорожного движения на магистральных улицах города с использованием укрупнённого показателя.

Была получена зависимость вероятности попадания автомобиля в ДТП от интенсивности дорожного движения на магистральных улицах города

                                                          (3)

Для выполнения расчётов по формуле (3) определяется приведённая минимальная часовая интенсивность движения в час «пик» для пересечений магистрали, при которой риск возникновения ДТП стремится к нулю, по уравнению, полученному из зависимости (1)

 






                                                        

 

При любой интенсивности выше  можно пользоваться формулой (3).

Приведённая к легковому автомобилю минимальная часовая интенсивность движения в час «пик» для кольцевых пересечений магистралей с другими улицами г. Саратова определяется уравнением, полученным из зависимости (2)

                                

                                               (7)

1 - 80% легковых автомобилей в транспортном потоке; 2 - 70% легковых автомобилей в транспортном потоке; 3 - 60% легковых автомобилей в транспортном потоке 

Рисунок 3- Зависимость риска возникновения ДТП от приведенной интенсивности движения на перекрестках четырехполостных улиц с другими улицами г. Саратова [2] 

Установлено, что с ростом интенсивности движения повышается риск возникновения ДТП.

Риск возникновения ДТП

Рисунок 2 - Зависимость средней интенсивности движения от риска возникновения ДТП на кольцевых пересечениях с другими улицами г. Саратова [2]

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.[4]

Был проведен анализ оценки безопасности движения по районам г. Саратова, а также рассмотрена методика определения уровня аварийности на улицах города на основе теории риска с использованием укрупнённого показателя, учитывающего: количество ДТП, интенсивность, число полос и состав движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

 

Ссылки на источники

  1. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годах». Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года  № 864 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_152847/      
  2. Дмитриева И.В Организационно-технические и инженерные мероприятия для повышения безопасности дорожного движения на магистральных улицах города:  автореф. дис…канд. тенх. наук. Волгоград, 2011.18с.
  3. В.Н. Басков, Б.И. Борисов, А.Б. Кокушкин  Современные методы по ликвидации мест концентрации ДТП  и увеличению  пропускной способности дорог / Вестник СГТУ. 2013 №2 (71). Выпуск 2 .  C. 337-341
  4. Попова И. М. Оценка уровня безопасности дорожного движения в регионах//Научное обозрение. -2015. -№ 4. -С. 109-112.