Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы городов в части развития дорожных сетей, проанализирован комплекс мероприятий по развитию улично-дорожной сети и его перспективные направления развития  
Ключевые слова: улично-дорожная сеть, городская инфраструктура, транспортные потоки, проектируемая магистральная сеть.   

Одной из наиболее характерных проблем современных городов является, интенсивный рост автомобильного парка и отсталые темпы развития городской инфраструктуры. При проектировке улично-дорожной сети необходимо учитывать ряд факторов, которые способствуют повышению, пропускной способности городских улиц, снижению рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий, улучшение экологической обстановки в городе.

Улично-дорожная сеть городов является важной частью городской инфраструктуры, связывая совокупность отраслей городского хозяйства и соответствующих организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города. В Саратове, как и в большинстве городов России, транспортная сеть сложилась во времена Советского Союза и не получила с той поры качественного развития. Вместе с тем за прошедшие десятилетия произошли существенные изменения в городской инфраструктуре, связанные с одной стороны с активным развитием предприятий сферы торговли, сервиса (в первую очередь автомобильного), а с другой стороны с фактическим прекращением деятельности крупнейших градообразующих предприятий. В это же время произошел многократный рост автомобильного парка (главным образом личного транспорта) и одновременное качественное изменение направленности и плотности транспортных потоков. [2]

К современным дорожным сетям предъявляются требования увеличения их пропускной способности при одновременной обеспеченности безопасности движения транспортных средств и пешеходов, экологических норм воздушной среды за счет максимального сглаживания транспортных потоков. Но развитие автомобильной промышленности приводит к появлению плотных транспортных потоков (ТП) на городских магистралях, усложнению организации дорожного движения и повышению негативных последствий. Первоначальные функции улично-дорожной сети постепенно утратились, в то время как их отрицательное влияние на жизнь человека, в числе которых - аварийности, повышения загрязнения окружающей среды, шума и увеличения себестоимости перевозки пассажиров и груза, стали все более заметными. Поэтому особую важность приобретает оптимальное планирование сетей, улучшение организации движения, оптимизация системы маршрутов общественного транспорта. [1]

В соответствии со статьями 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 N 65-633 "О Положении, о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Город Саратов", постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 3 июня 2014 года N 1561 "О проекте планировки территорий общего пользования города Саратова (Заводской район)", с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний, состоявшихся 13 января 2015 года предусматривается выполнение целого комплекса мероприятий, предусматривающих реконструкцию и дальнейшее развитие улично-дорожной сети (далее УДС) южного планировочного района города в границах Заводского района муниципального образования "Город Саратов" с целью приведения транспортной инфраструктуры в соответствии с современными потребностями территории и с учетом перспектив ее дальнейшего развития как на срок действия утвержденного Генерального плана города, так и за пределами его расчетного срока.
При этом следует принять во внимание то, что значительная часть мероприятий требуют весьма существенных финансовых ресурсов для их реализации.

 

Рисунок 1 - Улично-дорожная сеть в границах Заводского района г. Саратова [4]                    

В целом, комплекс мероприятий по развитию УДС включает в себя три крупных блока:

1. Реконструкция улиц, играющих важную роль в транспортном обслуживании района (в рамках реализации положений Генерального плана города и плана реализации Генерального плана города);

2. Мероприятия по непосредственному развитию улично-дорожной сети в Заводском районе, которые, в свою очередь также подразделяются на два крупных подблока: реконструкция и развитие существующей сети улиц с целью создания нормативных условий транспортного обслуживания в границах сложившихся застроенных территорий в пределах Заводского района (с устройством проезжих частей улиц и тротуаров с твердым покрытием в кварталах сложившейся усадебной застройки на тех участках существующей УДС, где таковые отсутствуют); проектирование и строительство новых элементов УДС с целью развития и совершенствования существующей транспортной схемы;

3. Проектирование и строительство транспортных пересечений и примыканий на общегородских магистралях регулируемого движения в пределах южного планировочного района города в границах Заводского района муниципального образования "Город Саратов".

Таким образом, эти мероприятия включают в себя:

1. Реконструкция улиц играющих важную роль в транспортном обслуживании района: ул. Огородная, ул. Барнаульская, ул. Миллеровская, ул. Орджоникидзе,  пр. Фруктовый (Рис.2).

2. Развитие улично-дорожной сети в Заводском районе и включает:
- Строительство транспортной перемычки, соединяющей ул. Томскую с улицей им. Орджоникидзе Г.К. через территорию бывшего завода САЗ;

- Строительство нового спуска – въезда в город с горы Алтынной (от памятника погибшим водителям через пос. Тепличный – возможно только при условии согласия Александровского муниципального образования);

- реконструкция и развитие существующей сети жилых улиц с целью создания нормативных условий транспортного обслуживания в границах сложившихся застроенных территорий Заводского района.

3. Транспортные пересечения и примыкания на общегородских магистралях регулируемого движения:

- ул. Ново-Астраханское шоссе – ул. Политехническая – ул. Огородная
-  ул. им. Чернышевского Н.Г. – ул. им. Орджоникидзе Г.К.

-  ул. им. Орджоникидзе Г.К.– ул. Фабричная

-  проспект Энтузиастов – ул. Барнаульская в районе стадиона Волга

-  ул. Ново-Астраханское шоссе – ул. Пензенская

-  ул. Ново-Астраханское шоссе – ул. Барнаульская

-  ул. Ново-Астраханское шоссе – ул. Огородная

-  ул. Ново-Астраханское шоссе – ул. им. Маркина Н.Г.

 

Рисунок 2 - Реконструкция улиц Заводского района г. Саратова [4]

Кроме этого, на перспективу, за пределами срока действия утвержденного Генерального плана города – в рамках федеральных и областных программ – предусмотрено строительство автомобильного мостового перехода через Волгоградское водохранилище в районе улиц им. Чернышевского и Заводской (район бывшего кож. завода) через о. Казачий с выходом на территорию юго-восточнее речного порта в городе Энгельсе. В районе примыкания мостового перехода к существующей улично-дорожной сети города на стыке центрального планировочного района и южного планировочного района города в соответствии с Генеральным планом города предусматривается формирование крупного транспортного пересечения в разных уровнях.

В сравнении с проектом, утвержденным в 2011 году, в новом варианте скорректированы границы Саратова, уточнены красные линии для отдельных земельных участков.

 При проектировании улично-дорожной сети максимально учитывалась сложившаяся система улиц, направление перспективного развития города и исключались имеющиеся недостатки сложившейся УДС. Введена четкая дифференциация всех улиц, проездов и переулков по категориям.

В проекте принята следующая классификация улично-дорожной сети с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности движения транспорта на отдельных участках и их роли и положения в транспортной схеме города Саратова: магистральные улицы общегородского значения; магистральные улицы районного значения; улицы и дороги местного значения; магистральные дороги;
улицы и дороги в промышленных и коммунально-складских зонах.

Красные линии улиц установлены на основании планировочных решений, заложенных в Генеральном плане города, с учетом ранее выполненных проектов планировки территории (в части, не противоречащей решениям Генерального плана) и с учетом материалов, приведенных в альбоме поперечников, разработанных ГУПП "Институт Саратовгражданпроект" в 2009 году в рамках разработанной градостроительной документации "Развитие улично-дорожной сети в составе комплексной транспортной схемы г. Саратова (Кировский, Октябрьский, Фрунзенский, Волжский, Заводской районы), где представлены поперечные профили с указанием параметров проезжих частей, тротуаров, газонов, местных проездов.
Формирование магистральной улично-дорожной сети города на ближайшую и отдаленную перспективу направлено на обеспечение жизнедеятельности города как единого целого и Заводского района как его неотъемлемой части.

Проектируемая магистральная сеть сохраняет сложившуюся схему сети, в то же время дополняется улицами во вновь застраиваемых жилых районах или районах коренной реконструкции существующей городской территории, в том числе связанной с изменением ее функционального использования или интенсивности ее использования (в частности, в рамках реализации программы по ликвидации ветхого и аварийного жилья), на наиболее загруженных направлениях в сложившейся застройке города с включением в транспортную работу по обслуживанию территории ранее не задействованных улиц в виду отсутствия дорожного полотна с твердым покрытием на них.

Кроме этого, на перспективу, за пределами срока действия утвержденного Генерального плана города - в рамках федеральных и областных программ - предусмотрено строительство автомобильного мостового перехода через Волгоградское водохранилище в районе улиц им. Чернышевского и Заводской (район бывшего кож. завода) через о. Казачий с выходом на территорию юго-восточнее речного порта в городе Энгельсе.

В районе примыкания мостового перехода к существующей улично-дорожной сети города на стыке центрального планировочного района и южного планировочного района города в соответствии с Генеральным планом города предусматривается формирование крупного транспортного пересечения в разных уровнях. Данные положения Генерального плана города были также детализированы и нашли соответствующее отражение в материалах разработанного проекта планировки. [3]

В общем, для улучшения дорожно-уличной сети в городе необходимо строительство многоуровневых парковок и транспортных развязок, производить грамотную настройку светофорных объектов и управление транспортными потоками с использованием интеллектуальных средств, предоставление приоритетного проезда городскому пассажирскому транспорту и исключение дублирования маршрутов городского электротранспорта и автобусов, рассмотрение возможности ограничения въезда в исторический центр. А применение современных методов воздействия на транспортный поток позволит повысить пропускную способность улично-дорожной сети, снизить протяженность и время транспортных заторов, сократить число дорожно-транспортных происшествий и улучшить экологическую обстановку в городе.

Ссылки на источники

  1. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения. Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Транспорт, 2001 – 247 с.
  2. Гусев Евгений Сергеевич "Научный аспект №4-2013" - Технические науки
  3. Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 3 июня 2014 года N 1561 "О проекте планировки территорий общего пользования города Саратова (Заводской район)"
  4. http://stroysar.ru/news/main/ulicy-ordzhonikidze-i-barnaulskuju-rekonstruirujut