Аннотация. Рассмотрено влияние на жизненный цикл кузова автобуса времени эксплуатации и пробега предлагается провести ряд математических операций, в последовательности, состоящей из семи этапов. В данной статье автором проведен статистический анализ значений пробегов автобусов на результаты измерений в зонах, подверженных коррозии.
Ключевые слова: автобус, кузов автобуса, пробег, коррозия, разрушение, прочность.
Для рассмотрения влияния процессов коррозионно-усталостного разрушения [1] на прочность кузовов автобусов предлагается выполнить статистический анализ величин пробегов и сроков эксплуатации автобусов по результатам замеров площадей разрушенных участков и на их основе разработать математическую модель, реально отражающую коррозионные процессы, происходящие на деталях, узлах и сборочных единицах.
Разработку пространственно-временной модели процесса коррозионно-усталостного разрушения деталей, узлов и сборочных единицах подоконного и нижнего обвязочного поясов кузовов произведем для автобусов марки ПАЗ-3205, эксплуатировавшихся на территории Ростовской области.
При проведении исследований необходимо оценить зависимости значений общей площади подоконного бруса и нижнего обвязочного пояса кузовов, поврежденных коррозионно-усталостным разрушением, от пробега Х1, тыс. км и срока эксплуатации Х2, год, по предлагаемой форме (таблица 1).
Порядковый номер автобуса |
Срок эксплуатации, Т, год (Х2) |
Пробег, S, тыс. км (Х1) |
Величина площади подоконного пояса с коррозионно-усталостным разрушением, Y1, дм2 |
Величина площади нижнего обвязочного пояса с коррозионно-усталостным разрушением, Y2, дм2 |
1... |
|
|
|
|
n=45 |
|
|
|
|
Для рассмотрения влияния на срок службы кузова автобуса времени эксплуатации и километров пробега предлагается провести серию математических операции, в последовательности, состоящей из семи этапов [2]. В настоящей работе рассмотрим первый этап – статистический анализ величин пробегов кузовов автобусов ПАЗ-3205.
Для изучения закона распределения была рассмотрена выборочная совокупность из n=45 опытов в широком спектре возможных значений (таблица 1). С помощью команд пакета Maple 9.5 [3] были написаны программы для статистических исследований в форме научного блокнота.
Для полученной по результатам расчетов выборочной совокупности величин пробегов был составлен статистический ряд. Количество разрядов статистического ряда вычисляется по правилу Штюргеса [4]:
здесь: [X] – операция вычисления целой части числа.
Таким образом, при выборочной совокупности n=45 количество интервалов статистического ряда равно: k = 5. Границы разрядов статистического ряда с частотами выборочных значений, попавших в соответствующий разряд, запишем в виде таблицы 2.
Таблица 2
Статистический ряд для величин пробегов автобусов
Разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Границы разрядов |
63 270,4 |
270,4 477,8 |
477,8 685,2 |
685,2 892,6 |
892,6 1100 |
Частоты |
6 |
15 |
17 |
5 |
2 |
Графическое изображение статистического ряда (гистограмма) представлена на рисунке 1. Вдоль горизонтальной оси на рисунке 1 отложены границы разрядов статистического ряда, а вдоль вертикальной оси – относительные частоты, деленные на шаг.
Здесь mj – количество выборочных значений (таблица 2), попавших в j–й разряд, j=1,2,…5;
Рисунок 1 – Гистограмма величин пробегов кузова автобусов ПАЗ-3205
Выборочное среднее является состоятельной, несмещенной и эффективной оценкой для математического ожидания гипотетического закона распределения. Выборочное среднее указывает на среднее значение пробегов автобуса по результатам обследований.
По виду гистограммы и значениям коэффициентов асимметрии и эксцесса можно выдвинуть гипотезу о нормальном законе распределения. Описание основных параметров этого распределения и вид соответствующей функции плотности приводится в [4].
Рисунок 3 – Гистограмма пробегов автобусов и гипотетическая функция плотности нормального распределения
Из полученного закона распределения пробегов автобусов [5] следуют выводы:
– около 70% исследуемых эксплуатируемых автобусов имеют пробег 300-700 тыс. км и примерно по 15% - ниже и выше данного интервала;
– распределение автобусов по пробегу близко к нормальному, поэтому для статистического анализа применимы теоремы и правила, характерные для теории вероятностей в отношении нормального распределения.
Ссылки на источники
- Семенова И.В. Коррозия и защита от коррозии / И.В. Семенова, Г.М. Флорианович, А.В. Хорошилов; под ред. И.В. Семеновой. – М. : ФИЗМАТЛИТ, 2002. – 336 с.
- Овчинников Н.А., Суржик И.В. Оценка влияния коррозионно-усталостного разрушения на прочность кузова автобуса марки ПАЗ-3205 / Наука и инновации в области сервиса автотранспортных средств и обеспечения безопасности дорожного движения = Science and innovations in the field of vehicle service and traffic safety : междунар. сб. науч. трудов. - Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2014. – С 100-102.: ил.
- Дьяконов В.П. Maple 9.5/10 в математике, физике и образовании / В.П. Дьяконов. – М.: СОЛОН-Пресс, 2006 – 720 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В.Е. Гмурман. – М.: Высшая школа, 1999. – 480 с.
- Калмыков Б.Ю., Высоцкий И.Ю., Овчинников Н.А. Предложения по оценке прочности конструкции пассажирских транспортных средств / Инженерный вестник Дона. 2012. № 2. С. 7.