Полный текст статьи
Печать

Аннотация.Для рассмотрения влияния на срок службы кузова автобуса времени эксплуатации и километров пробега предлагается провести серию математических операции, в последовательности, состоящей из семи этапов. В настоящей работе автором проведен статистический анализ величин сроков эксплуатации автобусов по данным коррозионных разрушений.
Ключевые слова: автобус, кузов автобуса, пробег, коррозия, разрушение, прочность.

Для рассмотрения влияния процессов коррозионно-усталостного разрушения [1] на прочность кузовов автобусов предлагается выполнить статистический анализ величин пробегов и сроков эксплуатации автобусов по результатам замеров площадей разрушенных участков и на их основе разработать математическую модель, реально отражающую коррозионные процессы, происходящие на деталях, узлах и сборочных единицах.

Разработку пространственно-временной модели процесса коррозионно-усталостного разрушения деталей, узлов и сборочных единицах подоконного и нижнего обвязочного поясов кузовов произведем для автобусов марки ПАЗ-3205, эксплуатировавшихся на территории Ростовской области.

При проведении исследований необходимо оценить зависимости значений общей площади подоконного бруса и нижнего обвязочного пояса кузовов, поврежденных коррозионно-усталостным разрушением, от пробега Х1, тыс. км и срока эксплуатации Х2, год, по предлагаемой форме (таблица 1).

 

Таблица 1

Значения площадей подоконного и нижнего обвязочного поясов, поврежденных коррозионно-усталостным разрушением в зависимости от пробега и срока эксплуатации автобуса (статистическая выборка)

Порядковый номер автобуса

Срок эксплуатации, Т, год

(Х2)

Пробег,

S, тыс. км

(Х1)

Величина площади подоконного пояса с коррозионно-усталостным разрушением, Y1, дм2

Величина площади нижнего обвязочного пояса с коррозионно-усталостным разрушением, Y2, дм2

1...

 

 

 

 

n=45

 

 

 

 

 

Для рассмотрения влияния на срок службы кузова автобуса времени эксплуатации и километров пробега предлагается провести серию математических операции, в последовательности, состоящей из семи этапов [2]. В настоящей работе рассмотрим второй этап – статистический анализ величин сроков эксплуатации кузовов автобусов ПАЗ-3205

Для изучения закона распределения была рассмотрена выборочная совокупность из n=45 опытов в широком спектре возможных значений (таблица 1). С помощью команд пакета Maple 9.5 [3] были написаны программы для статистических исследований в форме научного блокнота.

На основе статистических данных сроков эксплуатации (таблица 1) для 45 опытов в Maple 9.5 составлен статистический ряд. Границы разрядов статистического ряда с частотами выборочных значений, попавших в соответствующий разряд, показаны в таблице 2.

 

Таблица 2

Статистический ряд для сроков эксплуатации автобусов

Разряды

1

2

3

4

5

Границы

разрядов

1

4,6

4,6

8,2

8,2

11,8

11,8

15,4

15,4

19

Частоты

6

15

17

5

2

 

Гистограмма сроков эксплуатации представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Гистограмма сроков эксплуатации кузова автобусов ПАЗ-3205

 

 

Рисунок 2 – Гистограмма сроков эксплуатации кузова автобусов и
гипотетическая функция плотности нормального распределения

Из полученного закона распределения сроков эксплуатации следуют выводы:

– средний срок эксплуатации исследуемых автобусов составляет около 8 лет;

– около 70% автобусов имеют срок эксплуатации от 4,5 до 12, 13% – менее 4,5 и 17% – более 12 лет;

– некоторая правосторонняя ассиметрия нормального распределения свидетельствует о превышении количества автобусов с большим сроком эксплуатации относительно среднего (8 лет) над количеством с меньшим сроком. Т.о. наблюдается тенденция к общему «старению» парка автобусов в исследуемой выборке [5];

– рекомендуется существенное обновление парка эксплуатируемых автобусов.

Ссылки на источники

  1. Семенова И.В. Коррозия и защита от коррозии / И.В. Семенова, Г.М. Флорианович, А.В. Хорошилов; под ред. И.В. Семеновой. – М. : ФИЗМАТЛИТ, 2002. – 336 с.
  2. Овчинников Н.А., Суржик И.В. Оценка влияния коррозионно-усталостного разрушения на прочность кузова автобуса марки ПАЗ-3205 / Наука и инновации в области сервиса автотранспортных средств и обеспечения безопасности дорожного движения = Science and innovations in the field of vehicle service and traffic safety : междунар. сб. науч. трудов. - Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2014. – С 100-102.: ил.
  3. Дьяконов В.П. Maple 9.5/10 в математике, физике и образовании / В.П. Дьяконов. – М.: СОЛОН-Пресс, 2006 – 720 с.
  4. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В.Е. Гмурман. – М.: Высшая школа, 1999. – 480 с.
  5. Калмыков Б.Ю., Высоцкий И.Ю., Овчинников Н.А., Бочаров С.В. Способ определения высоты опрокидывания автобуса для оценки прочности конструкции его кузова по правилам ЕЭК ООН №66. – Инженерный вестник Дона. 2012. № 3 (21). С. 10-17.