Аннотация: Статья посвящена вопросам процесса внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в сфере международных перевозок. Выполнен анализ ключевых аспектов КСО, подходов к построению системы КСО в процессе организации международных перевозок в компании.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, структура управления, центр управления, организация перевозок.
Под понятием «корпоративная социальная ответственность» в статье принята добровольно проводимая международными компаниями деятельность по повышению положительного их воздействия на международное сообщество, окружающую среду и мировую экономику. Примерами инициатив корпоративной и социальной ответственности могут быть меры по обеспечению безопасности процессов перевозки опасных грузов, сокращению выбросов вредных веществ, снижение ущерба природных ресурсов, меры по сохранению водных запасов в мире, меры по разработке и внедрению корпоративных программ противодействия коррупции в сфере международных перевозок. Внедрение принципов КСО предполагает использование способов, основанных на этике, уважении к целям партнеров, к сообществам и окружающей среде.
В Северных Странах – Швеция, Финляндия, Норвегия, – принципы КСО получили широкое распространение, однако это направление деятельности является новым для бизнес-организаций Кыргызстана, в том числе в сфере организации международных перевозок и связей со странами СНГ. Стратегическое внедрение принципов КСО в деятельность транспортных компаний Кыргызстана требует, в том числе, анализа ряда аргументов в пользу этого:
- Благоприятные для международных перевозок долгосрочные перспективы. Социальные действия международных компаний по улучшению жизни местного общества или по устранению необходимости государственного регулирования, направлены также и на получение взаимной выгоды партнеров.
- Изменение потребностей рынков транспортных услуг. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 90-х годов. Для снижения различия между повышением потребностей стран СНГ и предложением от транспортных компаний, их вовлеченность в социальную деятельность должна стать ожидаемой и необходимой.
- Международные транспортные компании имеют в своем распоряжении достаточно ресурсов для того, чтобы часть из них предоставить в виде помощи на социальные нужды.
4. Моральная ответственность участников международных перевозок. Международная транспортная компания при организации и выполнении международных перевозок является членом мирового сообщества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением при принятии решения.
Процесс внедрения КСО в деятельность организаций определен в международном стандарте ИСО 2007. Этот документ определяет, что внедрение принципов КСО в деятельность международной компании и транспортных предприятий, обслуживающих их деятельность должно реализовываться с учетом двух основных принципов: признание организацией своей социальной ответственности и ее идентификация при вовлечении и заинтересованных сторон [3].
Этап 1.Признание социальной ответственности. Во-первых, транспортная компания должна определить, каким образом ее деятельность на международных рынках услуг будут влиять на общественность и окружающую среду. Во-вторых, компания должна осознать ожидания общественности от ответственного поведения транспортной компании, связанного с этим поведением.
Наиболее эффективным путем оценки уровня социальной ответственности транспортной компании в процессе организации и реализации международных перевозок является выявление осведомленности в вопросах КСО по следующим основным аспектам:
- Управление транспортной компанией;
- права человека;
- трудовые отношения;
- окружающая среда;
- честная реализация деятельности;
- отношения с потребителями транспортных услуг;
- социально-экономическое развитие общества в странах СНГ.
Эти аспекты распространяются на экономическую, экологическую и социальную сферы, на которые транспортная компания оказывает прямое или косвенное влияние (рис. 1):
Рис. 1. Семь ключевых аспектов корпоративной социальной ответственности
Внедрение приведенных на рис.1 аспектов КСО должно базироваться на принципах корпоративной социальной ответственности, т.к. они в значительной степени влияют на управленческие решения компании и ее деятельность в целом. В то же время, не существует заранее определенного порядка внедрения принципов КСО в деятельность транспортной компании: он зависит от ее стратегии и принимаемых ею решений. Именно управление компанией определяет мероприятия по внедрению принципов КСО в ее деятельность.
Если принято решение все же внедрять концепцию КСО в деятельность организации по международным перевозкам, она должна рассматривать ключевые аспекты в совокупности, в их взаимосвязи. Позитивное влияние от внедрения компанией одного из аспектов не должно негативно отражаться на решении других социальных вопросов, не снижать результативность самой компании, не вредить интересам других заинтересованных сторон.
Компания, которая намерена признать свою социальную ответственность, должна обеспечить и юридически обусловленные, и другие существующие обязанности.
Юридически обусловленные обязанности – это применимые законы, правила и обязанности относительно социальных проблем и проблем окружающей среды, которые должны быть выполнены в обязательном порядке. Компания должна рассматривать свои обязательства с точки зрения своей социальной ответственности. Эти юридические обязательства должны быть отражены либо в этических кодексах, руководствах, либо в обязанностях членов ассоциаций, к которым они относятся.
Этап 2. Выявление и вовлечение заинтересованных сторон.
Выявление и вовлечение заинтересованных сторон – это эффективный способ заявить о своей социальной ответственности со стороны транспортной компании и один из основных элементов практической деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности в сфере транспортных услуг.
Заинтересованными сторонами в сфере реализации международных перевозок могут быть предприятия/фирмы или физические лица, имеющие бизнес или частные интересы в грузо- и пассажироперевозках. Данные интересы связаны с чем-либо, что может быть основанием для требований, причем такие требования не должны быть финансовыми или затрагивать законные права. Таким требованием может быть право на собственное мнение, на чистую экологическую среду обитания, качество и безопасность транспортных услуг
Сотрудники совместного транспортного предприятия уже рассматриваются как входящие в число заинтересованных сторон. Понимание того, как решения или деятельность транспортной компании влияет на интересы заказчиков услуг в странах содружеств, облегчит выявление ее наиболее важных заинтересованных сторон. Компания может иметь сразу множество заинтересованных сторон, при этом стороны могут иметь различные, а иногда и конкурирующие интересы. Заинтересованные стороны могут иметь как общие интересы, так и противоположные интересам транспортной компании. Например, население страны, участвующее в деятельности многонациональной транспортной компании может быть заинтересовано в позитивном ее воздействии при создании рабочих мест. И в то же время, не заинтересовано в негативном воздействии той же транспортной компании, например, во вредных выбросах в окружающую среду.
Некоторые заинтересованные стороны могут являться неотъемлемой частью организации. Например, сотрудники или владельцы транспортной компании. Интерес большинства заинтересованных сторон может относиться к социальной ответственности транспортной компании.
Вовлечение заинтересованных сторон предполагает создание диалога между транспортной компанией и заинтересованными сторонами. Основная цель вовлечения – это более глубокое рассмотрение международной транспортной компанией ее социальной ответственности. Компания, знающая свои заинтересованные стороны, не обязательно должна вовлекать каждую из них.
Вовлечение заинтересованных сторон может быть важно для выполнения правовых обязательств, в том числе перед заинтересованными сторонами или сотрудниками. Это взаимодействие может быть использовано для выявления того, как оптимизировать благоприятное воздействие принимаемых решений и деятельности, или как снизить отрицательный эффект.
Согласно работе к.э.н. Тумилевича Е.Н., в соответствии с уровнем КСО компании может быть два варианта построения системы корпоративной социальной ответственности [2].
Служба КСО должна быть гибко и гармонично вписана в общую структуру управления транспортным предприятием. При этом может быть реализован один из двух подходов к построению системы КСО внутри компании.
- Независимая деятельность функциональных центров управления транспортными услугами, с выделением цели управления социальной ответственностью. Ими должна быть обеспечена ограниченная и обозначенная информационная связь по вертикали и горизонтали по вопросам корпоративной социальной ответственности.
Основная деятельность в рамках подсистемы КСО включает решение ряда задач:
- Определение функциональных задач по разработке и детализации схемы проекта в рамках КСО.
- Обеспечение персоналом, что предполагает создание подсистем найма, учета персонала, доступа к информации, организации рабочих мест и подсистемы оплаты труда.
- Создание подсистемы мотивации персонала: планирование и маркетинг; подготовка и утверждение планов и определение планируемого результата; анализ полученного результата.
- Повышение эффективности работы по вопросам КСО, что включает оптимизацию расходов на реализацию принципов КСО, поиск новых транспортных технологий, средств и методов КСО и повышение эффективности и безопасности имеющихся транспортных средств.
При построении подсистемы КСО в компании необходимо создать обеспечивающие элементы, к которым относится методическое, программное обеспечение, информация, маркетинговые мероприятия (рис. 2):
Рис. 2. Элементы подсистемы КСО в системе управления международными перевозками Кыргызстан – Россия
Например, в международной транспортной компании Кыргызстана «Aibatrans.kg» функционирует менеджер по КСО в отделе корпоративных коммуникаций (подчиняется генеральному директору). В его основные обязанности входит разработка и внедрение стратегии КСО. Этим же направлением занимается еще один сотрудник – специалист по социальным коммуникациям транспортного предприятия России.
- Взаимосвязанная деятельность центров управления организацией. При такой форме большая часть управленческих решений принимается специализированными центрами в рамках их функциональных полномочий, а синтезирующие решения разрабатываются международной транспортной компанией, совместно с другими заинтересованными сторонами управления транспортной компанией.
Такой метод реализации принципов КСО применяется рядом международных компаний Кыргызстана, которые при этом выделяют подразделения в зависимости от вовлеченных заинтересованных сторон.
Таким образом, в такой структуре реализатором принципов КСО является высший уровень руководства, принципы КСО охватывают всю деятельность компании, определяющие взаимоотношения с заинтересованными сторонами, и создают соответствующие отделы и подразделения.
Ссылки на источники
- Социальная отчетность корпораций. Библиотека финансиста. МСФО: http://www.msfofm.ru
- Matten D., Moon J. «Implicit” and “Explicit» CSR: A Conceptual Framework for Understanding CSR in Europe //Habish A., Jonker J, Wegner M, Schmidpeter R. (Eds.) CSR Across Europe, Germany: Springer, 2004.
- Руководство по социальной ответственности ИСО 2007. ISO/TMBWG SR N 143от2008-06-02
- Басков В.Н., Кожуховская Л.Я. «Обеспечение качества и надежности транспортных процессов путем создания управляемого ядра» // Вестник СГТУ 2013
- ТумилевичЕ.Н.Построение системы корпоративной социальной ответственности в компании. Журнал «Российское предпринимательство» № 23 (221) за 2012 год, cтр. 30-37.
- Официальный сайт компании «Aibatrans.kg» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: . www.aibatrans.kg