Аннотация. В статье рассматриваются возможности современных TMS-систем, преимущества их использования. Приводится анализ программных решений европейского и отечественного производства. Сделан вывод о дальнейших перспективах развития TMS-систем.
Ключевые слова: информационные технологии, системы управления процессом перевозок, логистика.
В последнее время информационные технологии проникли практически во все сферы жизни человека и общества: государственное управление, экономика, хозяйственная деятельность, наука, образование, медицина, логистика, транспорт. Современная логистика не может существовать без активного использования информационных технологий. Практически невозможно представить организацию цепи поставки грузов без постоянного обмена информацией.
Быстрое появление информационных технологий в сфере перевозок не позволило также быстро перестроиться руководителям транспортных компаний к изменившейся системе управления транспортными потоками. Лидерами оказались предприятия, оценившие потенциал и преимущества использования информационных технологий в области перевозок [1].
Растущие потребности на рынке грузоперевозок делают очевидным необходимость нового современного подхода к управлению транспортной логистикой, основанного на информационных технологиях. Необходимость автоматизации наступает тогда, когда организация транспортировки грузов в ручном или полуавтоматическом режиме влечет существенные трудовые, временные и материальные издержки. Инструментом для достижения прогресса в этой области является внедрение автоматизированной системы управления транспортировкой (TMS).
TMS-системы (Transportation Management System) – системы, выполняющие функции планирования, контроля и оценки показателей на каждой стадии транспортировки, покрывающие все уникальные потребности организации, легко интегрируемые с другими системами и со складским модулем.
TMS-системы дают возможность решения широкого спектра задач по оптимизации транспортной логистики, планирования маршрутов на стратегическом, тактическом и операционном уровнях.
Стратегический уровень планирования позволяет осуществлять обоснование инвестиционных решений, таких как: оптимизация стратегии распределения, строительство новых складов и распределительных центров, дополнительные инвестиции на развитие парка подвижного состава, изменение статичных маршрутов. Тактический уровень планирования предоставляет данные для обоснования решений по сезонности, динамике спроса, стратегии продаж и отгрузок для балансировки нагрузки с учетом ограничений количества заключаемых контрактов и количества свободных складских площадей. Операционный уровень планирования (в режиме реального времени) обеспечивает выполнение тактического плана с учетом ежедневной динамики показателей (трафика, погоды, форс- мажоров, технических проблем) и изменения заказов в реальном времени. Оптимизация управления транспортом и маршрутизации позволяют увеличить прибыль предприятия благодаря ряду преимуществ, достигаемых с внедрением системы управления транспортом. Происходит снижение затрат на логистику: сокращение пробега транспорта, эффективное управление расписанием доставок, оптимальное использование ресурсов, построение маршрутов доставки с учетом внешних факторов (пробки, перекрытые дороги, минимальный километраж), очередности доставок[2].
Оперативное управление транспортом в режиме реального времени дает возможности для корректировки маршрутов, графиков отправки грузов и расписания на основании ежедневной статистики, а также выбор наиболее подходящих транспортных средств. Принятие решений о снабжении на основе актуальной информации о фактической стоимости каждой операции, доставки, доступности остатков. Повышение эффективности использования ресурсов за счет точности планирования погрузок, разгрузок, доставок и транспортных средств.
Большинство программных решений в данной области имеют одинаковые функции, однако, в связи с ужесточением экологических требований некоторые компании-разработчики стали предлагать новые функции для оценки и управления воздействия на экологическую среду: оптимизация маршрутов с ограничением по экологическому налогу, расчет надбавки, предварительное фактурирование.
Рассмотрим подробнее возможности современных TMS-систем на примере двух программных комплексов европейского и отечественного производства.
Система Qguar TMS – системный модуль, поддерживающий планирование, мониторинг и расчет стоимости перевозок в распределительных системах различной сложности. Используется для оптимизации транспортной логистики. На сегодняшний день система активно работает на рынках Украины, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Германии, Франции, Испании, Великобритании, Люксембурге. Систему Qguar используют ведущие европейские логистические компании Wincanton Trans European, Phillips, Thompson, Britisch American Tobacco, HiPP, GlaxoSmithKline, Globus. Оптимальное планирование маршрутов, перегрузок и консолидации перевозок, а также многие другие функции делают модуль Qguar TMS мощным инструментом автоматизации транспорта не только для диспетчеров. Транспортная логистика на основе TMS модуля имеет тесную взаимосвязь с другими модулями системы Qguar, и прежде всего, с модулем Qguar WMS. Подобная интеграция дает возможность автоматизации транспортно-складских комплексов.
Очевидным является то, что решение транспортных задач необходимо рассматривать в комплексе с задачами складского управления. К примеру, непрерывное планирование отправок невозможно обеспечить в условиях отсутствия данных по доступным складским запасам на конкретный момент времени. Автоматизация логистики — это тесная интеграция систем TMS (система управления транспортом) и WMS (систем управления складом), которая позволяет компании оперативно управлять работой транспорта и склада в соответствии с изменяющимися в режиме реального времени требованиями контрагентов.
Разработанная система управления перевозками автоматизирует основные процессы транспортного предприятия. Рассмотрим возможности Qguar TMS [3].
Прием и оформление заказов на перевозку – регистрация клиентов, которым предоставляются услуги по перевозкам, прием новых заказов на перевозку груза, предварительная оценка стоимости перевозки, поиск и редактирование отложенных заказов, передача информации диспетчеру, протоколирование процесса общения с клиентом, отмена заказа.
Планирование и формирование маршрутов – справочники стран, населенных пунктов, почтовых индексов; комплексное формирование географических данных, логистические и тарифные зоны, схемы транспортировки.
Расчет стоимости транспортных услуг – справочники структур тарифов, транспортных услуг, налогов и типов счетов; заполнение тарифов, подготовка счетов, экспорт данных финансовую / бухгалтерскую систему (например, 1С, SCALA).
Среди нововведений стоит отметить следующие функции: обслуживание договоров с внешними транспортными компаниями, определяемые пользователем прейскуранты транспортных услуг, определяемые пользователем алгоритмы расчета транспортных услуг, статистика и анализ данных по транспортной логистике.
Среди основных функциональных блоков системы управления транспортом Qguar TMS выделяются: заявки на перевозку (поиск, просмотр, редактирование, копирование, возврат заказов на доработку), транспортные средства (тип транспорта, модель транспортного средства, регистрационные номера, расход топлива, статус транспортного средства), ручное планирование маршрутов, автоматическое планирование маршрутов, тестирование маршрутов на ограничения, прогноз затрат на доставку по маршруту, мониторинг заявок, цифровая карта, взаиморасчеты с перевозчиками, анализ реальных затрат.
Система «РУССЛАНД-ЭКСПЕДИТОР» не отстает от своего европейского аналога и также предоставляет пользователям широчайший круг возможностей по управлению перевозками.
«Руссланд-Экспедитор» – система для автоматизации деятельности ОАО «Шереметьево-Карго», организующего транспортные перевозки. Целью разработки информационной системы было создание единого информационного пространства для всех участников перевозки, включая развитую агентскую сеть ОАО «Шереметьево-Карго». Система «Руссланд-Экспедитор» используется в ОАО "Шереметьево-Карго" с 1996 года.
В данном проекте объектом автоматизации являлась деятельность ОАО «Шереметьево-Карго», организующего транспортные перевозки. Данный вид деятельности связан с взаимодействием различных организаций, как внутри страны, так и за рубежом.
Целью разработки информационной системы было создание единого информационного пространства для всех участников перевозки, включая развитую агентскую сеть ОАО «Шереметьево-Карго»
Комплекс задач, решаемых системой «Руссланд-Экспедитор» [4]:
- организация авиационных, автомобильных и мультимодальных грузовых перевозок;
- организация взаимодействия агентов, отвечающих за различные виды транспорта и направления;
- поиск новых клиентов, крупных поставщиков и получателей, перевозчиков и других участников перевозки;
- ведение картотеки сторонних организаций;
- ведение тарифов на продаваемые и покупаемые услуги. Формирование моделей счетов и выпуск счетов по шаблонам на оформленные перевозки;
- формирование стандартных схем контроля доставки;
- обеспечение клиентов информацией о состоянии груза и мониторинг процесса перевозки каждой единицы транспортировки.
Используя информационную систему, ОАО «Шереметьево – Карго» получило возможность собирать, хранить, оперативно обрабатывать и анализировать данные о спросе на транспортные услуги, изменениях потребностей в услугах, индивидуальных потребностях покупателя. Использование системы позволило менеджерам организовывать поставки и логистические схемы, так, чтобы сократить все физические издержки (издержки на хранение и транспортировку) и посреднические издержки.
«Руссланд-Экспедитор» построена на архитектуре "клиент-сервер", что позволяет использовать потенциал системы для осуществления операций бизнес-бизнес (В2В) и для операций бизнес-потребитель (B2C), на основе специальных технологий и стандартов электронного обмена данными между заказчиками, поставщиками и партнерами.
В системе детально проработана схема взаимодействия между всеми участниками перевозки. Использование единого информационного пространства позволяет осуществлять обмен данными, как между компаниями, так и между агентами различных компаний [5].
Преимущества данного подхода: возможность создания единой базы услуг, формируемой участниками процесса и ориентированной на рынок потребителя; информационная связь между участниками логистического процесса; свободный доступ к нормативно-справочной информации; возможность поддержки производственных процессов в режиме удаленного доступа (система управления продажами, система управления складами и др.).
Таким образом, внедрение TMS-систем позволяет транспортным компаниям сократить расходы, добиться оптимизации маршрутной сети и рационального использования подвижного состава, автоматизировать трудоемкие процессы, сократив время и увеличив степень прозрачности работы. Среди основных тенденций развития TMS-систем можно отметить не только введение учета поправок на экологическую ситуацию, о котором было сказано выше, но и консолидацию WMS и TMS-систем в единый транспортно-складской комплекс с целью повышения оперативности управления и снижения затрат.
Ссылки на источники
- Евсеева А.А., Кобиашвили Е.И. Анализ современных подходов к повышению экономической эффективности работы автотранспортных предприятий / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 3476-3480.
- WMS EXPO. Четвертая международная конференция, посвященная инновациям и автоматизации работы склада / Журнал «ЛОГИСТИКА» http://logistika-prim.ru
- Qguar TMS http://quantum-int.com/sistema-upravleniya-transportom/
- «РУССЛАНД-ЭКСПЕДИТОР» http://russlan.com/.
- Трегубов В.Н. Информационные системы и технологии аналитической обработки информации на транспорте: учебное пособие для студентов специальности "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)" / В. Н. Трегубов, Н. А. Муравьева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Саратовский гос. технический ун-т. Саратов, 2011.