Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье затрагиваются вопросы функционирования городского пассажирского транспорта. Качество обслуживания пассажиров является одним из аспектов, позволяющих провести оценку качества оказания транспортных услуг. На примере г. Саратова проводится анализ показателей качества оказания услуг, который дает объективную картину работы городского пассажирского транспорта. Предложены к внедрению электронные табло, которые позволят сократить время ожидания пассажиром транспорта на остановочных пунктах.
Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, качество обслуживания, время ожидания транспорта, регулярность движения, электронное табло.

Сложившаяся ситуация в сфере функционирования городского пассажирского транспорта является неудовлетворительной, что обусловлено низким уровнем качества обслуживания пассажиров. Анализ данной проблемы в городе Саратове и оценка показателей качества оказания услуг пассажирскими автотранспортными предприятиями показали, что в данной сфере необходим комплексный подход к улучшению качества оказания услуг [1].

Показатели для оценки качества перевозок пассажиров (на примере автобусных перевозок), предложенные автором Спириным И.В. [2] в виде схемы, отражают простые и сложные свойства, показатели качества транспортного обслуживания пассажиров (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Структура показателей качества обслуживания пассажиров

Мероприятия по повышению качества и эффективности пассажирских перевозок можно разделить на четыре основных группы: социальные, технические, экономические и организационные.

К социальным мероприятиям, направленным на повышение качества, можно отнести установление графика работы водителей с соблюдением требований по режиму их труда и отдыха, повышение культуры обслуживания пассажиров.

Технические мероприятия, повышающие качество перевозок, заключаются в закупке современных автобусов и микроавтобусов повышенной вместимости и комфортабельности, рациональном сочетании на маршрутах автобусов большой вместимости и маршрутных такси, совершенствовании системы технического обслуживания и текущего ремонта автобусов. В рамках технических мероприятий должно быть выполнено повышение коэффициента технической готовности парка подвижного состава, а также подвижной состав должен соответствовать требованиям экологичности. В современных условиях возникает необходимость четкого контроля качества пассажирских перевозок и совершенствования материально-технического обеспечения производства.

Экономические мероприятия повышения качества направлены на улучшение системы планирования перевозок и материального стимулирования, создание фондов поощрения и премирования за качество. Разработка нового маршрута должна осуществляться в следующем порядке: обработка и анализ данных обследования пассажиропотока, составление схемы маршрута, расчет экономической целесообразности открытия нового маршрута.

К организационным мероприятиям повышения качества относятся создание единой центральной диспетчерской службы, совершенствование структуры городских пассажирских перевозок, оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта. В вопросах регулирования дорожного движения возникает необходимость принятия решений, связанных с выделением полос для общественного транспорта. Для оптимизации использования подвижного состава необходимо четкое регулирование количества транспортных средств на маршруте в зависимости от интенсивности пассажиропотока. На постоянной основе рекомендуется к внедрению в качестве информационной основы оптимизации всей системы управления автоматизированная система мониторинга выполнения услуг в сфере городских пассажирских перевозок.

С целью повышения комфортабельности ожидания остановочные пункты должны быть оборудованы павильонами, которые могут защитить от неблагоприятных погодных условий, обеспечены информационными щитами с изображением схемы города, транспортной сети и выделением маршрутов движения автобусов этой остановки. В конце 2013 года в городе Сочи 72 остановки было оборудовано электронными табло в рамках мероприятий по созданию безбарьерной среды улично-дорожной сети [3], а в Санкт-Петербурге к концу ноября 2015 года планируется, что информационные табло начнут работать на 85 остановочных пунктах [4]. Пример электронного табло показан на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Электронное табло в городе Сочи

В настоящее время такие сервисы как «Яндекс Транспорт», «Где автобус?» предлагают в реальном времени наблюдать за движением городского пассажирского транспорта, однако в настоящий момент времени в Саратове они не применяются.

Электронные информационные табло и вышеперечисленные сервисы помогут снизить время ожидания транспорта на остановке. Предлагается идея оценивать комфортность системы общественного транспорта комплексно. Под степенью комфортности системы понимается качественная и количественная характеристика основных показателей организации транспортного обслуживания населения, таких, как доступность, наполняемость, частота движения, пересадочность, время на пересадки и общее время поездки. Комфортность системы характеризуется следующими показателями:

1)    ограничением времени подхода к остановке от дома и от работы;

2)    отсутствием пересадок;

3)    наличием свободных мест для сидения;

4)    ограничением суммарного времени поездки «от двери до двери»;

5)    ограничением времени ожидания транспорта [5].

Показатель качества транспортного обслуживания определяется согласно выражению, предложенному Большаковым А.М. [6]:

 

Данные показатели необходимы для оценки качества организации движения автобусов на маршрутах, качества работы пассажирских автотранспортных предприятий и удобства перевозок для пассажиров.

Таким образом, наиболее важным элементом для оценки качества обслуживания пассажиров служит интегрированная величина коэффициента качества, который содержит в себе оценки по таким показателям, как время, затрачиваемое на одну поездку, регулярность движения транспортных средств, коэффициент наполнения автобусов. Однако к числу недостатков относятся трудности, возникающие при определении уровня нормативного показателя затрат времени на одну поездку пассажира для каждого из отдельно взятых городов.

Ссылки на источники

  1. Евсеева А.А., Рябоконенко К.Р. Анализ состояния и перспективы развития общественного транспорта Саратова // Вестник развития науки и образования. – 2014. - №2. – С. 192-195
  2. Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ., учреждений среднего проф. образования / И. В. Спирин. - 5-e изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
  3. Электронные табло появятся на остановках Сочи. –  URL: http://sochi4live.com/index.php/novosti-sochi/obshestvo/3126-elektronnie-tablo-poyavitsia-na-ostanovkah-v-sochi.html
  4. В Петербурге начали работать электронные табло для общественного транспорта –  URL: http://saint-petersburg.ru/m/society/rubina/342676/
  5. Дедюкин В.В., Петров А.И., Карнаухов В.Н. Городской пассажирский транспорт. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. – 272 с.
  6. Тлегенов Б.Н. Анализ методов оценки и показателей качества системы городского пассажирского транспорта // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №3.